В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Кабмин установил перечень мероприятий, на реализацию которых в 2023 году заказчики смогут использовать средства экономии по результатам госзакупок
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 18.05.2023 № 1289-р
2.С июня заказчики должны более детально обосновывать изменение цены на продукцию гособоронзаказа
Документ: Постановление Правительства РФ от 20.05.2023 № 800
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.ФАС: Торги по аренде госимущества станут электронными
Документ: Приказ ФАС России от 21.03.2023 № 147/23
https://gkgz.ru/fas-torgi-po-arende-gosimushhestva-stanut-elektronnymi/
2.Услуги застройщика по договорам инвестирования, заключенным в соответствии с Законом № 44-ФЗ, предлагают освободить от НДС
Документ: Законопроект № 361995-8
3.Ограничения допуска иностранных товаров: Минпромторг хочет изменить правила исполнения госконтрактов
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта01/01/05-23/00138343
4.Коллегия ЕЭК одобрила проект соглашения о взаимном признании банковских гарантий для госзакупок
5.Для ФКУ изменят порядок составления и ведения бюджетных смет
Документ: Приказ Минфина России ID проекта 01/02/04-23/00137813
https://gkgz.ru/dlya-fku-izmenyat-poryadok-sostavleniya-i-vedeniya-byudzhetnyh-smet/
6.Казначейство сообщает о порядке отзыва дополнительных лимитов бюджетных обязательств в июне 2023 года
Документ: Письмо Казначейства России от 18.05.2023 N 07-04-05/03-13130
7.Минфин России опубликовал сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ за 2022 год
Документ: Сводный аналитический отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2022 г.
https://gkgz.ru/minfin-opublikoval-monitoring-gosudarstvennyh-i-korporativnyh-zakupok-za-2022-god/
8.Привлечение к ответственности за размещение в ЕИС документов с недостатками — разъяснения ФАС
Документы:
Письмо ФАС России от 15.05.2023 N 28/37143/23
Письмо ФАС России от 04.04.2023 N МШ/24867/23
9.Минфин разъяснил порядок обложения НДС строительных работ на территории новых субъектов РФ (Закон № 44-ФЗ)
Документ: Письмо Минфина России от 11.05.2023 №03-07-08/42676
10.Минфин разъяснил особенности формирования лотов в случае закупок по Закону N 44-ФЗ медицинских изделий
Документ: Письмо Минфина России от 25 апреля 2023 г. N 24-06-06/37615
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.В госконтракте с единственным поставщиком не закрепили условие о неустойке — суды ее не взыскали
Документ: Постановление АС Уральского округа от 04.05.2023 по делу N А34-4975/2022
2.Отказ в выплате по гарантии могут признать незаконным, даже если банку передали не все документы
Документ: Определение ВС РФ от 26.04.2023 N 305-ЭС22-23473
3.Пропуск срока подписания договора по Закону N 223-ФЗ: примеры из практики за 2021 – 2023 годы
Если победитель закупки не подпишет договор или не сделает этого в срок, данные о нем могут включить в РНП. Признают ли его уклонившимся, если причина — рост цен на продукцию, отказ производителя поставить товар, болезнь уполномоченного сотрудника или поломка компьютера? Подробнее в обзоре КонсультантПлюс.
Смотрим
4.Дайджест решений по ст. 17 Закона о защите конкуренции (24.05.2023)
Эксперты рассказывают от недавних решений УФАС и судов, вынесенных по ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
Читаем, для заказчиков это будет полезно
https://gkgz.ru/dajdzhest-reshenij-po-st-17-zakona-o-zashhite-konkurentsii-24-05-2023/
5.Кассация напомнила: за просрочку оплаты ЖКУ госзаказчику начислят неустойку по отраслевому закону
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 12.05.2023 по делу N А43-27591/2022
6.Суд: Установление заказчиком нескольких значений НМЦК ограничивает конкуренцию (Закон № 44-ФЗ)
Документ: Определение ВС РФ от 22.05.2023 № 304-ЭС23-6824 по делу № А70-8202/2022
7.Представляем свежую практику интересных решений УФАС по Закону 44-ФЗ
https://gkgz.ru/svezhij-obzor-antimonopolnoj-praktiki-v-sfere-goszakupok/
8.Ошибки при описании объекта госзакупки: примеры из практики контролеров за 2022 ‒ 2023 годы
Заказчики включали в описание параметры, которые указывали на товар конкретного производителя. Размещали неполную проектную документацию. Не допускали поставку эквивалента. Предъявляли противоречивые или лишние требования. Подробнее в обзоре
9.Протокол разногласий победителя закупки об изменении существенных условий договора не может быть принят заказчиком (Закон № 223-ФЗ)
Документ: Определение ВС РФ от 22.05.2023 № 307-ЭС23-7229 по делу № А52-1047/2022
10.Нельзя начислять неустойку за период устранения подрядчиком недостатков
Документ: Постановлении АС ДВО от 10.05.2023 № Ф03-694/2023 по делу № А51-17596/2022
https://gkgz.ru/nelzya-nachislyat-neustojku-za-period-ustraneniya-podryadchikom-nedostatkov/
11.В ФАС указали, когда телефонные переговоры между участниками закупки не могут свидетельствовать о заключении картельного сговора
Документ: Решение Апелляционной коллегии ФАС России от 26 ноября 2021 г. по делу №019/01/11-105/2021
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Обязан ли заказчик по Закону N 223-ФЗ предоставлять сведения о членах закупочной комиссии в целях профилактики коррупционных правонарушений?
