Пять правил работы с КТРУ с примерами из свежей практики ФАС

Пять правил работы с КТРУ с примерами из свежей практики ФАС

Еще четыре года назад антимонопольная служба высказала свою позицию: если объект закупки есть в каталоге товаров, работ и услуг, не применять характеристики из каталога нельзя (письмо ФАС от 19.06.2019 № МЕ/51304/19). Но всегда с КТРУ возникали сложности, особенно если в нем нет нужных заказчику характеристик. Эксперт расскажет о пяти правилах работы с КТРУ. После каждого случая приведен конкретный практический пример, как сформировать описание объекта закупки, чтобы вашу процедуру не отменили.

1 правило

Если в КТРУ нет нужных вам характеристик, опишите объект закупки по общим правилам

Не только контролеры, но и участники закупок следят за тем, под каким кодом заказчик размещает закупку. В случае, когда позиция есть в КТРУ, заказчик обязан использовать номер и наименование из каталога, даже если в позиции нет характеристик. Поскольку в КТРУ не указаны характеристики, заказчик составляет описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ.

Пример из практики

Заказчик проводил закупку автоматизированных рабочих мест, в состав которых входили мыши, клавиатуры и мониторы. Закупка проводилась по коду ОКПД2 26.20.13.000. На заказчика поступила жалоба. В КТРУ содержатся позиции «Мышь компьютерная», соответствующая коду 26.20.16.170-00000001, «Монитор, подключаемый к компьютеру», соответствующий коду 26.20.17.110-00000001. Комиссия УФАС пришла к выводу, что позиции, которые заказчик указал в описании объекта закупки, включены в КТРУ и обязательны к использованию. Аргументы заказчика в этом споре не были достаточно убедительными. В итоге в его действиях контролеры нашли нарушения части 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ (решение Санкт-Петербургского УФАС по делу № 44-3550/21).

2 правило

Если закупаете радиоэлектронику, не используйте дополнительные характеристики помимо КТРУ

По общим правилам заказчики могут использовать характеристики помимо тех, что указаны в КТРУ. Такие характеристики должны быть обоснованны. Для этого в описании объекта закупки ставятся сноски, а под табличкой ниже прописывается обоснование, для чего они необходимы заказчику. Но есть исключение. Позиция ФАС — при совместном применении КТРУ и норм постановления № 878 заказчику не следует расширять характеристики (п. 5 Правил постановления Правительства № 145). В противном случае отстоять свою правоту перед контролерами будет крайне сложно.

Примеры из практики

Заказчик при закупке томографа указал дополнительные характеристики, которых нет в КТРУ, обосновал их включение, но контролеров обоснование не убедило (постановление АС Уральского округа от 29.03.2023 № Ф09-835/2023 по делу № А60-25355/2022).

Есть и исключительная практика. К примеру, заказчик объявил аукцион, не применил позицию КТРУ и установил ограничения по постановлению № 878. Поступила жалоба. Действия заказчика были признаны незаконными. Заказчик обратился в суд и обосновал необходимость каждой характеристики, которая отсутствовала в КТРУ.

Суд признал решение антимонопольного органа недействительным и указал, что установление характеристик не противоречит положениям Закона № 44-ФЗ. При формировании требований к техническим и функциональным характеристикам оборудования заказчик учитывал необходимость обеспечения конечного результата (постановление Третьего ААС от 14.03.2023 по делу № А33-10567/2022).

3 правило

Если позиция КТРУ не соответствует вашим потребностям, не используйте ее

Заказчик при описании объекта закупки не должен вольно использовать КТРУ. Каталог можно не применять, если позиция не соответствует характеристикам товара, который заказчик планирует приобретать.

Пример из практики

Заказчик проводил аукцион на поставку рентгенологического аппарата. В описании объекта закупки не только обосновал расширение каждой характеристики с привязкой к ГОСТу, но и разъяснил важность каждого критерия. Участник подал жалобу, но контролеры сочли ее необоснованной (решение Ивановского УФАС от 25.02.2022 № 037/06/23-77/2022).

4 правило

Не можете обосновать использование дополнительных характеристик, не используйте их

В техническом задании заказчик представляет, какой товар он хотел бы приобрести. В КТРУ зачастую содержатся исключительно базовые характеристики, поэтому заказчики стараются расширить описание объекта закупки.

Если при описании объекта закупки заказчик использует и характеристики из КТРУ, и дополнительные, он должен понимать, для чего требуются дополнительные характеристики и как они влияют на результат закупки.

Позиция ФАС — заказчик должен привести убедительные и понятные доводы использования дополнительных характеристик. Если обоснования не будет или контролеры признают доводы неубедительными, заказчика признают нарушившим пункт 5 Правил из постановления № 145 и статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Пример из практики

При закупке экскаватора в качестве дополнительной характеристики заказчик указал массу. На это ФАС ответила следующее: не представляется возможным определить, как масса экскаватора обеспечивает эффективность работы всех механизмов, в том числе каких механизмов. Обоснование «производственная необходимость» не позволяет определить, в чем заключается потребность заказчика (решение Брянского УФАС от 23.05.2022 по делу № 032/06/106-456/2022).

5 правило

Если вам подходят несколько позиций КТРУ, не используйте «пустую»

В КТРУ много позиций, которые схожи. Наименования товаров совпадают, вот только в одних позициях четко закреплены характеристики, а в других фигурирует только название. Поскольку заказчики хотят получить товар с полными характеристиками, а не минимальную базовую комплектацию, которую предлагает КТРУ, они идут на хитрость и используют «пустые» позиции. ФАС признает неправомерным, если заказчик умышленно выберет «пустой» КТРУ, чтобы уйти от более подходящего и самостоятельно описать объект закупки.

Пример из практики

Заказчик закупал компьютерный томограф и сознательно выбрал «пустой» КТРУ. ФАС не согласилась с его решением и признала действия заказчика неправомерными (постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2023 № Ф07-2414/2023 по делу № А21-5739/2022).

Анатолий Амбросов, эксперт-практик в сфере закупок, начальник сектора закупок Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга. Электронный журнал «Административная практика ФАС»

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...