В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Законопроект по унификации национального режима в госзакупках внесен в Госдуму
Планируется введение единых правил для применения национального режима в государственных закупках и закупках отдельных юридических лиц. Предполагается, что правительство сможет устанавливать запреты, ограничения на приобретение иностранных товаров, а также предоставлять преимущества для отечественной продукции, включая закупки по Закону N 223-ФЗ.
Документ: Проект Федерального закона N 547583-8
https://gkgz.ru/zakonoproekt-po-unifikatsii-natsionalnogo-rezhima-v-goszakupkah-vnesen-v-gosdumu/
2.Утверждены требования к оформлению заключения по результатам экспертного сопровождения
Документ: Приказ Минстроя России от 02.11.2023 № 798/пр
3.Предложен новый порядок выдачи разрешений на госзакупки иностранных промышленных товаров
Минпромторг разработал проект нового порядка выдачи разрешения на закупку импортной промышленной продукции из списка с запретом на допуск.
Документ: Проект приказа Минпромторга России ID проекта 145524
4.Отменена форма графика выполнения мероприятий по проектированию и строительству объектов капитального строительства
Документ: Приказ Минстроя России от 12.01.2024 № 10/пр (https://t.me/gkgzru/15116)
5.Минздрав настаивает на ускоренном заключении госконтрактов по медстройкам в регионах
Минздрав РФ предложил ряд изменений в государственную программу “Развитие здравоохранения”, направленных на ускорение заключения госконтрактов по медицинским стройкам в регионах. Согласно предложенным корректировкам, если до 1 апреля регионы не заключат госконтракты или не предоставят положительное заключение госэкспертизы на проектную документацию, Минздрав сможет перераспределять средства на другие стройки первичного звена.
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 04/12/02-24/00145733
6.Внесены изменения в Методику определения затрат на осуществление функций технического заказчика
Документ: Приказ Минстроя России от 15.01.2024 № 13/пр
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Казначейство: Сообщение в ЕИС об антиконкурентных соглашениях не входит в перечень информации, формируемой в составе извещения, определенный ПП №60
Документ: Письмо Федерального казначейства России от 01.02.2024 № 14-00-05/2588
Запрос ДРКС Краснодарского края от 19.01.2024 г. № 45-05-07-95/24 “О предупреждении об административной и уголовной ответственности”
https://gkgz.ru/kaznachejstvo-informatsionnoe-soobshhenie-ob-antikonkurentnyh-soglasheniyah/
2.ФАС России рассказала как она принимает жалобы к рассмотрению по Закону № 44-ФЗ
ФАС России разъяснила вопросы принятия жалоб к рассмотрению в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Речь идет о заявителях, не имеющих необходимой специальной правоспособности, нужного для закупки опыта.
Документ: Письмо ФАС России от 29.12.2023 № МШ/112518/23
https://gkgz.ru/fas-rossii-rasskazala-kak-ona-prinimaet-zhaloby-k-rassmotreniyu-po-zakonu-44-fz/
3.Какие договоры (контракты) лизинга медицинской техники можно оплачивать за счёт ОМС?
Разъяснения даны в совместном письме Минздрава России и ФОМС.
Документ: Письмо Минздрава России № 31-1/И/2-1961, ФФОМС № 00-10-26-1-06/1966 от 05.02.2024
4.ФФОМС дал разъяснения относительно использования средств ОМС на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации
Документ: Письмо ФФОМС от 22.12.2023 № 00-10-101-1-06/22002
5.Введение лицензирования для услуг дезинфекции отложено на полгода — законопроект принят в третьем чтении.
Документ: Проект Федерального закона N 513227-8
6.Ключевую ставку оставили на уровне 16% годовых
Размер ключевой ставки имеет значение, в частности, при начислении как заказчикам, так и поставщикам пеней за просрочку исполнения обязательств по контракту в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
https://gkgz.ru/klyuchevuyu-stavku-ostavili-na-urovne-16-godovyh/
7.Минфин про особенности формирования извещений и заявок участников в структурированной форме
В письме от 27 декабря 2023 г. N 24-03-08/126782 ведомство отвечает на 12 вопросов, связанных с формированием заказчиками в ЕИС извещения об осуществлении закупки и формированием участниками закупок заявок на участие с использованием электронной площадки.
