Вопрос: О начислении пени по госконтракту

Вопрос: О начислении пени по госконтракту

Заключен договор на благоустройство. Разделен на этапы исполнения.
Срок выполнения работ по отдельному этапу с 01.03.2023 по 01.08.2023. Подрядчик предоставил нарочно акты от 27.07.2023 и по условиям договора размещает в ЕИС акты приемки в течение 5 рабочих дней (срок размещения не нарушен, разместил 02.08.2023), далее заказчик производит приемку работ в течение 10 рабочих дней, крайний срок приемки 16.08.2023. По результатам приемки 16.08.2023 работы не приняты в связи с выявленными нарушениями. Заказчик выставил подрядчику мотивированный отказ от подписания актов приемки. Подрядчик сказал, что исправит нарушения и акт приемки будет выставлен в течение нескольких дней.
С какого момента заказчик должен начислять пени: с момента окончания срока выполнения работ по договору (01.08.2023) или с момента отказа в приемке выполненных работ и выставления мотивированного отказа?
В договоре указано, что в случае выполнения работы ненадлежащего качества подрядчик обязан безвозмездно устранить недостатки в течение 3 дней с даты заявления о них заказчиком. Когда нужно направить требование об уплате пени? Когда и по какой ставке взыскивать пени?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Если работы фактически не выполнены, период, потребовавшийся заказчику для оформления документа об отказе в приемке, не прерывает периода просрочки, за который заказчик вправе требовать уплаты пени. При таких обстоятельствах, если последним днем выполнения работ является 1 августа, пени подлежат начислению с 02.08.2023.

Обоснование вывода:

В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет ему требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Неустойка (штраф, пени) является одним из способов обеспечения исполнения обязательств и представляет собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Как следует из п. 1 ст. 329п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойка как мера гражданско-правовой ответственности имеет компенсационный характер: она призвана компенсировать кредитору убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства должником.

Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. В частности, по смыслу ст. 720753 ГК РФ обязанность подрядчика по выполнению работ считается исполненной с момента приемки работ заказчиком в момент передачи товара покупателю. Это относится и к контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (ст. 768 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. В судебной практике выработан единообразный подход, в соответствии с которым при расчете заказчиком пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения обязательства, в период просрочки исполнения обязательства не подлежат включению дни, потребовавшиеся заказчику для приемки выполненной работы (ее результатов) и оформления итогов такой приемки (смотрите, например, постановление АС Московского округа от 17.03.2020 N Ф05-2336/20, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15 октября 2019 г. N 305-ЭС19-12786 по делу N А40-236034/2018, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 декабря 2019 г. N Ф03-4962/19 по делу N А59-852/2019, постановление Девятого ААС от 26.12.2019 N 09АП-70005/19, постановление Тринадцатого ААС от 25.03.2020 N 13АП-448/20 по делу N А56-106750/2019, постановление Девятого ААС от 27.08.2020 N 09АП-34918/20, постановление АС Московского округа от 11.02.2019 N Ф05-21145/18, постановление АС Московского округа от 30.06.2020 N Ф05-7220/20, постановление АС Московского округа от 11.06.2020 N Ф05-3794/20, определение Верховного Суда РФ от 12 июля 2021 г. N 303-ЭС21-10359 по делу N А51-15517/2020). Как подчеркивают суды, даже условие контракта, определяющее дату исполнения обязательств по отдельным этапам как дату подписания заказчиком акта сдачи выполненного этапа работ, не должно ставить в зависимость от усмотрения заказчика период ответственности исполнителя за нарушение сроков выполнения работ. Право заказчика осуществлять приемку в течение установленного контрактом срока после поступления отчетной документации не отменяет право исполнителя выполнить работу в течение предусмотренного контрактом исполнения срока и предъявить работу к сдаче в последний день срока без учета времени на приемку работ. В связи с этим при расчете заказчиком пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, в период просрочки исполнения обязательства не подлежат включению дни, потребовавшиеся заказчику для приемки выполненной работы (ее результатов) и оформления итогов такой приемки. Аналогичная позиция выражена в ряде писем Минфина России (смотрите, например, письма от 24.03.2020 N 24-03-07/22888, от 16.03.2020 N 24-03-07/19771, от 07.11.2017 N 24-03-08/73293). При этом, как мы полагаем, обоснованным подобный порядок определения периода просрочки может считаться только в тех случаях, когда предусмотренные контрактом обязательства исполнялись контрагентом надлежащим образом и по итогам приемки исполненное принято подрядчиком без замечаний (смотрите, например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.08.2020 N Ф08-5641/20 по делу N А32-25357/2019, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2022 г. N 18АП-9399/22 по делу N А76-39824/2021).

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации документ о приемке размещен подрядчиком в ЕИС, однако фактически предусмотренные контрактом работы не выполнены, период, потребовавшийся заказчику для оформления документа об отказе в приемке, не прерывает периода просрочки. В этом случае с 01.07.2023 года и до дня выполнения предусмотренных контрактом работ (смотрите п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 “О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств”) на стоимость не исполненных подрядчиком обязательств начисляется пеня на основании ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

В заключение обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, согласно ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет ему требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). По смыслу Закона N 44-ФЗ направить контрагенту требование об уплате неустоек заказчик может после выявления нарушения контрагентом условий контракта. Однако конкретного срока для направления требования закон не предусматривает. На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации соответствующее требование может быть направлено заказчиком непосредственно после начала просрочки, после исполнения этапа контракта или после прекращения контракта (смотрите в связи с этим, например, ответ на Вопрос: Срок направления заказчиком требования об уплате неустоек (Закон N 44-ФЗ) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.)). Во-вторых, напомним, что на сегодняшний день продолжают действовать утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 Правила списания сумм неустоек, положения которых предусматривают, что при определенных обстоятельствах заказчики обязаны списать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если обязательства по контракту исполнены в полном объеме. Поэтому, на наш взгляд, решение о взыскании неустойки в рассматриваемой ситуации целесообразно принимать после прекращения контракта.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...