Структурное подразделение администрации Курской области в сфере профилактики коррупционных правонарушений запросило у автономного учреждения сведения, касающиеся персональных данных работников, близких родственников, свойственников работников, со ссылкой на изменения в Законе N 223-ФЗ. С 1 июля 2022 года для заказчиков, работающих по Закону N 223-ФЗ, введены антикоррупционные ограничения в отношении руководителей заказчиков (в том числе руководителей АУ) и членов закупочных комиссий, действуют нормы о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.
Законно ли требование о предоставлении персональных данных работников автономного учреждения, которые не являются госслужащими? К какой ответственности могут привлечь работника и автономное учреждение при несогласии работника (члена закупочной комиссии) предоставить персональные данные?
Ответ
Ни законодательство о закупках товаров, работ, услуг, ни законодательство о противодействии коррупции не обязывают некоммерческие организации, в частности автономные учреждения, передавать сведения о работниках данных организаций и их родственниках по запросам структурных подразделений администраций в сфере профилактики коррупционных правонарушений без согласия самих граждан.
Обоснование
2.Планируем электронный аукцион на подготовку проектной документации для выполнения работ по обеспечению сохранности объекта культурного наследия. Какие дополнительные требования к участникам аукциона мы должны указать?
Ответ
3.В УФАС поступила жалоба на организацию в связи с нарушением Закона N 44-ФЗ в рамках заключения и исполнения контракта на проведение капитального ремонта главного корпуса больницы, заключенного по п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с предприятием УИС.
Обратившийся считает:
– необоснованным сокращение числа участников закупки;
– условия контракта должны предусматривать исполнение непосредственно ПУИС (действительно, ПУИС заключил субподрядный договор от 02.03.2023 N 18 в рамках Закона N 223-ФЗ).
К какой ответственности могут привлечь организацию в случае признания УФАС нарушений?
Ответ
https://gkgz.ru/o-zakupke-i-ispolnenii-kontrakta-predpriyatiem-uis-p-11-ch-1-st-93-zakona-n-44-fz/
4.Победитель электронного аукциона — организация инвалидов, которая предложил к поставке иностранный товар. Получается, что при определении цены контракта нужно сначала повысить ее на 15 % в соответствии со ст. 29 Закона № 44-ФЗ, а затем снизить на 15 %, применяя приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н? Но ведь в этом случае итоговая цена останется такой, какую изначально предложил данный участник закупки!
Ответ
5.Контракт на строительство объекта стоимостью более 135 млн руб. заключен в марте 2023 года. Срок действия контракта заканчивается в мае 2024 года. В связи с внесением изменений в проектную документацию возникла необходимость продлить срок действия контракта. Подрядчик просит продлить контракт до конца июня 2024 года.
Распространяется ли действие постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 на контракты, срок действия которых заканчивается в 2024 году, при условии заключения дополнительного соглашения в 2023 году?
По данному вопросу эксперты придерживаемся следующей позиции:
Указанное постановление устанавливает возможность внесения в 2022-2023 годах изменений в контракты на выполнение строительных работ, независимо от даты их заключения.
Обоснование позиции:
https://gkgz.ru/o-prodlenii-sroka-dejstviya-stroitelnogo-goskontrakta/
6.Как определяется подсудность споров по независимой гарантии, обеспечивающей исполнение госконтракта?
Какой арбитражный суд по спорам, возникающим в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, должен быть указан в независимой гарантии — по местонахождению заказчика или тот, который банк выбирает самостоятельно?
Ответ
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 15.05.2023 по 21.05.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию