В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Внесены изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу
Документ: Постановление Правительства РФ от 18.03.2023 № 411
2.Внесены поправки в бюджетное законодательство
Закон № 448-ФЗ от 21.11.2022 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты…» дополнен новыми положениями.
Документ: Федеральный закон от 18.03.2023 № 56-ФЗ
https://gkgz.ru/vneseny-popravki-v-byudzhetnoe-zakonodatelstvo/
3.Уточняются особенности строительного контроля в отношении объектов транспортной инфраструктуры
Документ: Постановление Правительства РФ от 17.03.2023 № 408
4.В постановление (ПП 719) «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ» внесены изменения
Документ: Постановление Правительства РФ от 20.03.2023 № 434
5.Утвержден Регламент работы и состав рабочей группы Военно-промышленной комиссии РФ
Документы:
Постановление Правительства РФ от 21.03.2023 № 441
Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2023 № 670-р
6.Кабмин определил порядок приостановления полномочий органов управления компаний – нарушителей ГОЗ
Утверждены Правила приостановления прав участников (акционеров) хозяйственных обществ – нарушителей гособоронзаказа (ГОЗ) и полномочий их органов управления
Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 № 438
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Запрет на допуск иностранных промтоваров: хотят уточнить особенности исполнения госконтрактов
Документ: Проект постановления “О внесении изменения в постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616”
ID проекта 01/01/03-23/00136702
2.Скорректирован порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности ФБУ и ФАУ
Внесен поправки в приложения к Порядку составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) федеральных бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина от 17.08.2020 № 168н.
Документ: Приказ Министерства финансов РФ от 16.02.2023 № 16н
3.Минфин разъяснил порядок изменения существенных условий контрактов на поставку лекарств, медизделий и расходных материалов
Документ:
Письмо Минфина России от 17.03.2023 № 24-06-06/22838 «О рассмотрении обращения»
Запрос ДРКС КК в Минфин России от 17.02.2023 № 45-05-07-320/23 «Об изменении существенных условий контракта»
4.Разработана форма заключения военного представительства о цене на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу
Документ: Проект Приказа Министра обороны России “Об утверждении формы заключения военного представительства о цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу” ID проекта 01/02/03-23/00136562
5.Обновлен перечень банков которые выдают независимые гарантии, принимаемые заказчиками по Закону N 44-ФЗ
Смотрим перечень банков
6.Скорректирован порядок формирования классификатора признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения
Документ: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 07.12.2022 № 185н
7.Национальный режим по Закону N 44-ФЗ: инвалидные электроколяски предлагают закупать иначе
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/03-23/00136882
8.В Казначействе показали новые функциональные возможности ГИС ЕИС в сфере закупок версии 13.1
Смотрим мероприятие
9.Когда поставщик может быть признан исполнителем по государственному оборонному заказу (ГОЗ)
ФАС России в своем письме по вопросу применения положений законодательства в сфере государственного оборонного заказа, привела примеры, при которых, как считает служба, поставщик участвует в поставках продукции по государственному оборонному заказу и будет являться исполнителем ГОЗа.
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.ВС РФ встал на сторону заказчика в деле о возврате обеспечительного платежа по госконтракту
На этой неделе Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда рассмотрит дело, где компания через суд добивалась, чтобы ей вернули обеспечительный платеж по госконтракту. В итоге суды признали ее слабой стороной и удовлетворили иск. Но заказчик подал жалобу в ВС РФ, ведь обеспечение сделки защищает его от ненадлежащего исполнения обязательств. А компания как раз нарушила условия контракта.
Документ: Определение ВС РФ от 27 февраля 2023 года № 301-ЭС22-19253 по делу А43-1182/2021
Подробности
2.Крымское УФАС: Сайты производителей товаров не являются гарантом достоверных и актуальных сведений о товаре при проверке заявок
3.Заявку отклонили за несоответствие товара сайту производителя — УФАС нашло нарушение Закона N 223-ФЗ
Документ: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 17.02.2023 по жалобе N Т02-88/23
4.Суды: Рассматривать дела об административном нарушении можно удаленно с помощью ВКС
Документ: Постановление АС Московского округа от 15.02.2023 № Ф05-1075/2022 по делу № А40-91024/2021
5.Суды: ошибки проектировщика не освобождают застройщика от гарантийного ремонта по госконтракту
Документ: Постановление АС Уральского округа от 14.03.2023 по делу N А60-36139/2021
6.ВС РФ списал компании неустойку по госконтракту
Документ: Определение Верховного суда РФ от 20.03.2023 №306-ЭС22-23625 по делу № А72-11830/2021
https://gkgz.ru/vs-rf-spisal-kompanii-neustojku-po-goskontraktu/
7.Наличие устранимых недостатков не повод отказать в приемке и оплате по госконтракту, напомнили суды
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 09.03.2023 по делу N А05-14727/2020
8.Суд: руководителя учреждения нельзя оштрафовать за ошибки в бухучете, если нет его вины
Документ: Решение Ставропольского краевого суда от 19.01.2023 N 7-5/2023
9.Суд: На закупки строительного контроля предъявляются требования о членстве участника закупки в СРО
Документ: Постановление 9 ААС от 14 марта 2023 года № 09АП-2151/2023 по делу А40-150672/2022
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.О рассмотрении заявок на закупку лекарственного препарата
Провели аукцион на поставку лекарственного препарата «Ампициллин» с НМЦК 1 796 250 руб. После подведения итогов места между участниками распределились следующим образом:
1) 700 000 руб. (РУ приложено);
2) 710 000 руб. (РУ приложено; СТ-1 вложен);
3) 880 200 руб. (РУ приложено; СТ-1 вложен; декларация о документах — сведения о документе стадиях производства (СП) и о соответствии требованиям правил надлежащей производственной практики ЕАЭС — вложена; сведения о СП — указаны номер и дата документа СП-0001446/03/2022 от 02.03.2022 (отдельно не приложен); GMP приложен);
4) 1 787 268,75 руб. (РУ приложено; СТ-1 вложен, сведения о СП не приложены, заключение GMP не приложено.
5) 1 796 250 руб. (РУ приложено);
6) 1 796 250 руб. (РУ приложено; СТ-1 вложен; сведения о СП не приложены, GMP не приложено.
Мы приняли решение отклонить заявки участников № 1 и № 5 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289[1] (далее — ПП РФ № 1289). При дальнейшем рассмотрении заявок было выявлено, что участник № 3 не приложил СП. Какого участника правомерно признать победителем аукциона? Мы считаем, что это № 2.
Ответ
Победителем следует признать участника № 3: именно им формально соблюдены все условия для этого.
Обоснование позиции
https://gkgz.ru/o-rassmotrenii-zayavok-na-zakupku-lekarstvennogo-preparata/
2.Из-за введённых санкций поставщик не может поставить товар, он обратился к заказчику о расторжении госконтракта
Поставщик предоставил письмо от своего зарубежного поставщика о том, что “…в связи с введенными ограничениями в отношении вашего государства мы вынуждены приостановить отгрузку в ваш адрес товаров, производимых на территории США…”, и предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с этими обстоятельствами. На текущий момент поставщиком допущена существенная просрочка поставки. Вправе ли заказчик отказаться от исполнения контракта? Если решение об отказе уже размещено в ЕИС, можно ли отменить его и расторгнуть контракт по соглашению сторон? Является ли упомянутое письмо от зарубежного поставщика или зарубежного завода-производителя основанием для расторжения контракта по соглашению сторон?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Указанное в вопросе письмо само по себе не является основанием для расторжения договора по соглашению сторон.
Расторжение контракта по соглашению сторон формально допустимо, однако при определенных обстоятельствах может повлечь для заказчика неблагоприятные последствия.
При описанных обстоятельствах заказчик вправе отказаться от исполнения контракта.
Обоснование вывода:
3.При закупке аппарата искусственной вентиляции легких потребовали от участников предоставления сведений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (далее — ПП РФ № 878). В частности, номер записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или из евразийского реестра промышленных товаров. Заявка одного из четырех участников содержала выписку из реестра российской промышленной продукции. Можно ли признать выписку из этого реестра тождественной реестру российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров? Если нет, то получается, что такая заявка приравнивается к предложению товара из иностранного государства?
Ответ
https://gkgz.ru/o-zakupke-apparata-iskusstvennoj-ventilyatsii-legkih/
4.В соответствии с Федеральным законом РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” необходимо заключить договор на услуги по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по проведению дезинфекционных, дератизационных, дезинсекционных работ. По какой норме Закона N 44-ФЗ необходимо его заключить? Как обосновать НМЦК?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
В описанной в вопросе ситуации закупка может быть осуществлена конкурентными способами, в порядке, предусмотренном статьями 49 или 50 Закона N 44-ФЗ, а также на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ у единственного контрагента, при осуществлении закупки на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей.
Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может воспользоваться иными источниками ценовой информации. В случае объективной невозможности получения такой информации заказчик вправе применить метод, не предусмотренный законом. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта заказчик обязан включить обоснование невозможности применения методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Обоснование вывода:
5.В процессе исполнения контракта возникла необходимость увеличения его цены. Обеспечение исполнения контракта при его заключении было предоставлено в форме независимой гарантии. У поставщика возник вопрос: может ли он в соответствии с ч. 1.3 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предоставить обеспечение исполнения вновь образующихся обязательств внесением денежных средств в размере, пропорциональном стоимости таких обязательств, на указанный заказчиком счет?
Ответ
https://gkgz.ru/ob-obespechenii-ispolneniya-vnov-obrazuyushhihsya-obyazatelstv-po-goskontraktu/
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 13.03.2023 по 19.03.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию