Обязан ли заказчик по Закону N 223-ФЗ предоставлять сведения о членах закупочной комиссии в целях профилактики коррупционных правонарушений?

Обязан ли заказчик по Закону N 223-ФЗ предоставлять сведения о членах закупочной комиссии в целях профилактики коррупционных правонарушений?

Структурное подразделение администрации Курской области в сфере профилактики коррупционных правонарушений запросило у автономного учреждения сведения, касающиеся персональных данных работников, близких родственников, свойственников работников, со ссылкой на изменения в Законе N 223-ФЗ. С 1 июля 2022 года для заказчиков, работающих по Закону N 223-ФЗ, введены антикоррупционные ограничения в отношении руководителей заказчиков (в том числе руководителей АУ) и членов закупочных комиссий, действуют нормы о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.

Законно ли требование о предоставлении персональных данных работников автономного учреждения, которые не являются госслужащими? К какой ответственности могут привлечь работника и автономное учреждение при несогласии работника (члена закупочной комиссии) предоставить персональные данные?

Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” определено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами (ч. 8 ст. 9 Закона N 149-ФЗ). В силу ч. 9 ст. 9 Закона N 149-ФЗ порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных” (далее – Закон N 152-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), является его персональными данными.

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), отнесены к конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях (п. 1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента РФ от 06 марта 1997 г. N 188).

На основании ст. 7 Закона N 152-ФЗ в обязанность операторов и иных лиц, получивших доступ к персональным данным, входит не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Аналогичный запрет закреплен в ст. 88 ТК РФ, в силу которого работодатель не должен сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Таким образом, персональные данные физического лица являются конфиденциальной информацией и по общему правилу не могут передаваться третьим лицам без согласия этого лица (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). При этом действующее законодательство не определяет объем конфиденциальной информации, которую можно обрабатывать с согласия субъекта. Важно, чтобы соблюдались основополагающие принципы такой обработки, перечисленные в ст. 5 Закона N 152-ФЗ. В частности, обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей (ч. 2 ст. 5 Закона N 152-ФЗ); обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки (ч. 4 ст. 5 Закона N 152-ФЗ); содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (ч. 5 ст. 5 Закона N 152-ФЗ) и др.

Кроме того, работодатель вправе без соответствующего согласия осуществлять обработку персональных данных работника в случаях, предусмотренных коллективным договором, в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, являющимися, как правило, приложением к коллективному договору, соглашением, а также локальными актами работодателя, принятыми в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ (смотрите разъяснения Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г. “Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве”).

Иные основания обработки персональных данных сформулированы исчерпывающим образом и расширительному толкованию не подлежат. Так, обработка персональных данных физического лица будет считаться правомерной, если она осуществляется для достижения целей, предусмотренных законом, осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на работодателя функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ); если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ)

Однако ни законодательство о закупках товаров, работ, услуг, ни законодательство о противодействии коррупции не обязывают некоммерческие организации, в частности автономные учреждения, передавать сведения о работниках данных организаций и их родственниках по запросам структурных подразделений администраций в сфере профилактики коррупционных правонарушений без согласия самих граждан.

Департамент Администрации Курской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений в числе прочего осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции в государственных учреждениях Курской области и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами исполнительной власти Курской области, а также за реализацией в этих учреждениях и организациях мер по профилактике коррупционных правонарушений, в пределах своей компетенции (п. 3.11 Положения о департаменте Администрации Курской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденного постановлением губернатора Курской области от 7 февраля 2017 г. N 41-пг); мониторит деятельность по профилактике коррупционных правонарушений в органах местного самоуправления, муниципальных организациях и учреждениях, а также соблюдения в них законодательства РФ о противодействии коррупции (п. 3.16 Положения). Но это не означает, что в рамках предоставленных ему полномочий он может собирать информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, без соблюдения установленного порядка.

Частью 7.1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) предусмотрено, что руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Закон N 273-ФЗ).

Под конфликтом интересов, как следует из ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) руководителя заказчика, члена комиссии влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом личной заинтересованностью считается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) руководителем заказчика, членом комиссии и (или) состоящими с ними в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми руководитель заказчика, член комиссии и (или) лица, состоящие с ними в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

В силу ч. 7.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ членами комиссии не могут быть следующие физические лица:

– имеющие личную заинтересованность в результатах закупки (определения контрагента при осуществлении конкурентной закупки), в том числе подавшие заявки на участие в закупке (далее – заявка), либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки;

– являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки (п. 2 ч. 7.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

– иные физические лица в случаях, определенных положением о закупке (п. 3 ч. 7.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Член комиссии обязан незамедлительно сообщить заказчику, принявшему решение о создании комиссии, о возникновении обстоятельств, предусмотренных ч. 7.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

В ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ также указано, что руководитель заказчика, член комиссии обязаны уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно, равно и представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у руководителя заказчика, члена комиссии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3 ст. 11 Закона N 273-ФЗ).

