Дайджест для поставщиков за первый квартал 2022

Дайджест для поставщиков за первый квартал 2022

День рождения 44-ФЗ отмечаем новым дайджестом. Первый квартал года выдался богатым на события: рассказываем, какие правила начали действовать с начала 2022, какие нормы ввели за этот период и что планируется в скором будущем.

Что уже действует в закупках по 44 – ФЗ

С января 2022 вступили в силу поправки по 360-ФЗ и новые доптребования по ПП № 2571. В феврале и марте 2022 Правительство ввело меры поддержки бизнеса в условиях внешних санкций. Этим темам мы посвятили отдельные обзоры. Посмотрим, какие еще нововведения были в законодательстве.

Уточнили требования к банкам-гарантам и определили перечень региональных организаций

С 1 января 2022 действуют требования к банкам, которые обслуживают спецсчета, банкам-гарантам и региональным гарантийным организациям (ст. 45 44-ФЗ и ПП № 2369). 14 января 2022 Минфин опубликовал перечень из 13 региональных организаций, которые могут выдавать независимые гарантии.

Банкам-гарантам достаточно иметь лишь определенный кредитный рейтинг. Правительство зафиксировало показатели этого рейтинга на 1 февраля, которые не поменяются до 1 июля 2022. Это правило действует с 25 марта (ПП № 446 от 24 марта 2022).

Рассказали, как изменять электронные документы о приемке и указывать в них цены

С 2022 участники электронных закупок, в том числе большинства закрытых, при исполнении контракта должны обмениваться электронными документами о приемке. Минфин разъяснил, что оформлять первичные учетные документы и счета-фактуры нужно по единым правилам: стоимостные показатели округляются до второго десятичного знака после запятой (Письмо Минфина от 11 января 2022 № 24-03-05/396).

Казначейство уточнило, как в ЕИС исправлять документы о приемке (Письмо Казначейства № 14-00-05/2543 от 08 февраля 2022). Несущественные условия, например, адрес грузополучателя, можно поменять и до, и после его подписания.

Для изменения существенных условий, которые влияют на стоимость, оформляют корректировочный документ. Он понадобится, если:

  • товары, работы или услуги заказчик принял не полностью;
  • заказчик и участник заключили допсоглашение об изменении ранее заактированной стоимости и сведения о нем есть в реестре контрактов.

Пояснили требования к системам видео-конференц-связи для заседания комиссии по госзакупкам

С 2022 заседания комиссии по конкурентным закупкам можно проводить дистанционно по видео-конференц-связи (ВКС). Минфин пояснил, что можно использовать любые системы, так как в 44-ФЗ нет требований к программным и технологическим средствам для таких систем. В закупках с гостайной система ВКС должна обеспечить защиту таких сведений (Письмо Минфина от 20 декабря 2021 № 24-03-08/103576).

Изменили правила информационного обеспечения контрактной системы и организации в ней документооборота

Правительство утвердило требования к формам документов и порядок их размещения в ЕИС, а также единые требования к региональным и муниципальным информационным системам. Законодатели установили порядок регистрации участников в ЕИС и правила ведения реестров:

  • единого реестра участников закупок (ЕРУЗ),
  • реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок,
  • реестра госконтрактов.

В частности, уточнили список сведений для реестра госконтрактов. Например, при заключении контракта в него попадут:

  • реквизиты счета поставщика для оплаты обязательств,
  • информация о месте поставки.

Также в форме отчета о закупках у СМП и СОНКО учли увеличение обязательной доли таких закупок с 15% до 25%.

Правила контроля информации об идентификационном коде закупки (ИКЗ) и объеме финансового обеспечения распространили на проекты соглашений об изменении госконтрактов, если корректировки связаны, например, с источником финансирования.

Нововведения, кроме отдельных положений, вступили в силу с 3 февраля 2022. Для некоторых изменений установлен переходный период (ПП № 60 от 27 января 2022).

Уточнили правила ведения РНП

С 23 марта 2022 в РНП не включают поставщиков, которые не исполнили обязательства по контрактам из-за иностранных санкций или других внешних ограничений. При этом с участников не сняли ответственность за отказ от исполнения контракта из-за санкций в отношении заказчика (ПП № 417 от 21 марта 2022).

