Обзор практики рассмотрения жалоб по вопросам, связанным с осуществлением закупок по Закону N 44-ФЗ (июнь 2024)

Обзор практики рассмотрения жалоб по вопросам, связанным с осуществлением закупок по Закону N 44-ФЗ (июнь 2024)

В выпуск за июнь 2024 года, вошли следующие вопросы:

1.Указанное в обеспечении исполнения контракта требование о подсудности споров, возникающих в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, должно быть идентично положениям, установленным заказчиком в извещении об осуществлении закупки.

2.Установление заказчиком в порядке оценки заявок на участие в конкурсе предельного максимального значения цены договора, представляемого участником закупки для оценки и присвоения баллов, в размере менее начальной (максимальной) цены контракта, ограничивает количество участников закупки.

3.Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии Правилами формирования и использования КТРУ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.

4.В случае проведения закупки на осуществление работ по строительству некапитального строения, заказчику следует установить к участникам закупки дополнительное требование о наличии опыта выполнения работ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.

5.Установление заказчиком требования о поставке исключительно оригинального товара без указания возможности поставки эквивалентного товара при отсутствии надлежащего обоснования необходимости использования данного требования нарушает законодательство о контрактной системе в сфере закупок.

Материал подготовлен Материал подготовлен специально для системы ГАРАНТ с использованием правовых актов по состоянию на 30 июня 2024 года

1.Указанное в обеспечении исполнения контракта требование о подсудности споров, возникающих в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, должно быть идентично положениям, установленным заказчиком в извещении об осуществлении закупки.

В ФАС России поступила жалоба ООО (далее – Заявитель) на действия ПАО (далее – Банк) при проведении МУП (далее – Заказчик) электронного конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту межрайонного самотечного канализационного коллектора (далее – Извещение, Контракт).

Согласно доводу жалобы Заявителя, Банк выдал независимую гарантию для целей по обеспечению исполнения Контракта (далее – Независимая гарантия), не соответствующую требованиям Извещения, что привело к признанию Заявителя уклонившимся от заключения Контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Согласно ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 ст. 45 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных ст. 45 Закона о контрактной системе реестрах независимых гарантий;

2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным чч. 2, 3 и 8.2 ст.45 Закона о контрактной системе;

3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 “О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” утверждены, в том числе:

– дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе;

– типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.

Заказчиком в Извещении установлено, что споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по Независимой гарантии рассматриваются в Арбитражном суде Московской области.

Вместе с тем победителем Конкурса представлена Независимая гарантия, согласно которой споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по Независимой гарантии, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы.

В связи с тем, что в Независимой гарантии установлено требование, не соответствовавшее положениям Извещения, комиссией по осуществлению закупок Заказчика на основании п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе Заявитель, являющийся победителем Конкурса признан уклонившимся от заключения Контракта.

Комиссией по осуществлению закупок Заказчика установлено, что Банк выдал победителю Конкурса Независимую гарантию, в которой содержались требования о подсудности споров, возникающих в связи с обеспечением исполнения Контракта, не соответствующие положениям, установленным Заказчиком в Извещении.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Банка, выдавшего Независимую гарантию, не соответствующую требованиям Извещения, нарушают ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе.

Решение ФАС России от 19.06.2024 по делу N 28/06/105-1535/2024, предписание от 19.06.2024 по делу N 28/06/105-1535/2024

2.Установление заказчиком в порядке оценки заявок на участие в конкурсе предельного максимального значения цены договора, представляемого участником закупки для оценки и присвоения баллов, в размере менее начальной (максимальной) цены контракта, ограничивает количество участников закупки.

В ФАС России поступила жалоба ООО (далее – Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре (далее – Заказчик), при проведении электронного конкурса на право заключения государственного контракта на строительство автомобильной дороги (далее – Конкурс, Извещение).

В соответствии с Извещением начальная (максимальная) цена контракта составляет 800 000 000 руб. (далее – НМЦК).

Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее – Порядок оценки) в том числе по детализирующему показателю “Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров” (далее – Детализирующий показатель), показателя “Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта” критерия “Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации” (далее – Критерий).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 “Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” (далее – Положение).

Подпунктом “г” п. 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки “Квалификация участников закупки”.

Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подп. “г” п. 3 Положения:

1) применяются детализирующие показатели;

2) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100%;

3) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Подпунктом “в” п. 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки “Квалификация участников закупки” может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки “Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта”.

В соответствии с подп. “а” п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подп. “в” п. 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

– общая цена исполненных участником закупки договоров;

– общее количество исполненных участником закупки договоров;

– наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Подпунктом “б” п. 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подп. “в” п. 24 Положения оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подп. “а” п. 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.

Подпунктом “з” п. 20 Положения установлено, что в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, то значение количества баллов, присваиваемых заявке, подлежащей оценке, рассчитывается по формуле:

В соответствии с п. 21 Положения, если установлены предусмотренные п. 20 Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с п. 20 Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.

Заказчиком в Порядке оценки установлено предельное максимальное значение () Детализирующего показателя Критерия в размере 400 000 000 руб. (далее – Предельное максимальное значение), то есть в размере менее НМЦК.

Следовательно, участник закупки, предоставивший к оценке по Детализирующему показателю N 2 Критерия контракт/договор с ценой более Предельного максимального значения или равный НМЦК, получит такое же количество баллов, равно как и участник закупки, предоставивший контракт/договор с ценой в размере равном Предельному максимальному значению, при этом опыт последнего по своему объему не является сопоставимым с предметом проводимой закупки.

Таким образом, вне зависимости от цены контракта/договора, предоставленных к оценке по Детализирующему показателю Критерия, все контракты/договоры, цены которых входят в рамки Предельного максимального значения и более, будут оценены равнозначно.

