Вопрос: О закупке радиоэлектронной продукции (планшеты, ноутбуки) китайского производства

Вопрос: О закупке радиоэлектронной продукции (планшеты, ноутбуки) китайского производства

Заказчик планирует заключать контракты на поставку радиоэлектронной продукции (планшеты, ноутбуки) китайского производства. Закупки планируется осуществлять у единственного поставщика на основании п. 4 и п. 5 ч. 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Может ли заказчик при осуществлении таких закупок не применять постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 применяется только при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами. Однако в рассматриваемом случае при закупке планшетов и (или) ноутбуков (в том числе у единственного поставщика) заказчик должен руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.

Обоснование вывода:

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Случаи, при которых положения ст. 14 Закона N 44-ФЗ не применяются, указаны в ч. 7 этой статьи. Однако, на наш взгляд, указанный в этой норме перечень не является исчерпывающим по следующим основаниям.

Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее соответственно – Перечень, Постановление N 878). Согласно п. 3 Постановления N 878 (в редакции постановления Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432) при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение.

Из указанных положений п. 3 Постановления N 878 следует, что требования этого постановления применяются только при определении поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также – контрагент) конкурентными способами.

Следовательно, заказчик может приобретать радиоэлектронную продукцию, происходящую из иностранного государства, включенную в Перечень, у единственного контрагента, в том числе на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при соблюдении условий, предусмотренных этими пунктами, без применения Постановления N 878.

Аналогичные разъяснения даны также в письме Минфина России от 27.12.2019 N 24-03-07/102831.
Вместе с тем особо обращаем внимание на то, что с 31 августа 2021 года постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432 внесены изменения в ряд нормативных актов Правительства РФ, связанных с импортозамещением товаров, работ, услуг, в том числе в Постановление N 878 и постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (далее – Постановление N 616).

В частности, применительно к рассматриваемому вопросу такие товары, как ноутбуки, планшеты, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника включены в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень промышленных товаров), утвержденный Постановлением N 616.

Действие указанного постановления распространяется на все предусмотренные Законом N 44-ФЗ способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе на закупку у единственного контрагента. Аналогичные разъяснения даны в письме Минпромторга России от 24.07.2020 N ПГ-12-9638.

Ситуации, при которых запрет, установленный Постановлением N 616, не применяется, приведены в п. 3 этого постановления, среди них:

  • отсутствие на территории РФ производства промышленного товара, предусмотренного Перечнем промышленных товаров;
  • осуществление закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, или совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пп. 1-7, 123 и 125-127 Перечня промышленных товаров);
  • необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67-71 Перечня промышленных товаров);
  • закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 25.3-25.7 и 47-51 Перечня промышленных товаров);
  • закупки, осуществляемые отдельными заказчиками, указанные в подп. “д” и “е” п. 3 Постановления N 616.

Таким образом, заказчики при осуществлении закупки планшетов и ноутбуков, в том числе у единственного контрагента в соответствии с Законом N 44-ФЗ, должны руководствоваться требованиями Постановления N 616. Такой запрет может не применяться заказчиками только при наличии оснований, предусмотренных п. 3 указанного постановления.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Пилипенко Эльвира
Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...