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Суд подтвердил возможность перечисления денежных средств третьим лицом в качестве обеспечения заявки в конкурсе на управление МКД
Документ: Постановление 9 ААС от 18.01.2024 г № 09АП-83450/2023 от по делу № А40-146181/2023
2.Суд подтвердил право корпоративного заказчика требовать представления эскизов, схем, моделей и чертежей для подтверждения характеристик товара в заявке
Документ: Постановление 13 ААС от 23.10.2023 г № 13АП-27755/2023 по делу № А56-40027/2023
3.Суды рассмотрели вопрос о том, как заказчик может внести корректировки в ранее опубликованный протокол без нарушения законодательства о контрактной системе
Документ: Постановление АС Московского округа от 09.02.2024 № Ф05-33392/2023 по делу № А40-127746/2023
4.Верховный суд об одном административном наказании за несколько одинаковых правонарушений в сфере госзакупок
Документ: Постановление ВС РФ от 1 декабря 2023 г. N 16-АД23-22-К4
5.Срок действия контракта истёк, однако подрядчик продолжил выполнение работ: суды не взыскали оплаты с заказчика
Документ: Определение ВС РФ № 305-ЭС23-20286 от 12.02.2024 по делу № А41-74588/2021
6.Типичные ошибки в закупках по Закону № 44-ФЗ, выявленные ФАС в обзорах за декабрь 2023 года
Государственные заказчики часто не требовали от участников членства в СРО при заключении контрактов на строительный контроль. Ограничивали виды работ для оценки опыта и не принимали контракты со статусом “исполнение” в ЕИС при закупках с дополнительными требованиями. Формировались слишком крупные лоты.
Более подробно в обзоре
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Можно ли предусмотреть в контракте “сокращенный” срок выполнения работ?
При проведении госзакупок на поставку товара на организацию потенциальным участником закупки в УФАС г. Москвы была подана жалоба с требованием провести внеплановую проверку аукционной документации, поскольку действия организации посчитали нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно нарушение, ограничение конкуренции.
Заявитель ссылался на то, что организация провела процедуру госзакупок в нерабочие праздничные дни (28.12.2023 16:01 (МСК) – 10.01.2024 08:00 (МСК)), а также срок исполнения контракта – 5 рабочих дней с подписания контракта, установленный в конкурсной документации, является фактически невозможным для исполнения контракта.
УФАС г. Москвы жалобу признало обоснованной.
Есть ли какая-то информация, указывающая, что доводы заявителя являются необоснованными, надуманными?
Есть ли судебная практика, когда решение УФАС было признано недействительным, а жалоба заявителя принята необоснованной по следующим доводам: проведение процедуры госзакупок возможно в нерабочие праздничные дни; срок исполнения контракта в виде 5 рабочих дней является приемлемым для исполнения контракта (заказчик вправе устанавливать тот срок, который считает необходимым)?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
То обстоятельство, что весь период с даты размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок состоит из нерабочих дней, может быть квалифицирован как нарушение законодательства, но такое решение зависит от усмотрения суда.
Указание в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке об обязанности исполнителя оказать услуги в сжатые сроки может быть абсолютно правомерно, если оно оправдано потребностями заказчика.
Обоснование позиции:
https://gkgz.ru/mozhno-li-predusmotret-v-kontrakte-sokrashhennyj-srok-vypolneniya-rabot/
2.Обязан ли заказчик выбрать весь объем товара по контракту, который предусматривает поставку товара по заявкам? Цена контракта является твердой (т. е. речь не идет о «закупке без объема» по ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Ответ
3.Вправе ли заказчик заключить контракт с едпоставщиком, чтобы достроить объект
Может ли заказчик заключить контракт на окончание капстроительства с едпоставщиком после того, как расторгнет контракт в одностороннем порядке с подрядчиком, который не может достроить объект?
https://gkgz.ru/vprave-li-zakazchik-zaklyuchit-kontrakt-s-edpostavshhikom-chtoby-dostroit-obekt/
4.Можно ли изменить срок исполнения договора, заключенного по результатам конкурентной закупки по 223-ФЗ?
Ответ: Да, если иное не предусмотрено Положением о закупке.
Обоснование:
5.Обязан ли заказчик размещать в ЕИС уведомление о списании неустойки ?
Нужно ли размещать в ЕИС уведомление о списании пеней?
https://gkgz.ru/obyazan-li-zakazchik-razmeshhat-v-eis-uvedomlenie-o-spisanii-neustojki/
6.Предусмотрена ли ответственность, если заказчик получил разрешение Минпромторга, но закупку не провел
Планировали закупку автомобилей. Получили разрешение от Минпромторга, но закупку не провели, поскольку отпала необходимость. Грозит ли это чем-то заказчику, может, нужно составлять какое-либо письмо или отчет?
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства 05.02.2024 по 11.02.2024 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию