Обзор закупочного законодательства с 24.01.2022 по 30.01.2022

Обзор закупочного законодательства с 24.01.2022 по 30.01.2022

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем краткий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, опубликованные в нашем издании по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Изменен перечень банков, на специальные счета которых вносится обеспечение заявок

25.01.2022 на Официальном интернет-портале правовой информации размещено распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.01.2022 № 50-р.

С полным текстом распоряжения можно ознакомиться по ссылке.👇🏻

https://gkgz.ru/izmenen-perechen-bankov-na-spetsialnye-scheta-kotoryh-vnositsya-obespechenie-zayavok/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1.223-ФЗ: Минфин выпустил разъяснение про постановление Правительства № 2323

Минфин России выпустил разъяснение в котором указано, что Постановление № 1352 допускает осуществление закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, различными способами, то есть как путем проведения конкурентных, так и неконкурентных закупок, предусмотренных положением о закупке заказчика, в том числе с 1 июля 2022 г. способом неконкурентной закупки в порядке, предусмотренном пунктом 20 1 Положения (в редакции Постановления № 2323).

Документ: Письмо Минфина от 21.01.2022 г. № 24-07-07/3495

Подробности👇🏻

https://gkgz.ru/223-fz-minfin-vypustil-razyasnenie-pro-postanovlenie-pravitelstva-2323/

2.Минфин: О применении каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) для обеспечения госнужд (44-ФЗ)

Минфин России разъяснил некоторые вопросы о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Документ: Письмо Минфина России от 24.01.2022 № 24-03-08/4090 «O направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/24219-2/

3.Особенности при подаче жалоб с 2022 года

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/osobennosti-pri-podache-zhalob-s-2022-goda/

4.Расширили полномочия контролирующих органов

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/rasshirili-polnomochiya-kontroliruyushhih-organov/

5.Минфин разъяснил некоторые вопросы, связанные с формированием годового отчёта о закупках у СМСП по 223-ФЗ.

Документ: Письмо Минфина от 27.01.2022 №29-01-12/5221

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-nekotorye-voprosy-svyazannye-s-formirovaniem-godovogo-otchyota-o-zakupkah-u-smsp-po-223-fz/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Обстоятельство замены в ходе исполнения контракта товара ненадлежащего качества на качественный товар не является достаточным основанием для взыскания штрафа, так как в конечном итоге товар надлежащего качества поставлен, и интерес заказчика удовлетворен. Допущенное обществом нарушение является основанием только для начисления повременной неустойки (пени), следует из определения Верховного Суда.

👉🏻Обязательства по контракту обществом исполнены полностью, но с просрочкой. Тот факт, что в ходе исполнения контракта первоначально поставленный товар ненадлежащего качества заменялся поставщиком, не имеет решающего значения, и не является достаточным основанием для взыскания штрафа, так как в конечном итоге надлежащее качество поставщиком достигнуто, а интерес заказчика, побудивший его к вступлению в обязательство, удовлетворен. Нарушение исполнения контракта является исключительно повременным.

Документ: Определение ВС РФ №304-ЭС21-26643 от 20.01.2022 по делу  №А81-9117/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/obstoyatelstvo-zameny-v-hode-ispolneniya-kontrakta-tovara-nenadlezhashhego-kachestva-na-kachestvennyj-tovar-ne-yavlyaetsya-dostatochnym-osnovaniem-dlya-vzyskaniya-shtrafa/

2.Пункт договора по 223-ФЗ, предусматривающий третейскую оговорку в виде возможности рассмотрения возникших споров по договору в Третейском суде при Российском союзе промышленников и предпринимателей, может быть признан недействительным, если договор сторонами был заключен в публичных интересах и имел целью удовлетворение государственных и муниципальных потребностей, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 06 декабря 2021 года №305-ЭС21-19195 по делу №А40-341746/2019

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/tretejskaya-ogovorka-v-dogovore-po-223-fz-priznana-vs-rf-nedejstvitelnoj-poskolku-dogovor-zaklyuchen-v-publichnyh-interesah-dlya-gosnuzhd/

3.При квалификации нескольких, совершенных последовательно договоров как единой сделки подлежит учету период совершения указанных сделок, идентичность либо однородность приобретаемых товаров, а также цель заключения таких договоров – обеспечение деятельности субъекта, обязанного руководствоваться положениями № 44-ФЗ, направленность на достижение единого результата приобретения, следует из постановления 18 арбитражного апелляционного суда поддержанного Верховным Судом.

