Свежий обзор закупочного законодательства с 25.03.2024 по 31.03.2024

Свежий обзор закупочного законодательства с 25.03.2024 по 31.03.2024

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Утверждены минимальные требования к членам СРО

Правительством РФ утверждены минимальные требования к членам СРО, осуществляющим инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, отдельных объектов атомной энергетики.

Документ: Постановление Правительства РФ от 20.03.2024 №338

https://gkgz.ru/utverzhdeny-minimalnye-trebovaniya-k-chlenam-sro/

2.Программное обеспечение можно закупать в порядке, предусмотренном ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Документ: Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. N 624-ФЗ

https://gkgz.ru/programmnoe-obespechenie-mozhno-zakupat-v-poryadke-predusmotrennom-ch-12-st-93-zakona-n-44-fz/

3.Контракт, подписанный с использованием ЕИС, направляется в реестр контрактов не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем его подписания

Документ: Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ

https://gkgz.ru/kontrakt-podpisannyj-s-ispolzovaniem-eis-napravlyaetsya-v-reestr-kontraktov-ne-pozdnee-treh-rabochih-dnej-so-dnya-sleduyushhego-za-dnem-ego-podpisaniya/

4.Внесены изменения в Правила маркировки товаров средствами идентификации

Документ: Постановление Правительства РФ от 28.03.2024 № 386

https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-pravila-markirovki-tovarov-sredstvami-identifikatsii/

5.Утверждены изменения в Методике определения сметной стоимости по закупкам в строительстве (методика 421/пр)

С 9 апреля 2024 года вступит в силу приказ Минстроя «О внесении изменений в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия…».

Документ: Приказ Минстроя России от 30.01.2024 № 55/пр (https://t.me/gkgzru/15448)

https://gkgz.ru/utverzhdeny-izmeneniya-v-metodike-opredeleniya-smetnoj-stoimosti-po-zakupkam-v-stroitelstve-metodika-421-pr/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Условия допуска не распространяются на закупки МФУ

Документ: Письмо Минфина России от 18 марта 2024 г. N 24-06-09/23917

https://gkgz.ru/usloviya-dopuska-ne-rasprostranyayutsya-na-zakupki-mfu/

2.Минфин разъяснил некоторые вопросы по порядку определения цены отдельных позиций ТРУ при снижении НМЦК

Минфин России ответил на запрос об уменьшении цены единицы товара, работы, услуги при заключении контракта.

Документ: Письмо Минфина России от 18.03.2024 № 24-06-06/24003

https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-nekotorye-voprosy-po-poryadku-opredeleniya-tseny-otdelnyh-pozitsij-tru-pri-snizhenii-nmtsk/

3.Изменения административной ответственности в сфере закупок рассматриваются Правительством

Минфином РФ в аппарат Правительства РФ направлена доработанная редакция проекта Федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ.

Документ: Законопроект изменения в КоАП письмо Минфина России от 26.02.2024 № 01-06-12/24-16480

https://gkgz.ru/izmeneniya-administrativnoj-otvetstvennosti-v-sfere-zakupok-rassmatrivayutsya-pravitelstvom/

4.Как победителю закупки привлечь гаранта к ответственности за некорректное оформление независимой гарантии?

ФАС России дала разъяснение относительно ответственности за соответствие независимой гарантии требованиям законодательства о контрактной системе. Ответственность за такое соответствие несет банк, который выдал гарантию, а не победитель закупки.

Документ: Письмо ФАС России от 26.03.2024 № 28/25182/24

https://gkgz.ru/kak-pobeditelyu-zakupki-privlech-garanta-k-otvetstvennosti-za-nekorrektnoe-oformlenie-nezavisimoj-garantii/

5.Минфин: За ошибки в независимой гарантии для госзакупок ответственность несет банк, так как именно банк ее составляет и выдает

Ведомство пояснило, что независимая банковская гарантия должна соответствовать установленным требованиям. Выдаваемые банками независимые гарантии должны быть составлены такими банками по типовым формам независимых гарантий на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона № 44-ФЗ.

Кто выдает гарантию, тот и несет ответственность, такой вывод следует из письма Минфина России от 27.03.2024 № 24-06-09/27496

https://gkgz.ru/minfin-za-oshibki-v-nezavisimoj-garantii-dlya-goszakupok-otvetstvennost-neset-bank-tak-kak-imenno-bank-ee-sostavlyaet/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.УФАС: Неправомерно отклонять заявку при отсутствии документального подтверждения недостоверности

Заказчик неправомерно отклонил заявку общества, не обладая неопровержимыми и документальными подтверждениями недостоверных сведений на момент оценки заявки заявителя.

