ФАС: Реформа унитарных предприятий. С чего начать?

ФАС: Реформа унитарных предприятий. С чего начать?

6 марта 2020 г. заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова в ходе совместных с Московским УФАС России публичных обсуждений, посвященных реформе контрольной и надзорной деятельности, рассказала о недавно вступившем в силу законе о реформировании унитарных предприятий.

Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ и Федеральный закон „О защите конкуренции“» посвящен запрету деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках.

Два основных направления по реформированию деятельности унитарных предприятий: создание унитарных предприятий и ограничение их деятельности на конкурентных рынках.

Закон с 8 января 2020 г. ввел общий запрет на создание унитарных предприятий и определил закрытый перечень исключений из этого запрета. При этом в соответствии с его положениями при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) Правительство РФ вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или его сохранения для осуществления деятельности, не предусмотренной законодательством.

«Следует также отметить, что механизм антимонопольного контроля предусматривает право для органа власти (местного самоуправления) направить запрос на получение предварительного заключения ФАС России о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству. Срок рассмотрения запроса составляет 30 дней, заключение антимонопольного органа действует год. Соответствующий приказ об утверждении формы такого запроса подготовлен и проходит регистрацию в Минюсте России, до вступления в силу приказа запрос можно направлять в виде простого письма с приложением обосновывающих документов – проекта устава предприятия и решения о его создании либо изменении видов деятельности», – пояснила Оксана Кузнецова.

Закон устанавливает, что не допускается деятельность унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках, за исключением установленных законом случаев, если выручка унитарного предприятия от деятельности на таких рынках превышает 10% совокупной выручки предприятия за последний календарный год. При этом для вступления в силу этих положений закона установлен переходный период до 1 января 2025 г.

К исключениям Закон относит в том числе:

  • деятельность унитарных предприятий в случаях, установленных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ;
  • для обеспечения деятельности ФОИВов для нужд обороны и безопасности;
  • в сферах естественных монополий;
  • в районах Крайнего Севера;
  • в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
  • за пределами территории РФ;
  • в области обращения с радиоактивными отходами.

В случае нарушения установленных запретов на создание (изменение деятельности) унитарного предприятия или на осуществление таким предприятием деятельности антимонопольный орган вправе выдать предупреждение о принятии мер по реорганизации, прекращении отдельных (подпадающих под запрет) видов деятельности или ликвидации унитарного предприятия. При неисполнении предупреждения следует возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдача предписания, как крайняя мера – обращение антимонопольного органа в суд с иском о ликвидации предприятия.

В целях реализации положений закона ФАС России предложила главам субъектов РФ подготовить при участии территориальных органов ведомства планы мероприятий («дорожные карты») по реформированию унитарных предприятий, в которых определить перечень предприятий, подлежащих реформированию, предложения по их реорганизации/ликвидации, сроки осуществления мероприятий и т. д.

«Реализация закона позволит снизить негативное влияние на конкуренцию унитарных предприятий на конкурентных рынках, повысить эффективность и прозрачность использования государственного и муниципального имущества», – отметила Оксана Кузнецова.

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...