Пояснили, как измерять комплексные строительные работы в госзакупках

Конструктивное решение может предусматривать разнородные работы — например, по устройству систем теплоснабжения. Такие работы нужно объединять в комплекс, причем для него нельзя установить единицу измерения в натуральных показателях.

Так как общепринятые единицы измерения указывают в том числе в извещении о закупке, в смете или ее проекте комплексные работы нужно исчислять в штуках.

Также Минстрой подчеркнул, что эти работы нельзя принять поэтапно — только по завершении всех работ из комплекса (Письмо Минстроя № 4170-СМ/09 от 07 февраля 2022).

Продлили антикризисные меры по строительным госконтрактам

Правительство пролонгировало действие правил, которые ввели в 2021 из-за резкого удорожания стройматериалов. Заказчики из перечня (в обновленном ПП № 1315) смогут до конца 2022 увеличить цену контрактов на строительство, реконструкцию и капремонт, а также на работы по сохранению объектов культурного наследия. Эту возможность распространили и на контракты 2022 года (п. 5 ПП № 439 от 23 марта 2022).

Также можно изменить существенные условия смешанных контрактов и контрактов жизненного цикла при цене от 1 млн рублей и сроке действия не менее 1 года, если их заключили до 31 декабря 2022 года, (п. 2 Изменений).

Продление сроков распространяется и на списание неустоек: заказчики спишут их и в 2022, если подрядчики не смогли выполнить все обязательства по контракту из-за роста цен на стройматериалы (п. 4 Изменений).

Указали, что нельзя менять при корректировке извещения

Минфин уточнил, как вносить изменения в извещение о закупке. По новым правилам, которые действуют с 1 января 2022, при корректировке извещения заказчик не вправе менять наименование объекта закупки и характеристики из его описания (Письмо Минфина № 24-06-08/100772 от 10 декабря 2021).

Изменили перечни иностранных товаров с условиями допуска из Приказа № 126н

Приказом Минфина № 30н от 5 марта 2022 скорректировали перечень № 1. Например, часть товаров исключили:

  • мука пшеничная и пшенично-ржаная (10.61.21);
  • макаронные и аналогичные мучные изделия (10.73.11);
  • бумага мелованная для печати (17.12.73.110);
  • клеи (20.52.10);
  • листовое стекло (23.11.1).

При этом в перечень добавили новую продукцию:

  • телятину парную, остывшую или охлажденную (10.11.11.120);
  • шелушеный рис (10.61.11.000);
  • медицинскую марлю (13.20.44.120);
  • реактивы химические общелабораторного назначения (20.59.52.194).

Из перечня № 2 убрали, в частности, машины электрические и аппараты для пайки (27.90.31), сельхозтехнику (28.30) и грузовой автотранспорт (29.10.4). В него добавили аппаратуру для воспроизведения звука (26.40.31.190) и музыкальные инструменты (32.2, кроме 32.20.9).

По ряду позиций обоих перечней уточнили коды-исключения.

Внесли поправки в закупки медизделий

Временно разрешили закупки разнотипных медизделий

В обычной жизни Медизделия разных по классификации видов нельзя объединять в одну закупку при превышении определенной НМЦ. Но с 25 марта до 1 сентября 2022 Правительство разрешило не применять это правило (ПП № 374 от 16 марта 2022).

Госконтракты на лекарства и медизделия исключили из годового объема закупок у СМП и СОНКО

В 2022 и 2023 заказчики не будут учитывать контракты на поставку лекарств и медизделий, чтобы определить объем закупок у СМП и СОНКО (с  т. 3 64-ФЗ от 26 марта 2022). Поправки действуют с 26 марта 2022 и касаются закупок федеральных и региональных органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений или унитарных предприятий, а также муниципальных медорганизаций.

Утвердили положение о реестре единственных поставщиков лекарств и медизделий

Производителей лекарств и медизделий, аналогов которых нет в РФ, и единственных поставщиков такой продукции будут включать в соответствующий реестр. Производители должны быть из стран, которые не вводили санкции против России (ПП № 443 от 23 марта 2022). Постановление действует до 1 августа 2022.

Для регистрации в реестре нужно обратиться в Минпромторг и представить в том числе такие документы:

  • заключение Минздрава (для лекарств) и Росздравнадзора (для медизделий) о том, что в России нет аналогов;
  • бухгалтерскую отчетность за последний период;
  • подтверждение того, что организация не проходит ликвидацию или конкурсное производство;
  • заявление о готовности поставлять лекарства или медизделия и гарантийное письмо производителя, если заявление не от него.