Документ: Решение АС г Москвы от 27.02.2024 г по делу № А40-272860/2023

https://gkgz.ru/ufas-nepravomerno-otklonyat-zayavku-pri-otsutstvii-dokumentalnogo-podtverzhdeniya-nedostovernosti/

2.Какие нарушения в ваших ТЗ находят контролеры

Заказчики при описании объекта закупки допускают нарушения. В статье эксперты покажут четыре свежих примера из практики ФАС, в каких случаях на вас поступит жалоба.

Смотрим

https://gkgz.ru/kakie-narusheniya-v-vashih-tz-nahodyat-kontrolery/

3.Заказчик отклонил заявку победителя в связи с выявлением негативных факторов в рамках должной осмотрительности, апелляция согласились с таким решением

Документ: Постановление 8 ААС от 22.03.2024 г № 08АП-721/2024 по делу № А81-10325/2023

https://gkgz.ru/zakazchik-otklonil-zayavku-pobeditelya-v-svyazi-s-vyyavleniem-negativnyh-faktorov-v-ramkah-dolzhnoj-osmotritelnosti-apellyatsiya-soglasilis-s-takim-resheniem/

4.Госконтракт не заключен по вине заказчика, суд взыскал с него комиссию за выдачу гарантии

Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 13.03.2024 г № Ф03-505/2024 по делу N А16-539/2023

https://gkgz.ru/goskontrakt-ne-zaklyuchen-po-vine-zakazchika-sud-vzyskal-s-nego-komissiyu-za-vydachu-garantii/

5.В госконтракте условия об ответственности были представлены в виде ссылки на нормативно-правовые акты (НПА), суды не выявили нарушения

Документ: Постановление 3 – го ААС от 12.03.2024 года по делу № А74-5197/2023

https://gkgz.ru/v-goskontrakte-usloviya-ob-otvetstvennosti-byli-predstavleny-v-vide-ssylki-na-normativno-pravovye-akty-npa-sudy-ne-vyyavili-narusheniya/

6.Заказчик, в отношении которого введены санкции, может проводить неконкурентные закупки

Суды сошлись в едином мнении о правомерности проведения неконкурентного конкурса в рамках Закона № 223-ФЗ. Суды напомнили, что заказчик, в отношении которого введены санкции «недружественными» государствами, может проводить в том числе неконкурентные закупки, информация о которых не вносится в ЕИС.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 09.02.2024 г № Ф09-356/2024 по делу № А43-10003/2023

https://gkgz.ru/zakazchik-v-otnoshenii-kotorogo-vvedeny-sanktsii-mozhet-provodit-nekonkurentnye-zakupki/

7.Суд указал на ограничение конкуренции заказчиком при превышении предельно допустимого размера НМЦК, установленного антимонопольным органом

Если заказчик установит величину НМЦК при формировании лота выше предельно допустимого размера, утвержденного антимонопольным органом, это может привести к ограничению конкуренции, следует из определения Верховного Суда РФ.

Документ: Определение ВС РФ от 25.03.2024 № 305-ЭС23-29969 по делу № А40-29415/2023

https://gkgz.ru/sud-ukazal-na-ogranichenie-konkurentsii-zakazchikom-pri-prevyshenii-predelno-dopustimogo-razmera-nmtsk-ustanovlennogo-antimonopolnym-organom/

8.Картель с классическим набором косвенных доказательств признан кассацией недоказанным

Кассация вновь напомнила о недостаточности наличия классической совокупности косвенных доказательств (устойчивые финансовые отношения, использование одинаковых IP-адресов и т. п.) для установления картельного сговора, а также о необходимости правильного определения значимых для такого рода дел обстоятельств.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 01.02.2024 г № Ф01-7676/2023 по делу № А43-6383/2022

https://gkgz.ru/kartel-s-klassicheskim-naborom-kosvennyh-dokazatelstv-priznan-nedokazannym/

9.УФАС не согласилась с отклонением заявки по госзакупке ремонта дороги

Документ: Решение Ставропольского УФАС России от 06.03.2024 года по делу № 026/06/106-449/2024

https://gkgz.ru/ufas-ne-soglasilas-s-otkloneniem-zayavki-po-goszakupke-remonta-dorogi/

10.Когда нужно отклонять заявки участников, которые предлагают иностранный товар

Документ: Решение УФАС по Республике Алтай от 12.02.2024 по делу № 004/06/49-45/2024

https://gkgz.ru/kogda-nuzhno-otklonyat-zayavki-uchastnikov-kotorye-predlagayut-inostrannyj-tovar/

11.ВС РФ: СРО несет ответственность за обязательства подрядчика по возврату неотработанного аванса по госконтракту

Вопрос о том, должна ли СРО нести ответственность за обязательства подрядчика по возврату неотработанного аванса по госконтракту, оказался предметом разбирательства в судебных инстанциях.