Кроме того, такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить и сопоставить опыт выполнения работ участниками закупки, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются друг от друга.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего Предельное максимальное значение Детализирующего показателя N 2 Критерия менее НМЦК не соответствуют Положению и нарушают п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение ФАС России от 26.06.2024 по делу N 28/06/105-1581/2024, предписание от 26.06.2024 по делу N 28/06/105-1581/2024

3.Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии Правиламиформирования и использования КТРУ, утвержденными постановлениемПравительства РФ от 08.02.2017 N 145.

В ФАС России поступила жалоба ООО (далее – Заявитель) на действия Министерства (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию серверной инфраструктуры в импортозамещённом исполнении (далее – Аукцион, Извещение, Работы).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Правила формирования КТРУ, Правила использования КТРУ), установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) в соответствии с подп. “б” – “г” и “е” – “з” п. 10 Правил формирования КТРУ.

Согласно Извещению Заказчиком выбран код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКПД2) 62.09.10.000 “Услуги по установке компьютеров и периферийного оборудования” (далее – 62.09.10.000).

Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что в позиции КТРУ ОКПД2 62.09.10.000 не предусматривает обязательных характеристик к Работам, Заказчиком описание объекта закупки Извещения (далее – Описание объекта закупки) сформировано в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем согласно Описанию объекта закупки, в этапы выполнения Работ входит в том числе поставка сервера (далее – Товар).

Комиссией ФАС России установлено, что в позиции КТРУ к Товару предусмотрены обязательные характеристики.

Следовательно, виду наличия обязательных характеристик к Товару, Заказчику надлежало сформировать Описание объекта закупки в соответствии с Правилами формирования КТРУ и Правилами использования КТРУ.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, сформировавшего Описание объекта закупки не в соответствии с Правилами формирования КТРУ и Правилами использования КТРУ, нарушают п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение ФАС России от 19.06.2024 по делу N 28/06/105-1514/2024, предписание от 19.06.2024 по делу N 28/06/105-1514/2024

4.В случае проведения закупки на осуществление работ по строительству некапитального строения, заказчику следует установить к участникам закупки дополнительное требование о наличии опыта выполнения работ в соответствии с постановлениемПравительства РФ от 29.12.2021 N 2571.

В ФАС России поступила жалоба ООО (далее – Заявитель) на действия ФГБУ (далее – Заказчик) при проведении электронного конкурса на право заключения государственного контракта на поставку комплексного модуля (далее – Конкурс, Комплекс).

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия ФАС России установила, что Заказчиком в извещении о проведении Конкурса (далее – Извещение) установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

В соответствии с Извещением объектом закупки является строительство Комплекса. Также согласно описанию объекта закупки Извещения (далее – Описание объекта) Комплекс – сборно-разборное легковозводимое, должно быть изделием высокой заводской готовности, устанавливается на подготовленное основание, в случае необходимости может быть передислоцировано в другое место.

Согласно п. 2.1.11 Описания объекта закупки исполнителю необходимо проектом предусмотреть строительство Комплекса в виде двух отдельно стоящих мобильных инвентарных зданий площадью не менее 1300 м 2, представляющих собой быстровозводимое сборно-разборное сооружение высокой степени заводской готовности с ограждающими конструкциями стен и двускатной кровлей по металлическим фермам, соединенных герметичными переходами.

Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) Комплекс относится к некапитальному строению, поскольку не имеет прочной связи с землей, а также что конструктивные характеристики Комплекса позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку.

Позицией 9 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 “О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации” (далее – Постановление N 2571) установлено, что в случае проведения закупки на осуществление работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, необходимо наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

– опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;

– опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);

– опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

Согласно п. 10.2 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения – строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Таким образом, Заказчику при формировании Извещения надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ в соответствии с позицией 9 приложения к Постановлению N 2571, вместо требования о наличии у участников закупки опыта в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившие дополнительные требования к участникам закупки, нарушают п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение ФАС России от 27.06.2024 по делу N 28/06/105-1587/2024, предписание от 27.06.2024 по делу N 28/06/105-1587/2024

5.Установление заказчиком требования о поставке исключительно оригинального товара без указания возможности поставки эквивалентного товара при отсутствии надлежащего обоснования необходимости использования данного требования нарушает законодательство о контрактной системе в сфере закупок.

В ФАС России поступила жалоба ИП (далее – Заявитель) на действия Федеральной службы (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для принтеров и МФУ (далее – Аукцион, Товар).

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком в описании объекта извещения о проведении Аукциона Заказчиком указаны товарные знаки закупаемого Товара, в том числе: Xerox, Canon. При этом Заказчиком установлено, что к Товару, отмеченному символом “*”, предложение неоригинального (эквивалентного), совместимого товара недопустимо.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами “или эквивалент” либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пояснениям Заказчика, представленным при рассмотрении жалобы Заявителя, необходимость поставки оригинального Товара обусловлена тем, что принтеры находится на балансе у Заказчика.

Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что документы, свидетельствующие о необходимости использования Заказчиком оригинальных расходных материалов для оборудования, находящегося на гарантийном обслуживании производителя или поставщика, допускающее использование исключительно оригинальных расходных материалов, у Заказчика отсутствуют.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, предусмотревшего в Описании объекта закупки необходимость поставки исключительно оригинального Товара, нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение ФАС России от 28.06.2024 по делу N 28/06/105-1629/2024, предписание от 28.06.2024 по делу N 28/06/105-1629/2024

К.А. Адигюзелов, замначальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России к.ю.н., доцент

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...