Как избежать обмана при оформлении независимой (банковской) гарантии в госзакупках?

Как избежать обмана при оформлении независимой (банковской) гарантии в госзакупках?

Что такое независимая (банковская) гарантия в госзакупках? Это способ обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов участниками закупок. Получить такую гарантию можно только в специально уполномоченном банке или организации, имеющим соответствующее разрешение на их выдачу.

Как не попасться на обман и не лишиться своих денег при оформлении гарантии?

Алгоритм действий будет зависеть от того, оформляете ли вы гарантию самостоятельно или через агента (компанию) по выдаче банковских (или независимых) гарантий.

Рассмотрим первый вариант: самостоятельное оформление гарантии.

1.В первую очередь необходимо проверить банк.

В закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ только для МСП выдать независимую гарантию может не любой банк, а только тот, который входит в перечень банков Минфина РФ. Посмотреть перечень банков можно на официальном сайте Минфина РФ (minfin.gov.ru).

Кроме того, банк-гарант должен соответствовать нескольким требованиям:

– иметь собственные средства – не менее 1 млрд рублей;

– иметь лицензию на ведение банковской деятельности;

– не находится в стадии банкротства;

– срок деятельности банка должен быть не менее 5 лет и т.д.

«Обратите внимание, что перечень и требования к банкам (кредитным организациям) для выдачи гарантий по 223-ФЗ применимы только в закупках для МСП. В остальных случаях заказчики могут самостоятельно выставлять требования к банкам-гарантам».

2.После выбора кредитной организации, необходимо запросить у неё проект независимой гарантии. Можно самостоятельно проверить проект гарантии на соответствие требованиям закона, а лучше направить его на согласование заказчику, чтобы избежать проблем в дальнейшем оформлении.

Независимая гарантия, выданная одним из гарантов, предусмотренных ч. 1 ст. 45 44-ФЗ:

⁃ включается в реестр независимых гарантий, в котором всегда можно проверить выписку из реестра;

⁃ гарант обязан направить участнику закупки выписку из реестра в течение 1 рабочего дня после включения сведений в реестр;

⁃ гарантия имеет безотзывной характер (т.е. гарант не может отозвать её) и основные условия в соответствии со ст. 45 44-ФЗ.

Несоответствие обеспечения перечисленным требованиям является основанием для отказа в его принятии заказчиком.

«В отличие от гарантий, выданных для участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ для МСП, банковские гарантии в закупках по 223-ФЗ, в которых заказчики самостоятельно выставляют требования к кредитным организациям и условиям гарантии, не заносят в реестр независимых гарантий. Поэтому проверить подлинность такой гарантии можно только по соответствию банка-гаранта и договора гарантии нормам 223-ФЗ и закупочной документации».

3.Что особенно должно насторожить участника закупки при оформлении банковской (или независимой) гарантии?

– имеющиеся долги у гаранта;

– минимальный список документов для получения гарантии;

– слишком короткий срок получения гарантии;

– низкая стоимость гарантии.

Рассмотрим второй вариант: получение банковской (или независимой) гарантии через агента (компанию).

«Агенты и брокерские компании, оказывающие услуги по оформлению банковских (или независимых) гарантий – это посредники, обеспечивающие быстрое и беспрепятственное получение гарантий».

Как выбрать надёжного агента (компанию) ?

Сегодня на рынке финансовых услуг работают не только профессионалы, но и дилетанты, а также мошенники. Такие недобросовестные брокеры приносят убытки предпринимателям, лишая их возможности подать заявку на участие в госзакупке и ещё хуже попасть в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков) из-за несоответствия банковской (или независимой) гарантии требованиям, которые к ней предъявляются.

«Если вы всё же решили воспользоваться услугами такого посредника, прежде всего необходимо проверить его репутацию и добросовестность».

Положительными критериями такого посредника будут являться:

– официальный сайт, адрес, офис, контакты;

– количество банков-партнеров;

– рейтинги банков, с которыми сотрудничает посредник;

– на оказание услуг выставляется счёт банка;

– обещает реальные сроки по оформлению гарантии и не даёт пустых обещаний;

– имеет доверенность от банка на оформление гарантии;

– зная свою работу, сразу просит от клиента полный перечень документов для оформления гарантии;

– контролирует весь процесс от оформления до внесения гарантии в реестр.

Также проверить посредника можно в специальных или общедоступных сервисах по проверке контрагентов.

В заключение хочу отметить, что первый вариант оформления банковской (или независимой) гарантии можно использовать, если вы имеете достаточные знания и компетенции в сфере госзакупок и правил оформления таких гарантий. Если таких навыков нет, то не стоит рисковать. В таком случае лучше не терять возможность получать прибыльные контракты через госзакупки и обратиться за получением гарантии к опытному агенту или компании.

Юлия Лексакова, юрист, эксперт в сфере госзакупок

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...