Применять ли Постановление N 616, если закупка проводится с необходимостью обеспечения взаимодействия приобретаемых товаров с имеющимися у заказчика?

Применять ли Постановление N 616, если закупка проводится с необходимостью обеспечения взаимодействия приобретаемых товаров с имеющимися у заказчика?

Заказчиком установлены технические требования в планируемой закупке радиоэлектронной продукции, которые отсутствуют в реестре российской промышленной продукции, реестре евразийской промышленной продукции, в едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Согласно Разъяснениям по вопросам применения постановления Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432 разрешение на закупку иностранного товара не требуется.

Должен ли заказчик применять ограничения по постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, если закупка проводится с необходимостью обеспечения взаимодействия товаров (покупаемых заказчиком) с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их совместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки?

Прежде всего отметим, что упомянутые Разъяснения касаются применения положений Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (в редакции постановления N 1432), а не вопроса об установлении запретов в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 “Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства” (далее – Постановление N 616).

Отметим, что само по себе отсутствие промышленных товаров, составляющих объект закупки, в реестре российской промышленной продукции, реестре евразийской промышленной продукции или в едином реестре российской радиоэлектронной продукции не является и основанием для освобождения заказчика от обязанности применить запрет. При этом, по мнению представителей Минпромторга России, в случае необходимости осуществления закупки промышленной продукции, включенной в Перечень, но не содержащейся в реестрах промышленной продукции, заказчикам необходимо получить разрешение на закупку иностранного товара (смотрите письмо Минпромторга России от 28.07.2020 N ОВ-53569/12). Порядок выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара утвержден приказом Минпромторга России от 29 мая 2020 г. N 1755.

Однако заказчик вправе не устанавливать запреты в соответствии с требованиями Постановления N 616 в случаях, указанных в п. 3 данного постановления, в частности, при необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пп. 67-71 перечня) (подп. в п. 3 Постановления N 616).

Учитывая схожесть данной нормы с положениями п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), согласно которому допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами “или эквивалент” при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, полагаем, применение подп. в п. 3 Постановления N 616 может быть обоснованным в том случае, когда приобретение товаров российского происхождения принципиально невозможно, так как такие товары несовместимы с товарами, имеющимися у заказчика. При этом используемая в подп. в п. 3 Постановления N 616 формулировка ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки может свидетельствовать о том, что применение подп. в п. 3 Постановления N 616 допускается в случае покупки товара иностранного происхождения, маркированного конкретным товарным знаком.

Особо отметим, что, на наш взгляд, приобретение товаров иностранного происхождения в случае, предусмотренном применением подп. в п. 3 Постановления N 616, может считаться обоснованным не столько в целях обеспечения совместимости с имеющимися у заказчика товарами/оборудования, а именно тогда, когда использование эквивалентных товаров российского происхождения принципиально невозможно (например, влияет на работоспособность установленного у заказчика оборудования либо запрещено производителем такого оборудования).

Вопрос о правомерности применения подп. в п. 3 Постановления N 616 по причине необходимости обеспечения взаимодействия приобретаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, является техническим и в каждом конкретном случае должен решаться с учетом характеристик и порядка эксплуатации приобретаемых товаров и товаров, имеющихся у заказчика. Поэтому он может быть решен заказчиком самостоятельно или с привлечением экспертов, имеющих специальные познания в области приобретаемых товаров (смотрите, например, решение ФАС от 07.04.2021 N 21/44/105/354).

К сожалению, официальных разъяснений или правоприменительной практики, подтверждающей или опровергающей данную позицию, мы не обнаружили.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...