Документ: Постановление 18 арбитражного апелляционного суда РФ от 11 июня 2021 года по делу №А07-30809/2020; Определение ВС РФ №309-ЭС21-26288от 19 января 2022 года.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-ukazal-bashkortostanskomu-ufas-na-priznaki-drobleniya-zakupki/

4.Право либо обязанность заказчика согласовывать контрагентам по государственным контрактам заключение договоров с субподрядчиками, соисполнителями из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями не предусмотрено ни гражданским законодательством, ни законодательством о контрактной системе, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 19 января 2022 года № 305-ЭС21-26253 по делу № А40-205765/2020

Подробности👇🏻

https://gkgz.ru/trebovanie-zakazchika-o-soglasovanii-podryadchikom-zaklyucheniya-dogovorov-s-subpodryadnymi-organizatsiyami-priznano-vs-rf-nepravomernym/

5.Если закупочная документация по 223-ФЗ и содержание Положения о закупках до момента окончания подачи заявок ни кем из участников закупки не обжаловались, то закупочная комиссия не может быть признана нарушающей порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14 части 10 статьи 4 №223-ФЗ), следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 08 декабря 2021 года №307-ЭС21-23072 по делу №А56-63692/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-ukazal-sankt-peterburgskomu-ufas-na-narusheniya-pri-rassmotrenii-zhaloby-na-zakupku-223-fz/

6.Уточнение расходов на строительство объекта не означает отмену финансирования, не отменяет строительство объекта, не изменяет общую стоимость и сроки строительства, установленные соответствующим региональным законом «О бюджете … на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», а свидетельствует лишь о переносе финансирования на последующий период, в связи с этим,  данное обстоятельство не содержит признаков непреодолимой силы и, соответственно, не является основанием для отмены заказчиком аукционной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по части 1 статьи 36 №44-ФЗ, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 17 января 2022 года №307-ЭС21-25777 по делу №А56-79259/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/utochnenie-rashodov-na-stroitelstvo-obekta-ne-oznachaet-otmenu-finansirovaniya-i-ne-yavlyaetsya-osnovaniem-dlya-otmeny-zakupki/

7.ФАС: госконтракт не подписали вовремя из-за болезни директора — оснований для включения в РНП нет

Документ: Решение ФАС России от 03.12.2021 по делу N 21/44/104/573ГОЗ

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/fas-goskontrakt-ne-podpisali-vovremya-iz-za-bolezni-direktora-osnovanij-dlya-vklyucheniya-v-rnp-net/

8.”Независимый регистратор” помог участнику закупки доказать, что оператор электронной площадки неправомерно возвратил ему заявку на участие в аукционе из-за технического сбоя на сайте оператора ЭТП, следует из решения ФАС России.

Документ: Решение и предписание комиссии ФАС России от  10 января 2022 года №28/06/105-1934/2021

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/nezavisimyj-registrator-pomog-uchastniku-zakupki-dokazat-chto-operator-etp-nepravomerno-vozvratil-emu-zayavku/

9.Нарушения при указании требований казначейского сопровождения в проекте контракта и извещении о закупке помогли избежать включения в РНП победителя конкурса, которому банки отказали в предоставлении банковской гарантии на сумму свыше 433,9 млн рублей, следует из решения ФАС России.

Документ: Решение ФАС России по делу №22/44/104/3 от 12 января 2022 года по закупке №0373100008321000004

Подробности👇🏻

https://gkgz.ru/narusheniya-pri-ukazanii-trebovanij-kaznachejskogo-soprovozhdeniya-v-proekte-kontrakta-i-izveshhenii-o-zakupke-pomogli-izbezhat-vklyucheniya-v-rnp-pobeditelya-konkursa/

10.Если заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения государственного контракта по причине необходимости внесения изменений в проектную документацию, то у подрядчика (исполнителя) есть право взыскать с заказчика убытки в размере суммы уплаченной в виде комиссии за выдачу банковской гарантии для обеспечения исполнения такого контракта, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ № 303-ЭС21-25808 от 13 января 2022 года по делу №А04-8433/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/zakazchik-otkazalsya-ot-ispolneniya-goskontrakta-podryadchik-mozhet-vzyskat-ubytki-za-uplachennuyu-komissiya-po-bankovskoj-garantii/

11.Из-за пандемии на госзакупку не хватило денег, и ее отменили с опозданием — суды не нашли нарушений

Документ: Постановление АС Уральского округа от 12.01.2022 по делу N А07-20137/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/iz-za-pandemii-na-goszakupku-ne-hvatilo-deneg-i-ee-otmenili-s-opozdaniem-sudy-ne-nashli-narushenij/

12.Только одна заявка отвечает условиям закупки по Закону N 223-ФЗ — оснований не заключать договор нет

Документ: Определение ВС РФ от 13.01.2022 N 305-ЭС21-25983 по делу N А40-222844/2020

https://gkgz.ru/tolko-odna-zayavka-otvechaet-usloviyam-zakupki-po-zakonu-n-223-fz-osnovanij-ne-zaklyuchat-dogovor-net/

