Дайджест решений по ст. 17 Закона о защите конкуренции (24.05.2023)

Дайджест решений по ст. 17 Закона о защите конкуренции (24.05.2023)

Эксперты рассказывают от недавних решений УФАС и судов, вынесенных по ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.


Первый арбитражный апелляционный суд признал законным постановление Чувашского УФАС России о наложении на ООО «Ситиматик Чувашия» (ранее – ООО «МВК „Экоцентр“») административного штрафа за заключение антиконкурентного соглашения.

УФАС рассмотрело обращения ООО «ГринСити» и индивидуального предпринимателя и признала в действиях «Экоцентра» и ООО «Траст-Вега» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Компании заключили антиконкурентное соглашение, которое привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов и к созданию преимущественных условий деятельности для «Траст-Веги» при организации и проведении аукциона по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, на территории Чебоксар, Новочебоксарского городского округа и пяти муниципальных районов.

Соглашение было заключено в период подготовки к проведению открытого аукциона в электронной форме и реализовывалось до окончания исполнения договора – до 31 декабря 2019 г. В связи с завершением процедуры проведения аукциона УФАС не стало выдавать предписание.

«Обществу согласно судебному решению необходимо оплатить административный штраф в размере 5 572 460 рублей», – уточнила заместитель начальника отдела товарных рынков УФАС Марина Лисицына.


Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд признал законным решение Курганского УФАС России об отказе ООО «ФинПромМаркет-XXI» в возбуждении дела о нарушении ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Речь идет о проверке соответствия антимонопольному законодательству электронного аукциона на модернизацию и техническое сопровождение государственной информационной системы «Мониторинг образования Курганской области».

Напомним, компания сообщила УФАС о наличии признаков нарушения ГКУ «Центр обеспечения деятельности государственных образовательных организаций» антимонопольного законодательства при проведении аукциона – объединение в одном лоте технологически и функционально не связанных услуг по модернизации и техсопровождению ГИС.

Управление отказало в возбуждении дела.

Структура системы «Мониторинг образования Курганской области» – это совокупность модулей, ориентированных на выполнение процедур учебного процесса и автоматизирующих работу сотрудников органов образования: «электронный детский сад», «зачисление в образовательную организацию», «электронная школа».

Сервис интегрирован с Единым порталом государственных и муниципальных услуг.

Заказчику требовалось модернизировать систему в целом, разработать иные ее модули в соответствии с техническим заданием и технически сопровождать систему на протяжении действия контракта с учетом определенного календарного плана.

Извещение не содержит требования о соответствии Приказу Минцифры России от 17.12.2020 № 715 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем», поскольку заказчик выбрал иной код предмета контракта по ОКВЭД, включающий услуги по проектированию, разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения.

Исключительные права на разработку и модернизацию системы принадлежат Департаменту образования и науки Курганской области.

УФАС не установило в действиях Центра обеспечения деятельности государственных образовательных организаций признаки антимонопольного нарушения, которые могли бы повлиять на количество участников аукциона.


Первый арбитражный апелляционный суд поддержал позицию Мордовского УФАС России, которое выявило нарушения при проведении Минлесхозом Республики Мордовия аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении общедоступных охотничьих угодий в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия. Организатору торгов выдано предписание.

Так, при проведении аукциона несколько раз объявлялись перерывы, но протоколы не составлялись, на сайте torgi.gov.ru не размещалась информация о новой дате проведения аукциона после объявления перерывов.


Арбитражный суд Ростовской области подтвердил законность решения Ростовского УФАС России, которое признало Минтранс Ростовской области укрупнившим закупку на содержание автомобильных дорог в целях обеспечения победы конкретных участников (нарушение ч. 1, 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Минтранс Ростовской области объявил о проведении двух электронных аукционов, совокупная начальная (максимальная) цена контрактов по которым составила более 3,5 млрд руб. В аукционной документации заказчик требовал выполнить 54 различных вида работ в 14 муниципальных районах и 34 территориальных образованиях региона. Эти территории удалены друг от друга и не являются составной частью единой дороги, но по документации работы должны осуществляться во всех них одновременно.

Включение в аукционы почти всех муниципальных образований Ростовской области привело к завышению размеров обеспечения исполнения контрактов, что значительно затруднило подачу заявок для потенциальных участников.

УФАС установило, что ресурсы, необходимые для исполнения контрактов на обозначенных условиях, есть только у ГУП РО «Ростовавтодор» и ООО «Тацинское ДСУ». Более того, значительная часть структурных подразделений этих организаций находится именно в муниципальных образованиях, где нужно выполнить работы.

Таким образом, объединение в один лот работ по содержанию различных дорог, не связанных между собой и значительно удаленных друг от друга, привело к фактическому исключению конкуренции и обеспечению победы конкретных участников в аукционах.


Воронежское УФАС России установило, что АО «Экотехнологии» нарушило ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Компания злоупотребила своим правом на самостоятельное установление в положении о закупках случаев осуществления закупки неконкурентным способом.

«Экотехнологии» – региональный оператор по обращению с ТКО, а значит, компания обязана вести закупочную деятельность по Закону № 223-ФЗ, который требует утвердить положение о закупке, где описан порядок проведения торгов.

Положение о закупке «Экотехнологий» позволяет закупать товары у единственного поставщика без проведения торгов. С 2020 по 2022 г. компания провела таким образом все закупки.

«Экотехнологии» мотивировали свои действия тем, что процедуры проводились при наличии неотложных обстоятельств или неэффективности проведения конкурентной закупки. Однако УФАС установило, что у регоператора не было объективной необходимости в проведении закупок таким способом. Это приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.

«Экотехнологиям» выдано предписание исключить из положения о закупке спорные пункты.


Ханты-Мансийское УФАС России предписало АО «Юганскводоканал» исключить из положения о закупках основания закупки у единственного поставщика, приводящие к ограничению конкуренции.

Житель Нефтеюганска и ОАО «Расчетно-кассовый центр ЖКХ г. Нефтеюганска» сообщили УФАС о признаках нарушения «Юганскводоканалом» антимонопольного законодательства при проведении закупок у едпоставщика.

УФАС установило, что закрепленные в положении о закупках компании условия позволяют осуществлять закупку у едпоставщика независимо от наличия конкурентного рынка; создают возможность привлечь исполнителя без проведения торгов, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участкам закупки (нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Ведомство подчеркивает: потребности заказчика – определяющий фактор при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге, но при закупке у едпоставщика заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.


Приморское УФАС России в результате рассмотрения материалов прокуратуры города Арсеньева возбудило в отношении Администрации Арсеньевского городского округа дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В сентябре 2022 г. в Арсеньеве завершены работы по благоустройству видовой площадки. Все работы выполнены, в результате чего создан новый объект. Но позже администрация объявила о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения. Объект соглашения – реконструкция той же видовой площадки.

Соглашение заключено с ИП, которому администрация передала земельный участок площадью более 30 га. Также предприниматель получил в пользование здание на территории площадки для размещения в нем кафе. Плата за пользование зданием не предусматривалась. Более того, ИП получил право выполнять работы по содержанию площадки. На их оплату из местного бюджета выделяли более 1,5 млн руб. в год.

УФАС сочло, что администрация незаконно заключила концессионное соглашение, поскольку торги проведены с нарушением требований законодательства.

Так, здание кафе и участок могли быть переданы в пользование только по результатам аукциона тому участнику, который предложил бы наибольшую цену за право заключения договора аренды. А работы по содержанию видовой площадки следовало закупать по Закону № 44-ФЗ.

Другие выпуски дайджеста доступны здесь.

Журнал «Конкуренция и право»

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...