Документ: Определение ВС РФ от 27.03.2024 г № 305-ЭС23-27922 по делу №А40-293899/2022

https://gkgz.ru/vs-rf-sro-neset-otvetstvennost-za-obyazatelstva-podryadchika-po-vozvratu-neotrabotannogo-avansa-po-goskontraktu/

12.Заказчик вправе требовать предоставления обеспечения гарантийных обязательств, если подписаны только промежуточные акты приёмки выполненных работ

Документ: Постановление АС Московского округа от 25.03.2024 г № Ф05-28725/2023 по делу № А41-81527/2022

https://gkgz.ru/zakazchik-vprave-trebovat-predostavleniya-obespecheniya-garantijnyh-obyazatelstv-esli-podpisany-tolko-promezhutochnye-akty-priyomki-vypolnennyh-rabot/

13.Неочевидные ошибки, которые находят контролеры в расчетах НМЦК. Примеры из свежей практики

Пока Минфин готовит обновленную методику расчета НМЦК, заказчики продолжают ошибаться. В этом году финконтроль видит еще больше неточностей и манипуляций с ценами. Обратите внимание, что аргументы о сложной экономической ситуации и скачках цен сейчас уже не принимают. Нарушения правил расчета НМЦК есть практически в каждом акте контроля. И исправить уже ничего не получится.

На примерах из свежей практики контроля покажем, как избежать ошибок. Штраф за нарушение порядка либо формы обоснования НМЦК 10 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП). При 10 нарушениях общая сумма штрафа увеличится в 10 раз.

https://gkgz.ru/neochevidnye-oshibki-kotorye-na

14.ВС РФ: Организация вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности только по адресам, указанным в лицензии

Документ: Определение ВС РФ от 14 марта 2024 г. N 305-ЭС24-1352 по делу А40-26426/2023

https://gkgz.ru/vs-rf-organizatsiya-vprave-osushhestvlyat-litsenziruemyj-vid-deyatelnosti-tolko-po-adresam-ukazannym-v-litsenzii/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Вправе ли заказчик в ТЗ на закупку многокомпонентных препаратов не указывать однокомпонентные эквиваленты

При описании объекта закупки по многосоставным лекарственным препаратам, к примеру, пирацетам, циннаризин капсулы 400 мг 25 мг, нужно ли указывать как заменяемые отдельно, если в ЕСКЛП такие дозировки отдельно существуют?

https://gkgz.ru/vprave-li-zakazchik-v-tz-na-zakupku-mnogokomponentnyh-preparatov-ne-ukazyvat-odnokomponentnye-ekvivalenty/

2.Как указывать характеристики объекта с использованием ЕИС, если в техзадании используются формулы, таблицы, изображения, описание характеристики объекта закупки превышает 2 тыс символов?

https://gkgz.ru/kak-ukazyvat-harakteristiki-obekta-s-ispolzovaniem-eis-esli-v-tehzadanii-ispolzuyutsya-formuly-tablitsy-izobrazheniya-opisanie-harakteristiki-obekta-zakupki-prevyshaet-2-tys-simvolov/

4.Можно ли списать неустойку, если контрагент ее не признал?

https://gkgz.ru/mozhno-li-spisat-neustojku-esli-kontragent-ee-ne-priznal/

4.Отклонить или считать иностранной. Что делать заказчику, если характеристики в заявке и реестре не совпадают ?

https://gkgz.ru/otklonit-ili-schitat-inostrannoj-chto-delat-zakazchiku-esli-harakteristiki-v-zayavke-i-reestre-ne-sovpadayut/

5.Возможно ли принять часть товара, который соответствует техзаданию, а от остального отказаться

Проводим приемку, семь позиций соответствуют ТЗ, а три — нет. Имеем ли мы право частично принять компьютерное оборудование, которое состоит из 10 позиций, а на остаток оформить соглашение о расторжении на сумму исполненных обязательств по контракту с оплатой по факту приемки?

https://gkgz.ru/vozmozhno-li-prinyat-chast-tovara-kotoryj-sootvetstvuet-tehzadaniyu-a-ot-ostalnogo-otkazatsya/

6.Нужно ли актуализировать решение об одобрении крупной сделки, если срок действия старого закончился

Истек срок действия решения об одобрении крупной сделки. Нужно ли подгружать новое решение в личный кабинет ЕРУЗ и на площадки?

https://gkgz.ru/nuzhno-li-aktualizirovat-reshenie-ob-odobrenii-krupnoj-sdelki-esli-srok-dejstviya-starogo-zakonchilsya/

7.Какая ответственность грозит заказчику за нарушение требований по размещению годового отчета об объеме закупок у МСП?

Какие последствия за несоблюдение требований о годовом объеме закупок у субъектов MCП, которые установлены постановлением № 1352?

https://gkgz.ru/kakaya-otvetstvennost-grozit-zakazchiku-za-narushenie-trebovanij-po-razmeshheniyu-godovogo-otcheta-ob-obeme-zakupok-u-msp/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 18.03.2024 по 24.03.2024

По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...