360‑ФЗ: в новый год с новыми правилами госзакупок

360‑ФЗ: в новый год с новыми правилами госзакупок

360-ФЗ подписан еще в июле 2021 и к изменениям в системе закупок участники готовились заранее, но после длительных праздников не лишним будет еще раз о них напомнить. Детально разбираем основные поправки, которые начали действовать с января 2022.

Новые понятия и термины

Определения важных реалий

Законодатели ввели несколько новых терминов, чтобы уменьшить количество  споров и претензий при исполнении контракта и приемке товаров и работ. В частности, закон дает определения таких важных понятий, как:

Независимые гарантии на смену банковским

Вместо банковских гарантий ввели независимые — заказчики будут принимать их в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов и гарантийных обязательств. Правила оформления независимых гарантий и работы с ними описаны в уточненной статье 45 44-ФЗ. В ней также перечислены основания, по которым заказчик может отказаться принимать такие гарантии.

Кроме того, введен иммунитет спецсчетов: заблокированные деньги на спецсчете поставщика защищены от взысканий по его обязательствам. Теперь участники могут не опасаться ситуаций, когда внезапно возникают проблемы с деньгами для обеспечительных платежей.

Независимые гарантии будут выдавать банки из одобренного Правительством РФ перечня, а также Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» и Фонды содействия кредитованию — участники национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Поставщикам не из России, но входящим в ЕАЭС, независимую гарантию поможет получить Евразийский банк развития.

Требования к региональным гарантийным организациям (РГО) определены в ПП РФ №2369. Вот основные из них:

  • РГО, их участники, учредители и руководители не должны быть в РНП;
  • Доля участия иностранных владельцев в РГО не должна превышать 10%;
  • У РГО должен быть соответствующий ранг финансовой устойчивости — их ежегодно присваивает «Корпорация МСП».

К банкам требования снижены: кредитный рейтинг должен быть не ниже уровня B-(RU).

В Постановлении также определены правила ведения реестра независимых гарантий. Для закрытых конкурентных процедур создан специальный закрытый реестр.

Термин «извещение» вместо «документации»

Извещение становится главным документом в открытых закупках, а термин «документация» останется только в закрытых закупках. Извещение должно включать:

  • описание объекта закупки,
  • обоснование начальной максимальной цены (НМЦ);
  • проект контракта;
  • требования к содержанию, составу заявки;
  • инструкцию по заполнению;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок — для конкурсов.

Новые правила и изменения действующих норм

Упразднили некоторые виды закупок

Поправки к 44-ФЗ устраняют пробелы и исключают правила, которые на практике оказались малоэффективными. Так, из закона «О контрактной системе» полностью убрали следующие способы закупок:

  • запрос предложений,
  • конкурс с ограниченным участием,
  • двухэтапный конкурс.

Механизмы запроса предложений частично сохранили в запросе котировок.

Все открытые конкурентные закупки стали электронными, а формат «на бумаге» сохранился только в редких случаях — в основном для заказов с гостайной.

С 2022 остаются такие виды закупок:

Способ определения поставщика Разновидности 
Конкурс
  • открытый конкурс в электронной форме
  • закрытый конкурс
  • закрытый конкурс в электронной форме
Аукцион
  • открытый аукцион в электронной форме
  • закрытый аукцион
  • закрытый аукцион в электронной форме
Запрос котировок в электронной форме нет

Кроме того, заявку на участие в электронном аукционе больше не нужно разделять на части — она стала единым комплектом документов. Заказчик рассматривает ее после получения от площадки протокола с ценовыми предложениями — схема упростилась и для участников, и для заказчиков.

Закон теперь четко указывает, когда заказчик может или обязан выбрать тот или иной тип закупки. Все правила проведения закупочных процедур подробно описаны в статье 24 44-ФЗ.

Например, запрос котировок в электронной форме можно проводить при таких условиях:

  • НМЦ не больше 3 млн рублей и соблюдаются ограничения по совокупному годовому объему закупок (СГОЗ);
  • Независимо от НМЦ и СГОЗ при закупке определенных товаров и услуг. Например, спортивный инвентарь для сборных команд России, изделия народных художественных промыслов, жилье для детей-сирот, лекарства. Полный перечень — в п.2 ч.10 ст.24 44-ФЗ.

Установили специальную норму о содержании заявки

В 44-ФЗ добавили специальную статью 43, которая для всех видов конкурентных закупок обобщила разрозненные требования к заявкам на участие в таких закупках. При этом для каждого способа — аукциона, конкурса и запроса котировок — предусмотрены свои условия с учетом особенностей его проведения.

Изменили сроки процедур и процессов

Закон скорректировал сроки подачи и рассмотрения заявок, время на определение результатов закупки и подписание контрактов. Теперь всё нужно считать не в календарных, а рабочих днях — так снижается риск не успеть подписать контракт или вовремя не оформить банковскую гарантию.

Предложена новая схема для подписания контракта — «2-5-2» вместо «5-5-3», а именно:

  • на формирование и отправку проекта контракта у заказчика есть два рабочих дня — вместо пяти календарных;
  • на подписание проекта контракта победителю дается не больше пяти рабочих дней — вместо пяти календарных;
  • на подписание проекта контракта у заказчика остается не больше двух рабочих дней, а не три, как ранее.

В запросе котировок в электронной форме изменения такие:

  • три часа на проект контракта,
  • один рабочий день на подписание участником,
  • один рабочий день на подписание заказчиком.

Максимальная продолжительность аукциона теперь — пять часов, а на подачу цены отводится четыре минуты вместо десяти. Раньше аукцион мог длиться несколько суток или недель.

Кроме того, введен общий срок отмены закупки. Для электронной формы закупки — не позднее чем за один рабочий день до конца подачи заявок. Для «бумажной» формы в закрытых процедурах — не позднее чем за пять дней до конца приема заявок.

Также уведомление об изменениях в закупке от оператора площадки должно приходить не позднее одного часа. Теперь участники быстрее будут узнавать о том, что в заявку или документы нужно внести правки. Это должно снизить число ошибок и отклонений.

Добавили новую причину для отклонения заявки

При закупке работ и услуг из перечня Правительства РФ участнику откажут, если выяснится, что он относится к «организациям, перечисленным в п.4 ст.2 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».

Ввели новый механизм при отказе победителя заключать контракт

Если победитель отказался заключать контракт, эта обязанность переходит к участнику со следующим порядковым номером заявки. К примеру, может победить и третье место по итоговому протоколу.

Участникам внимательнее нужно смотреть за судьбой всех процедур и контрактов, где они принимали участие. В любой момент можно получить шанс заключить контракт.

Расширили условия для применения закрытых закупок

360-ФЗ предусматривает больше случаев, когда заказчик обязан провести закрытые процедуры. Полный перечень указан в ч.11 ст.24 44-ФЗ.

Участникам и заказчикам нужно иметь в виду, что порядки проведения закрытых закупок также изменились и в каждом способе есть обновления.

Усилена поддержка малого бизнеса и НКО

Долю закупок у субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций увеличили с 20 до 25% совокупного годового объема закупок заказчика.

Уточнили правила работы с персональными данными

От участника теперь не требуется согласие на обработку персональных данных, которые содержатся в информации и документах для участия в закупке (ч.5 ст.4 Закона 44-ФЗ).

Закрепили приоритет сведений из ЕИС

При разночтениях, к примеру, в прикрепленных заказчиком файлах и сведениях в Единой информационной системе, главенство установлено за информацией, указанной в ЕИС.

Разрешили использовать иностранные электронные подписи

Иностранные ЭП можно использовать при условии, что они выпущены по международным нормам и признаны в России. Это увеличит количество участников закупок.

Новые требования к участникам

Универсальная предквалификация

В закупках с НМЦ от 20 млн рублей ввели универсальную предквалификацию — к крупным заказам теперь допустят только опытных игроков независимо от предмета закупки (ч.2.1 ст.31 44-ФЗ). Это защищает заказчиков от сложностей в работе с неопытными исполнителями.

Претендентам нужно подтвердить свой опыт исполненными за три года контрактами, заключенными по 44-ФЗ или 223-ФЗ на суммы не менее 20% от текущей НМЦ. Чтобы участвовать в дорогих закупках, участникам придется накопить опыт исполнения небольших сделок. При этом допускается иметь неустойки, но только оплаченные.

Это требование не касается закупок, где применена специальная предквалификация (ч.2 ст.31 44-ФЗ и ПП РФ №99). Дополнительные требования к участникам отдельных закупок — финансовые ресурсы, опыт работы, права собственности на оборудование, деловая репутация и т.п. — остаются в силе.

Корректировка прежних норм

Закон уточняет некоторые нормы, касающиеся требований к участникам. Вот основные поправки:

  • Проверять на соответствие специальным требованиям (ст. 31 ФЗ-44) будут не только участников конкурентных процедур, но в определенных случаях и единственных поставщиков;
  • Требование не приостанавливать деятельность в случае административного правонарушения стало бессрочным и более не «привязано»  к дате подачи заявки, как раньше.
  • Учредителей, которые оказывают на юридическое лицо существенное влияние, проверят на предмет регистрации в офшорах. Прежде такая проверка затрагивала лишь участников закупки.

Цифровизация процессов

Подача жалоб в электронном виде

В электронных открытых закупках жалобу в ФАС можно подать только через ЕИС. В конкурентных закупках, которые проводят закрытым способом, пожаловаться можно и в письменной форме.

Поставщикам следует учесть два новых нюанса:

  1. Если в закупке с НМЦ от 20 млн рублей предусмотрена универсальная предквалификация, то в жалобе нужно подтвердить свое соответствие ее требованиям. Указывается номер записи из реестра контрактов по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ.
  2. Нельзя заново подать жалобу после ее отзыва.

Новые правила помогут сократить число «профессиональных жалобщиков», которые не участвуют в закупках, но необоснованно срывают их.

Переход на электронную приемку

В электронных закупках при исполнении контракта поставщики и заказчики смогут обмениваться электронными документами о приемке. Поставщик с правом подписи от своей организации размещает в ЕИС документ о приемке, а заказчик рассматривает корректность документа и подписывает его. Заказчик может отказать в приемке, обосновав свое решение и указав, какие недостатки нужно устранить. Все действия подтверждаются электронной подписью.

Электронное актирование позволит:

  • упростить обмен закрывающими документами по контракту;
  • снизить риски потери информации;
  • сократить расходы на доставку бумажных экземпляров;
  • лучше контролировать процессы закрытия контрактов.

Как будут работать оптимизационные поправки и станет ли проще поставщикам участвовать в тендерах — покажет время. Ожидаются дополнительные постановления и приказы, должна сложиться практика взаимодействий по новым правилам и скорректированным нормам.

Елена Ежова эксперт Контур.Закупок

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...