О требованиях к участникам аукциона на ликвидацию несанкционированной свалки

О требованиях к участникам аукциона на ликвидацию несанкционированной свалки

Готовим аукцион на ликвидацию несанкционированной свалки. В состав работ по контракту будут входить сбор, погрузка и перевозка мусора, а также его размещение на полигоне твердых коммунальных отходов (далее — ТКО). Нужно ли предъявлять к участникам данной закупки требование о наличии у них лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности?

ОТВЕТ

В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан при осуществлении закупки требовать, чтобы участники закупки соответствовали требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, которые являются объектом закупки.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности относится к числу лицензируемых (п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Как следует из ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», по степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности:

I класс — чрезвычайно опасные отходы;

II класс — высокоопасные отходы;

III класс — умеренно опасные отходы;

IV класс — малоопасные отходы;

V класс — практически неопасные отходы.

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов. Согласно п. 9 Порядка одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:

0 — для блоков, типов, подтипов, групп подгрупп и позиций классификации отходов;

1 — I-й класс опасности;

2 — II-й класс опасности;

3 — III-й класс опасности;

4 — IV-й класс опасности;

5 — V-й класс опасности.

Для ответа на вопрос о требовании о наличии у исполнителя по контракту соответствующей лицензии необходимо определить к какому классу опасности относятся отходы, содержащиеся в стихийных свалках, которые будут ликвидированы в процессе исполнения контракта.

Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Минприроды России от 22.05.2017 № 242. В вышеуказанном каталоге содержится, например, код 7 31 931 11 72 4 — отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов.

Таким образом, указанная категория отходов относится к IV классу опасности. Следовательно, при закупке работ, предполагающих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов указанного класса опасности заказчику необходимо требовать наличия у участников закупки соответствующей лицензии (с указанием конкретных видов деятельности, соотносящихся с техническим заданием).

Если заказчик докажет, что в ликвидируемых стихийных свалках содержатся отходы I–IV классов опасности, требование о наличии лицензии однозначно будет признано правомерным. Приведем в качестве примера решение Санкт-Петербургского УФАС России от 13.04.2021 по делу № 44-1737/21 (изв. № 0172200000421000018).

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

Заказчик установил требование о наличии у участников закупки лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности с видом деятельности «транспортирование отходов IV класса опасности» по следующим видам отходов и способам обращения с ними:

  • отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные, код отхода по ФККО 8 11 111 11 49 4, вид обращения — транспортирование;
  • лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, код отхода по ФККО 8 30 200 01 71 4, вид обращения — транспортирование;
  • грунт насыпной, загрязненный строительными материалами, код отхода по ФККО 8 11 115 31 40 4, вид обращения — транспортирование.

Один из участников закупки обжаловал вышеуказанное требование как, по его мнению, незаконное.

ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА УФАС: «коды отходов, указанные в требованиях к лицензии, соответствуют кодам отходов, сведения о которых содержатся в проектной документации. Таким образом, весь компонентный состав отходов определен проектной документацией. Жалоба участника закупки является необоснованной».

Аналогичны решения Сахалинского УФАС России от 15.03.2021 по делу № 065/06/106-159/2021 (изв. № 0161300000121000115), Самарского УФАС России от 27.08.2020 по жалобе № 1300- 13002-20/4 (изв. № 0142200001320013320).

Напротив, закупка работ по ликвидации несанкционированных свалок без предъявления к участникам закупки требования о наличии у них соответствующей лицензии может быть признана неправомерной. Хорошая аргументация такого подхода содержится в решении Ленинградского УФАС России от 24.05.2021 № 047/06/64-1042/2021 (изв. № 0145300009621000162).

ПРИМЕР АРГУМЕНТАЦИИ

«Объектом закупки является выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок. Несанкционированные места размещения отходов — это территории, не предназначенные для размещения отходов (письмо Росприроднадзора от 23.05.2012 № ВК-03-03-36/6231). На таких территориях размещаются неклассифицированные отходы вне договорных отношений по хранению отходов. Из указанного следует, что на момент проведения электронного аукциона класс отходов, размещенных на территории несанкционированной свалки, не определен. При этом характер места скопления отходов предполагает, что на его территории могут несанкционированно находиться отходы любого класса опасности, поскольку их скопление производится неустановленными лицами стихийно и бесконтрольно.

Таким образом, аукционная документация не содержит требования о представлении в составе заявки лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ».

Также у контрольных органов не вызывает нареканий, если заказчик допускает возможность наличия необходимой лицензии не у самого участника закупки, а у субподрядчика, которого тот вправе привлечь к исполнению свои обязательств по контракту. Проиллюстрируем такой подход выдержкой из решения Карельского УФАС России от 30.04.2021 по делу № 010/06/105-245/2021 (изв. № 0106300010021000027).

ПРИМЕР

Комиссия Карельского УФАС считает, что заказчиком правомерно установлено требование к участникам закупки: либо предоставить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, либо, за отсутствием таковой, заключить договор с субподрядной организацией, имеющей данную лицензию. Требования заказчика позволяют потенциальному исполнителю привлечь для оказания услуг иных лиц, имеющих соответствующую лицензию.

Аналогичные выводы были сделаны в решении Тюменского УФАС России от 21.10.2020 по делу № 072/06/44/293/2020 (изв. № 0167300000820000325).

Объективности ради заметим, что изредка встречаются решения контрольных органов, в которых утверждается, что выполнение работ по ликвидации стихийных свалок в принципе не требует наличия какой-либо лицензии. Такой вывод был сделан, например, в решении Приморского УФАС России от 29.04.2021 № 025/06/64-520/2021 (изв. № 0320300073221000037).

ПРИМЕР

«Законодательством РФ не установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности при выполнении работ по механизированной уборке несанкционированных свалок, в т. ч. в труднодоступных местах. Не установив требование о наличии у участников закупки соответствующей лицензии, заказчик не нарушил требований Закона № 44-ФЗ».

Однако по причинам, изложенным выше, такую позицию следует признать противоречащей действующему законодательству РФ об обращении с отходами.

Отвечала на вопрос Ольга Никитина ПРОГОСЗАКАЗ.РФ

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...