Повысили суммы авансов для участников госзакупок

Участники госзакупок в 2022 смогут получать аванс до 90% от цены контракта. Поправки коснулись тех случаев, когда максимальный аванс по госконтракту составлял 30% от его цены. Для строительных контрактов от 600 млн рублей предел авансирования по-прежнему будет 70% (ПП № 505 от 29 марта 2022).

Изменения действуют с 30 марта по 31 декабря 2022 и касаются госконтрактов, которые финансируются из федерального бюджета. Заказчики могут увеличить размер аванса и в контрактах, заключенных до вступления поправок в силу. Аналогичные правила Правительство рекомендовало применять и региональным властям.

Постановление уточняет и правила казначейского сопровождения для таких авансовых платежей: суммы от 50 до 90% потребуют казначейского сопровождения, а суммы до 50% будут от него освобождены — деньги сразу будут поступать на счета компаний.

Мера призвана поддержать предпринимателей и дать им дополнительные ресурсы, чтобы преодолевать возникшие сложности. Бизнес может отказаться от промежуточных кредитов и не задействовать собственные средства из оборота.

Изменили Правила расширенного казначейского сопровождения

До 31 декабря 2022 приостановили действие ПП № 2271 и скорректировали Правила расширенного казначейского сопровождения (ПП № 482 от 26 марта 2022). В частности, увеличили суммы контрактов и договоров, к расчетам по которым применяют расширенное сопровождение (обновили пп «а» и «б» п. 3 Правил из  ПП № 2024).

Новые правила действуют с 1 апреля 2022 года.

Что планируется в закупках по 44 – ФЗ

В КоАП хотят ввести ответственность заказчиков за нарушение правил нацрежима

С 1 января 2023 Правительство планирует закрепить в КоАП специальные основания для ответственности заказчиков за нарушение правил нацрежима. Например, если не разместить в ЕИС информацию и документы, обязательные для опубликования и связанные с нацрежимом, то штрафы могут быть такими:

  • 55 тыс. рублей — для должностных лиц;
  • 510 тыс. рублей — для юрлиц.

Общественное обсуждение проекта завершилось 25 марта 2022.

Планируют ускорить оплату по госконтрактам

24 марта 2022 Правительство сообщило, что планирует сократить срок оплаты по госконтрактам до семи рабочих дней после подписания акта о приемке. Аналогичные меры уже приняты для заказчиков по 223-ФЗ. При этом виды субъектов бизнеса, которых это коснется, не уточнили.

Сейчас срок оплаты по общему правилу составляет 15 рабочих дней, а для закупок у малого бизнеса и СОНКО — 10 рабочих дней. Ранее планировалось с 2023 года сократить эти сроки до 10 и семи рабочих дней соответственно. Возможно, сокращение введут раньше и в другом формате.

МСП облегчат доступ к госзакупкам с офсетными контрактами

22 марта 2022 Правительство обозначило новые меры поддержки малого и среднего бизнеса. Для поставщиков-инвесторов планируют снизить минимальный порог инвестиций — с 1 млрд до 100 млн рублей. При этом разрешат строить новое предприятие в одном субъекте РФ, а заключать договор о гарантийной покупке — в другом.

Санкции недружественных стран предлагают признать форс-мажором

Торгово-промышленная палата в  письме № ПР/0181 от 22 марта 2022 отмечает, что внешние санкции и экономические риски пока не относят к обстоятельствам непреодолимой силы. Сейчас в Правительстве, Банке России и Госдуме рассматривают несколько законопроектов, в которых хотят расширить понятие форс-мажора.

Ожидается, что один из проектов примут в ближайшее время. До этого момента ТПП России рекомендует региональным торгово-промышленным палатам приостановить рассмотрение заявлений о фактах форс-мажора по внутрироссийским договорам, которые связаны с санкциями на иностранные комплектующие и оборудование. Заявления по другим основаниям продолжат рассматривать.

Что уже действует в закупках по 223-ФЗ

В объемах закупок у МСП стали учитывать меньше договоров

Теперь при расчете объемов закупок у МСП в годовом стоимостном объеме договоров не нужно учитывать некоторые закупки. Например, тендеры, связанные с обороной и безопасностью страны. Также не учитываются закупки по поставке и обслуживанию медтехники, если НМЦ превышает 400 млн рублей (ПП РФ № 2554 от 29 декабря 2021).

