Размещение сведений об обеспечении гарантийных обязательств в реестре контрактов ЕИС

Размещение сведений об обеспечении гарантийных обязательств в реестре контрактов ЕИС

Эксперт отвечает на ряд вопросов по теме, которая волнует многих заказчиков. Причины: неоднозначность норм и разъяснений в части направления сведений об обеспечении гарантийных обязательств в реестр контрактов ЕИС (в т.ч. в виде независимой гарантии). 

1.Нужно ли вносить в реестр контрактов информацию об обеспечении гарантийных обязательств?

На этапе размещения информации и документов о заключении контракта (договора) в реестр контрактов (помимо прочего) включается информация об обеспечении гарантийных обязательств (пп. “м” п. 10 разд. 2 Правил, утв. Постановлением № 60).

Заказчик включает в реестр контрактов информацию об обеспечении гарантийных обязательств (в случае установления требования о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств), в частности:

– способ обеспечения гарантийных обязательств;

– размер обеспечения гарантийных обязательств;

– номер реестровой записи из реестра независимых гарантий (в случае предоставления обеспечения гарантийных обязательств в виде независимой гарантии).

Таким образом, доступная заказчику первичная информация включается в реестр контрактов на момент размещения сведений о заключении контракта/договора (например, в части наличия самого требования об обеспечении гарантийных обязательств и его размера), а способ обеспечения (который выбрал контрагент) и номер реестровой записи из реестра независимых гарантий (при наличии) следует разместить на этапе внесения информации о приемке товаров, работ, услуг.

Перечень подлежащей внесению в реестр контрактов информации и документов определены следующими нормами:

1) после заключения контракта – п. 10 разд. 2 Правил, утв. Постановлением № 60

2) после исполнения – п. 11 разд. 2 Правил, утв. Постановлением № 60

3) после изменения условий контракта – п. 12 разд. 2 Правил, утв. Постановлением № 60;

4) после расторжения контракта – п. 13 разд. 2 Правил, утв. Постановлением № 60.

Техническая возможность внесения требуемой информации реализована через редактирование (признание недействительными) последних размещенных документов в реестре контрактов ЕИС.

При этом оформление документа о приемке товара, работ, услуг осуществляется после предоставления контрагентом обеспечения гарантийных обязательств в порядке и в сроки, которые установлены заказчиком в контракте (ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Важно помнить о соблюдении нормы, предусмотренной ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ. Норма фактически запрещает осуществлять приемку по контракту (договору) до момента предоставления обеспечения гарантийных обязательств контрагентом, на что очень часто указывают Минфин, КСП, прокуратура и суды:

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.10.2023 № Ф07-12196/2023 по делу № А05-14380/2022:

«…обеспечение гарантийных обязательств по муниципальному контракту от 15.03.2021 № 0124300031521000002_322444 не предоставлено, но работы принимались с 09.09.2021, что является нарушением ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, п. 12.6 контракта» (нарушение выявлено КСП Архангельской области).

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.2023 № Ф07-2424/2023 по делу № А05-6696/2022:

«Как обоснованно указали суды, поскольку безотзывная банковская гарантия № РКБ-012161/21, представленная в качестве обеспечения исполнения гарантийных обязательств, то в нарушение ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, п. 8.10 контракта оформление документов о приемке … заказчиком было осуществлено без предоставления исполнителем обеспечения исполнения гарантийных обязательств, предусмотренного контрактом».

2.Какую дату указать в части прекращения обязательств контрагента, обеспеченных НГ при направлении сведений в реестр контрактов?

Независимая гарантия должна содержать условие о сроке ее действия, который в свою очередь должен превышать срок действия контракта (договора) не менее чем на один месяц (п. 5 ч. 2 ст. 45 и ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Соответственно, определенная в независимой гарантии «дата» окончания гарантийных обязательств определяет окончание срока ее действия (прекращения обязательств).

3.В какой срок контрагент обязан внести обеспечение гарантийных обязательств по Закону № 44-ФЗ?

В срок, установленный заказчиком в контракте (договоре).

Из письма Минфина России от 30.03.2020 № 24-03-08/24876, следует, что согласно ч. 7.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств, оформление документа о приемке товаров, работ, услуг (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с Законом № 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом».

Решение Ставропольского УФАС России от 20.09.2023 № 026/06/106-1974/2023:

«В соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке … осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения … в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.

При этом, Комиссией установлено, что информация о порядке и сроке предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств проектом контракта не установлена.

Таким образом, срок предоставления гарантийных обязательств заказчиком не установлен, довод Заявителя частично обоснован».

Также стоит обратить внимание, что неуказание в извещении о закупке условий гарантийных обязательств, но предъявление их в техническом задании или проекте контракта входит в десятку самых распространенных случаев «сноса» закупки по формальным основаниям.

Решение Костромского УФАС России от 31.05.2023 по делу № 044/06/105-301/2023

«Как установлено Комиссией Костромского УФАС России, в извещении о проведении рассматриваемой закупки требование к гарантии качества выполненных работ не установлено.

Вместе с тем, в разделе 11 проекта контракта установлены требования к гарантийным обязательствам, в том числе, установлены требования к его сроку действия, размеру обеспечения.

На основании изложенного, … Комиссия Костромского УФАС России приходит к выводу, что государственным заказчиком в нарушение п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении рассматриваемой закупки и проекте контракта установлены противоречивые сведения в отношении требований к гарантии качества выполненных работ и гарантийных обязательств. Установление таких противоречивых сведений может привести к заблуждению потенциальных участников закупки при принятии решения об участии в рассматриваемой закупке, а также злоупотреблению заказчиком своих прав при приемке товара (ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Амбросов Анатолий, эксперт-практик в сфере закупок

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...