13.ВС РФ указал подрядчику на злоупотребление правом и избежание ответственности при одностороннем расторжении контракта

Направление проектировочных решений, не соответствующих требованиям документации, свидетельствует об отсутствии заинтересованности подрядчика в надлежащем выполнении принятых обязательств по контракту и о создании видимости выполнения спорных проектных работ, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 11.01.2022 N 305-ЭС21-25458 по делу N А41-77759/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-ukazal-podryadchiku-na-zloupotreblenie-pravom-i-izbezhanie-otvetstvennosti-pri-odnostoronnem-rastorzhenii-kontrakta/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.У организации, осуществляющей охранную деятельность в учреждении, закончилась лицензия. Можно ли организацию не допустить к охране на объект (в типовом договоре такая ситуация не описана, только как обязанность предоставить помещения), или только Росгвардия может им запретить охранять объект по предписанию (Закон N 44-ФЗ)?

📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Прекращение действия лицензии дает заказчику право отказаться от исполнения контракта. Однако до такого отказа заказчик обязан исполнять предусмотренные контрактом обязанности по приемке и оплате надлежаще исполненного контрагентом по контракту.

Обоснование вывода:👇🏻

https://gkgz.ru/prekrashhenie-dejstviya-litsenzii-daet-zakazchiku-pravo-otkazatsya-ot-ispolneniya-kontrakta/

2.При производстве работ, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, по благоустройству парка отдыха, проводимых в рамках программы “Формирование городской среды”, муниципальный заказчик внес изменения в дизайн-проект, не меняя при этом сметы, которая ранее прошла соответствующую экспертизу. В смете, кроме основных мероприятий по парку, было заложено асфальтирование отрезка гравийной дороги, проходящей рядом с парком. Проектная документация на перевод гравийной дороги в асфальтовую отсутствует. В этом случае муниципальный заказчик вместо отрезка дороги, расположенной рядом с парком, осуществил асфальтирование имеющейся в смете автомобильной стоянки. Сумма контракта при этом не менялась.

❓Можно ли в этом случае доказать проверяющим органам правильность принятого муниципальным заказчиком решения?

📌К сожалению, мы не можем дать однозначного ответа на данный вопрос.

Поясним почему👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-pro-izmenenie-uslovij-kontrakta-zaklyuchyonnogo-v-ramkah-programmy-formirovanie-gorodskoj-sredy/

3.Разбор рабочей ситуации: При каких способах устанавливать доптребования для закупки услуг питания.

Совет редакции: Дополнительные требования установите при любых конкурентных способах закупок (подп. «а» п. 3 постановления № 2571).

Для закупки услуг питания заказчик обязан установить дополнительные требования, если одновременно выполняются два условия:

– закупку проводите для образовательных, медицинских организаций, организаций соцобслуживания, отдыха и оздоровления детей;

– НМЦК закупки превышает 500 тыс. руб.

Если НМЦК меньше 500 тыс. руб., заказчик вправе, но не обязан установить дополнительные требования для закупки услуг питания (п. 3 постановления № 2571).

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/pri-kakih-sposobah-ustanavlivat-doptrebovaniya-dlya-zakupki-uslug-pitaniya/

4.Обязательно ли ФГУП открывать в Федеральном казначействе счет, на который участники перечислят обеспечение контракта?

ФГУП не обязательно открывать счет в Федеральном казначействе. Унитарные предприятия, как заказчик по Закону № 44-ФЗ, вправе открыть счет в коммерческом банке.

Позиция подтверждена Минфином в письме от 30.03.2016 № 02-01-10/18023.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/obyazatelno-li-fgup-otkryvat-v-federalnom-kaznachejstve-schet-na-kotoryj-uchastniki-perechislyat-obespechenie-kontrakta/

5.Какие условия необходимо включить в контракт, денежные средства по которому подлежат казначейскому сопровождению?

Минфин России привел перечень нормативных правовых актов министерства и Правительства РФ, положениями которых предусмотрено включение в государственные контракты, соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам, договоры о предоставлении бюджетных инвестиций условий о казначейском сопровождении. Также рекомендованы условия, которые необходимо включать в контракты, соглашения (договоры), средства по которым подлежат казначейскому сопровождению.

Документ: Письмо Минфина России от 30 декабря 2021 г. N 09-02-06/108295

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/kakie-usloviya-neobhodimo-vklyuchit-v-kontrakt-denezhnye-sredstva-po-kotoromu-podlezhat-kaznachejskomu-soprovozhdeniyu/

Смотрим предыдущий👉🏻Обзор закупочного законодательства с 17.01.2022 по 23.01.2022
По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...