Уточнили правила ведения реестра договоров

Теперь при долгосрочных сделках в реестр нужно включать сведения об объемах оплаты договора в течение каждого года его исполнения. Правило вступило в силу с 3 февраля 2022 (ПП № 60 от 27 января 2022).

Пояснили особенности закупок для заказчиков, попавших под санкции

С 7 марта 2022 заказчики, которые попали под санкции и ограничения, не размещают в ЕИС информацию о закупках и контрагентах по договорам (ПП № 301 от 06 марта 2022). Минфин подчеркнул, что это обязанность, а не право заказчика (Письмо Минфина № 24-03-08/18813 от 14 марта 2022).

Это положение касается и кредитных организаций. У них есть дополнительное основание не размещать сведения, если санкции или ограничения установили против лиц, которые контролируют эти организации.

Правило распространяется на все закупки, включая и находящиеся на этапе определения контрагента. Заказчики, попавшие под санкции, могут применять закрытые конкурентные закупки, а также неконкурентные закупки, при которых сведения о процедуре не размещают в ЕИС.

Сократили сроки оплаты по договорам с МСП

Правительство уменьшило сроки оплаты по договорам с малым и средним бизнесом — с 15 до семи рабочих дней (ПП № 417 от 21 марта 2022). Постановление действует с 23 марта.

Запретили закупать иностранное ПО для объектов значимой инфраструктуры без согласования

С 31 марта заказчики по 223-ФЗ, кроме организаций с муниципальным участием, не могут закупать:

  • иностранное ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов для использования на российских объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ);
  • услуги, связанные с применением этого ПО на таких объектах.

Такие закупки нужно согласовывать с федеральным ведомством. Ведомства и правила согласования определит Правительство. С 1 января 2025 заказчики не смогут также использовать иностранное ПО на своих объектах КИИ (Указ Президента РФ № 166 от 30 марта 2022).

К чему готовиться в закупках по 223-ФЗ

Предложили ограничить сроки оплаты договоров

Заказчики в документации о закупке сами определяют форму, срок и порядок оплаты по договорам. Правительство предложило установить максимальный срок оплаты и в обычных закупках — 15 рабочих дней с даты, когда заказчик подписал документ о приемке. Сходные правила были в закупках у МСП.

Заказчики смогут не применять это правило и, например, установить другие сроки оплаты в положении о закупке. Тогда в него нужно включить:

  • перечень товаров работ, услуг (ТРУ) с превышающим сроком;
  • срок оплаты таких ТРУ и его обоснование.

Планируют, что поправки заработают уже с 1 июля 2022. Скорректировать свои положения о закупках заказчики будут должны до 1 октября 2022.

Некоторым заказчикам могут позволить готовить компетентных поставщиков из числа МСП

Законодатели планируют ввести механизм по «выращиванию» из представителей малого и среднего бизнеса поставщиков для участия в закупках по 223-ФЗ. Это позволит увеличить количество надежных поставщиков с нужной для заказчиков подготовкой. Законопроект принят в первом чтении.

Предполагается, что Правительство утвердит:

  • перечень заказчиков, которые будут вправе утверждать программы развития таких поставщиков;
  • форму программы;
  • основные требования к участникам программ и порядку их отбора.

Заказчики для таких программ определят:

  • ТРУ с кодами по ОКПД2;
  • доптребования к участникам;
  • индивидуальные карты развития и условия получения поддержки по программе.

В проекте также сформулировали требования к программе. Информацию о ней заказчик разместит на своем сайте. Реестр программ будет вести корпорация развития СМСП.

В КоАП введут ответственность заказчиков за нарушение правил нацрежима

С 1 января 2023 законодатели хотят ввести в КоАП ответственность за нарушение правил нацрежима и заказчиками по 223-ФЗ. Их планируют наказывать за неразмещение в ЕИС сведений о закупках российских товаров, включая продукцию, поставленную при выполнении работ и оказании услуг. Правительство предлагает такую систему штрафов:

  • от 30 тыс. до 50 тыс. рублей — для должностных лиц;
  • от 100 тыс. до 300 тыс. рублей — для юрлиц.

Общественное обсуждение завершилось 25 марта 2022 г.

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...