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения руководителя заказчика, члена комиссии, которые являются стороной конфликта интересов, вплоть до их отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе их от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 4 ст. 11 Закона N 273-ФЗ).

Как видим, приведенные нормы предписывают руководителю автономного учреждения в обязательном порядке уведомить о возникновении конфликта интересов учредителя, поскольку по общему правилу именно он является для него работодателем (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”). Члены же закупочной комиссии, в свою очередь, должны сообщить о противоречии служебных и личных интересов руководителю автономного учреждения.

Смотрите письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 июля 2018 г. N 18-0/10/П-5146 “О методических рекомендациях по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов”.

Подчеркнем, что на автономное учреждение не возлагается обязанность передавать персональные данные членов закупочной комиссии и их родственников департаменту администрации в сфере профилактики коррупционных правонарушений без письменного согласия этих граждан.

Более того, члены семьи работника ни в каких отношениях с работодателем не состоят, а потому работник вообще не обязан предоставлять их персональные данные. Однако по желанию работника обработка данных родственников допустима, но в этом случае работодатель должен заручиться согласием каждого члена семьи работника, персональные данные которого он получает, за исключением несовершеннолетних детей, т.к. для обработки персональной информации о них достаточно согласия самого работника как законного представителя (ч. 6 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).

При отсутствии согласия членов семьи работника велика вероятность возникновения претензий со стороны контролирующих органов (смотрите, например, п. 6 письма по результатам проверки управления Роскомнадзора по Саратовской области, с которым можно ознакомиться, перейдя по ссылке:

https://64.rkn.gov.ru/news/news15274.htm).

В информации Роскомнадзора “Ответы на вопросы в сфере защиты прав субъектов персональных данных” (по состоянию на 18 октября 2019 г.) на вопрос о праве физического лица предоставлять персональные данные своих близких родственников дан однозначный ответ: это возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами.

Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, либо обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от двадцати до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати до ста пятидесяти тысяч рублей.

Безусловно, в учреждении должна вестись работа по выявлению личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Однако такая работа предполагает обязательное соблюдение требований законодательства, в том числе и в сфере защиты персональных данных.

В п. 4.5 Методических рекомендаций по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов (май, 2020 г.) (далее – Методические рекомендации) указано, что в целях выявления личной заинтересованности работников, которая может привести к конфликту интересов, подразделению по профилактике коррупционных правонарушений необходимо обобщить имеющуюся информацию о работнике, его близких родственниках (если применимо), например информацию, содержащуюся в следующих документах:

– трудовая книжка;

– личная карточка;

– справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (если применимо);

– личное дело (находящуюся в нем информацию следует ежегодно актуализировать).

Кроме того, рекомендуется обеспечить ежегодную актуализацию информации, находящейся в личном деле работника.

Также с соблюдением законодательства РФ, в частности положений законодательства о персональных данных, может быть организована работа по получению отсутствующих в личном деле работника сведений об иных лицах, находящихся с работником в близком родстве или свойстве.

Одновременно также целесообразно проанализировать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, в том числе посредством использования различных агрегаторов информации, и иную имеющуюся в распоряжении органа (организации) информацию.

В организации рекомендуется также организовать добровольное ежегодное представление работниками, участвующими в осуществлении закупок, декларации о возможной личной заинтересованности. Типовая форма для декларирования служащими (работниками) о возможной личной заинтересованности приведена в Приложении к Методическим рекомендациям (п. 4.6 Методических рекомендаций).

На основании полученной информации формируется профиль работника, участвующего в закупочной деятельности (п. 4.7 Методических рекомендаций).

То есть профиль работника на соответствие требованиям Закона N 223-ФЗ и Закона N 273-ФЗ формируется либо на основании информации, добровольно переданной работником и его родственниками (свойственниками), либо посредством получения работодателем сведений из доступных источников.

Работники автономного учреждения не являются государственными или муниципальными служащими, а потому на них не распространяются положения, обязывающие сообщать сведения о своих родственниках, представлять информацию о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В отсутствие таких обязанностей для применения дисциплинарного наказания к работнику за отказ от предоставления работодателю информации о родственниках отсутствуют правовые основания, если иное не предусмотрено локальными актами работодателя. Однако это не исключает привлечение работника к дисциплинарной ответственности в случае выявления факта конфликта интересов, вплоть до увольнения по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (ч. 6 ст. 11 Закона N 273-ФЗ).

В связи с этим считаем, что сбор сведений о родственниках (свойственниках) работников автономного учреждения, участвующих в закупках, возможен только с согласия этих лиц, которое должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным (ч. 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). В отсутствие такого согласия автономное учреждение не вправе ни собирать эти данные, ни тем более передавать в распоряжение третьих лиц.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 ноября 2020 г. N 18-2В-757 по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подготовлены Министерством труда и социальной защиты РФ, 27 декабря 2018 г.).

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Амирова Лариса

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...