Типичные нарушения заказчиков по Закону N 44-ФЗ в сфере здравоохранения по состоянию на 1 декабря 2023 года (часть 1)

Типичные нарушения заказчиков по Закону N 44-ФЗ в сфере здравоохранения по состоянию на 1 декабря 2023 года (часть 1)

Государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а, следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным (п. 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных п. 2 ст. 167 ГК РФ.

1. Комиссия заказчика обязана проверить содержание регистрационных удостоверений на медицинское изделие на предмет соответствия требованиям извещения в части описания объекта закупки.

ООО обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству здравоохранения области о признании незаконными и подлежащими отмене результатов проведения электронного аукциона на поставку системы линейного ускорителя для радиохирургии/лучевой терапии стереотаксической: система стереотаксическая радиотерапевтическая.

По мнению заявителя, заказчик, зная, что участник аукциона предоставил недостоверную информацию, должен был отклонить заявку на участие в закупке.

Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки; документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

К извещению электронного аукциона участник закупки в составе заявки должен приложить копию действующего регистрационного удостоверения, выданного соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, с приложениями, (в случае наличия приложений) на товар (товары), подлежащие поставке по контракту, и для которых наличие данного документа является обязательным в соответствии с требованиями, установленными в Российской Федерации.

Министерством здравоохранения области был подан запрос в представительство производителя на территории Российской Федерации с просьбой подтвердить соответствие технических характеристик предлагаемого победителем закупки оборудования требованиям извещения электронного аукциона. Производитель подтвердил ответным письмом соответствие системы стереотаксической/радиотерапевтической Versa HD требованиям извещения электронного аукциона. На основании полученных данных комиссия заказчика допустила заявку участника и признала победителем.

Контракт, заключенный по результатам аукциона, исполнен.

Достаточных и достоверных доказательств недостоверности технической документации системы заявителем не представлено. Нарушений в действиях заказчика не установлено. Суд поддержал позицию заказчика.

Документ: Постановление Семнадцатого ААС от 07.08.2023 N 17АП-6254/2023-ГК по делу N А60-38821/2022.

2. При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Предметом закупки являлась поставка средств дезинфицирующих для нужд заказчика.

Из жалобы, которая поступила в УФАС, следовало, что заказчиком при описании объекта закупки нарушены требования Закона N 44-ФЗ, а именно, совокупность параметров данного описания: химический состав, возможность применения для дезинфекции крови и биологических выделений, не позволяет участнику закупки предложить заказчику ни одного средства, полностью удовлетворяющего указанным в описании объекта закупки характеристикам.

Жалоба была признана необоснованной.

Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В силу ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

В соответствии с подп. “б” п. 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики). Заказчик просил учесть, что на территории Российской Федерации в свободной продаже присутствуют как минимум два препарата, которые по техническим характеристикам соответствуют описанию объекта закупки и находятся в свободной продаже.

Сам по себе тот факт, что потребностям заказчика удовлетворяет товар конкретного производителя, не свидетельствует о совершении таким заказчиком действий, направленных на ограничение конкуренции.

Соотношение спроса и предложения на какой-либо товар является элементом рыночной экономики и конкуренции как таковой, при этом отсутствие в должном объеме рыночного предложения соответствующего товара, необходимого потенциальному покупателю, не может возлагать на такого покупателя необоснованную обязанность по корректировке своей потребности в товаре с определенными свойствами.

Неспособность потенциального продавца предложить необходимый покупателю товар по конкурентоспособной цене не может использоваться в качестве легализующего предлога для понуждения покупателя к приобретению товара, не отвечающего его потребностям и в качестве механизма обхода конкурентной борьбы между участниками рыночных отношений в плане ценообразования на продукцию схожих типов.

Предметом закупки является поставка средств дезинфицирующих для нужд медицинского учреждения, характеристики к дезинфицирующему средству являются необходимыми и значимыми с учетом особых нужд и социальной значимости медицинского учреждения, положения извещения не содержали ссылок на требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, промышленных образцов, наименования места происхождения товара и производителя товара, что свидетельствует о соблюдении заказчиком требований законодательства в сфере закупок и об отсутствии нарушения положений ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.

Объектом рассматриваемой закупки является поставка товара, а не его изготовление.

Таким образом, участником данной закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющиеся производителями требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации и удовлетворяющей потребностям заказчика.

Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Важно! Отмечено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на участие в закупке было подано 4 заявки, снижение составило 45,7%.

Документ: 

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2023 N Ф06-2807/2023;

Определение Верховного Суда РФ от 16.08.2023 N 306-ЭС23-14478.

3. Исходя из буквального толкования положений п. 2 постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 “О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Постановления N 620), в техническом задании должно быть указано одно основное (главное) медицинское изделие и набор (один или несколько) расходных материалов для его установки, использования или эксплуатации. Расходные материалы должны быть отражены в эксплуатационной или технической документации “главного” медицинского изделия (информация из инструкции, упаковки) или в регистрационном удостоверении на данное изделие, которое находится в государственном реестре.

ФГБНУ обратилось в арбитражный суд с иском к УФАС России о признании недействительными решения и предписания. Решение и предписание антимонопольного органа оставлено в силе.

В адрес антимонопольного органа поступила жалоба общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских расходных материалов для рентгенохирургического отделения, выразившиеся в утверждении положений аукционной документации в нарушение законодательства о контрактной системе.

По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято решение, согласно которому в действиях заказчика установлены нарушения п. 1 части 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В силу ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами “или эквивалент” либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

На основании ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В данном спорном случае учреждение сформировало техническое задание аукционной документации с нарушением Постановления N 620, поскольку установило следующие требования к пунктам 1, 5 – 7, 9 – 12 “Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования” (КТРУ 32.50.13.110-00005072), пункту 2 “Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования” (КТРУ 32.50.13.110-00005033), пункту 3 “Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный” (КТРУ 32.50.13.110-00739), пункту 4 “Шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования” (КТРУ 32.50.13.110-00953), пункту 8 “Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство”: “КТРУ 32.50.13.190-02520”.

При этом на основании положений п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона N 44-ФЗ Постановлением N 620 установлены требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 Постановления N 620 предусмотрено, что при осуществлении закупок не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает определенные размеры, при этом учитывается также общий объем закупок медицинских изделий, совершенных заказчиком в предшествующем году:

600 тыс. руб. – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн руб.;

1 млн руб. – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн руб. до 100 млн руб.;

1,5 млн руб. – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн руб.

Номенклатурная классификация медицинских изделий установлена в приложении N 1 к приказу Минздрава России от 06.06.2012 N 4н “Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий” (далее – Приказ N 4н), согласно которому Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее – Классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия – идентификационный уникальный номер записи <*>, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия. Однако в тексте приложения N 1 к Приказу N 4н перечислены лишь “группы” и “подгруппы” медицинских изделий, то есть более общие элементы структурной классификации чем “виды” номенклатурной классификации, о которых идет речь в тексте Постановления N 620.

Положениями п. 2 Постановления N 620 закреплено правило о том, что требование пункта 1 не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.

Регистрационные удостоверения на товары, являющиеся предметом закупки, выданы на медицинские изделия. При этом среди объектов закупки нет расходных материалов.

Надлежащих доказательств, опровергающих данный вывод, учреждение судам не представило.

Вместе с тем, в п. 2 Постановления N 620 установлено исключение к медицинским изделиям, объединенным в один лот с расходными материалами.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.

Документ: 

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.02.2023 N Ф05-34727/2022;

Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2023 N 305-ЭС23-6109.

Милонаец О.В. – Специально для системы ГАРАНТ, 2023 г

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...