Когда речь идёт о государственном контроле и антикоррупционной политике, ожидания общества к чистоте и прозрачности действий надзорных органов особенно высоки. Но что, если сам контрольный орган получает «подарки» от тех, кого обязан проверять?
В распоряжении редакции оказались факты, свидетельствующие о практике, вызывающей серьёзные вопросы с точки зрения антикоррупционного законодательства.
СОВЕЩАНИЯ НА «ЧУЖОМ» РЕСУРСЕ
13 и 18 марта 2025 года Управление контроля размещения госзаказа ФАС России провело очередные совещания с территориальными органами и участниками закупок. Всё как обычно, за исключением одного: мероприятия прошли на онлайн-платформах, предоставленных бесплатно структурами «Сбербанк-АСТ» и РТС-Тендер.
Третий аналогичный случай запланирован на 25 июня 2025 года. Как и в марте, платформа видеоконференции — МТС Линк.
ЗАПРОС РЕДАКЦИИ: СКОЛЬКО СТОИТ «БЕСПЛАТНО»?
Редакция направила запрос оператору платформы МТС Линк. В официальном ответе нам сообщили:
🔹 Минимальный пакет услуг на 1 месяц с возможностью подключения до 5 тыс. участников стоит 166 961 руб.
🔹 Годовое обслуживание подобного уровня обходится коммерческим заказчикам примерно в 1 миллион рублей.
Таким образом, платформа не является бесплатной, а её предоставление требует заключения контракта и финансовых затрат.
Однако ФАС России в ответе на наш запрос заявила:
«Государственных контрактов для проведения совещаний ФАС России не заключалось. Служба использует различные сервисы на безвозмездной основе».
ПОДАРОК ОТ КОНТРОЛИРУЕМЫХ?
Платформы, предоставившие услуги, — это электронные торговые площадки, деятельность которых подлежит контролю со стороны ФАС России. Фактически, государственный орган получает услуги от тех, кого сам же должен проверять. Не бесплатно? Безвозмездно. Но ведь бесплатный сыр — вы знаете где.
Закон «О противодействии коррупции» (ч. 1 ст. 10 ФЗ № 273) чётко определяет: конфликт интересов возникает, когда личная или иная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на его объективность. Что может быть более рискованным, чем ситуация, в которой подконтрольная структура предоставляет ресурсы контролирующему органу?
Комментарий от независимого эксперта, аккредитованного Минюстом России, Рамиса Гибатдинова:
«Безвозмездное предоставление интернет-платформы МТС Линк за счет РТС-Тендер контрольному органу влечёт коррупционные риски. Это может быть воспринято как плата за лояльность или будущие “поблажки” — что недопустимо в правовом государстве».
СКРЫТАЯ РЕКЛАМА В ПРЯМОМ ЭФИРЕ?
На ресурсе, предоставленном РТС-Тендер, где проводилось совещание 18 марта, размещён логотип площадки — он сохраняется там и по сей день. Участники совещания — а это представители заказчиков по всей стране — видят эту символику в процессе мероприятия. Ведь именно заказчики принимают решения на какой из площадок размещать закупки.
По определению самой ФАС: скрытая реклама — это воздействие, не осознаваемое потребителем. То есть — именно то, что происходит, когда логотип коммерческой структуры демонстрируется в официальной коммуникации контрольного органа.
А ГДЕ РАВНЫЕ УСЛОВИЯ?
Почему именно эти площадки — Сбербанк-АСТ и РТС-Тендер? Почему не «Росэлторг», не «Фабрикант»? Кто и на каких основаниях выбирает «спонсора» государственного совещания по вопросам закупок?
Ответа нет. Но есть устойчивое впечатление: в отношениях между ФАС и рядом ЭТП прослеживается особая близость, которая на фоне отсутствия контрактов и прозрачных процедур выглядит, мягко говоря, странно.
ЗАКОН ГОВОРИТ ПРОТИВ
Юридическая оценка ситуации недвусмысленна:
- Антикоррупционный закон запрещает использовать должностное положение для получения выгод от подконтрольных лиц;
- Бюджетный кодекс требует закупок за счёт бюджета, а не за счёт частных компаний;
- Гражданский кодекс (ст. 575) запрещает чиновникам принимать подарки и безвозмездные услуги;
- Закон о рекламе запрещает скрытую рекламу, особенно от органов власти.
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
- Кто из должностных лиц ФАС запросил у коммерческих структур бесплатную платформу?
- По каким критериям выбирается «даритель»?
- Почему одни ЭТП «дружат» с ведомством, а другие — нет?
- Готовы ли иные участники закупок, поставщики, ЭТП тоже бесплатно помогать контрольному органу? Или это «почётное право» только избранных?
ЗАЧЕМ ЭТО ВСЁ?
Если ФАС России не имеет ресурсов для видеоконференции — то это вопрос к бюджету ведомства. Если же ресурсы есть, но выбирается путь получения бесплатных услуг от подконтрольных лиц — то это вопрос к этике, праву и здравому смыслу.
Проведение совещаний за счёт контролируемых субъектов порождает подозрения в необоснованных преференциях, угрозу объективности контроля, рекламные преимущества в конкурентной борьбе.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА: ПИСЬМО БЕЗ АДРЕСАТА
Редакция направила запросы в ФАС России. Ответ получен: «контрактов не заключалось, услуги предоставлены на безвозмездной основе».
Вопрос: на каком основании, зачем и в интересах кого?
Ответ — пока неизвестен.
Понимаем: совещания и ответы на вопросы заказчиков — дело нужное. Но даже полезные инициативы должны реализовываться строго по закону, без тени сомнений и возможных конфликтов интересов. Иначе доверие к контролю окажется под угрозой.
Если вы — участник контрактной системы, контролируемое лицо или представитель заказчика — расскажите нам:
👉 вам предлагали «оказать услугу» контрольному органу?
👉 готовы ли вы бесплатно предоставить услуги контрольному органу?

















