В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Возможность увеличенного авансирования госконтрактов сохранилась в 2024 году
Правительство РФ продлило практику предоставления организациям возможность получения авансирования до 50% от общей стоимости государственных контрактов.
Документ: Постановление Правительства РФ от 23.01.2024 № 50
https://gkgz.ru/vozmozhnost-uvelichennogo-avansirovaniya-goskontraktov-sohranilas-v-2024-godu/
2.Расширят методы государственного финконтроля
Документ: Проект Федерального закона от 18.01.2024 № 532893-8
https://gkgz.ru/rasshiryat-metody-gosudarstvennogo-finkontrolya/
3.Государственные и муниципальные унитарные предприятия смогут предоставлять имущество без торгов для исполнения ряда договоров
В Госдуму внесен проект поправок в статью 17.1 Закона № 135 “О защите конкуренции”.
Документ: Законопроект № 536562-8
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Должна ли некоммерческая организация – получатель субсидии руководствоваться в своей деятельности положениями Законов №44-ФЗ и №223-ФЗ?
Документ: Письмо Минфина России от 27.12.2023 №02-17-09/127461
2.Минпромторг предложил дополнить перечень товаров, при закупках которых допускается авансирование до 80% цены контракта
Предложены поправки в постановление Правительства РФ от 24.12.2022 № 2411.
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/01-24/00144755
3.Минпромторг предложил установить критерии оценки отдельных видов промышленных товаров для целей отнесения их к продукции отечественного производства
Предложены поправки в постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 в отношении отдельных видов транспорта.
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 02/07/01-24/00144698
4.До 1 февраля необходимо обновить в реестре контрактов информацию об изменении КБК, КЦСР, КВР
ЕИС напоминает о необходимости внесения актуальной информации о кодах в реестр контрактов.
5.Опубликованы рекомендации Корпорации МСП по заполнению годового отчета о закупках по 223-ФЗ товаров, работ услуг у субъектов МСП за 2023 год по постановлению Правительства РФ №1352 от 11.12.2014.
Документ: Рекомендации по заполнению годового отчета о закупках товаров, работ услуг у субъектов МСП за 2023 год
6.Минфин выпустил письмо «О применении Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в отношении офшорных компаний, а также юридических и физических лиц, являющихся иностранными агентами».
Документ: Письмо Минфина России от 25.01.2024 № 24-06-07/5751
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Типичные нарушения заказчиков по Закону N 44-ФЗ в сфере здравоохранения по состоянию на 1 декабря 2023 года (часть 1)
2.Кассация поддержала госзаказчика в споре об установлении двух позиций доптребований
Документ: Постановление АС Московского округа от 25.12.2023 № Ф05-29375/2023 по делу N А40-22121/2023
3.Госзаказчик, вместо одностороннего отказа, подписал соглашение — суды признали такой подход незаконным
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 10.01.2024 № Ф07-19891/2023 по делу N А56-11482/2023
4.Отказ от заключения договора в связи с санкциями: позиции ФАС и арбитражных судов
Практика
5.Суд признал неправомерными требования заказчика к участникам о наличии материально-технических ресурсов
Документ: Постановление АС Московского округа от 16.01.2024 г № Ф05-29564/2023 по делу А40-39443/2023
6.Для расчета пени по госконтракту не учитывают дни приемки и оформления ее результатов
Документ: Постановление АС Московского округа от 16.01.2024 по делу N А40-102209/2023
7.Практика закупок по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ: Обзор ФАС за ноябрь 2023 года
В обзоре рассматриваются случаи нарушений в государственных закупках, связанные с неполным описанием объекта закупки и ограничением предмета договоров для оценки опыта. Также отмечается незаконное требование предоставления оригинала независимой гарантии в электронном тендере и приведение неоднозначных условий сделки с единственным участником.
https://gkgz.ru/praktika-zakupok-po-zakonam-n-44-fz-i-223-fz-obzor-fas-za-noyabr-2023-goda/
8.Типичные нарушения заказчиков по Закону N 44-ФЗ в сфере здравоохранения по состоянию на 1 декабря 2023 года (часть 2)
9.Дайджест решений по ст. 17 Закона о защите конкуренции (19.01.2024)
Рассказываем о недавних решениях УФАС и судов, вынесенных по ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
https://gkgz.ru/dajdzhest-reshenij-po-st-17-zakona-o-zashhite-konkurentsii-19-01-2024/
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Предъявляются ли дополнительные требования к участникам закупок, предметом которых является оказание услуг по очистке кровли, территории и подъездных путей от снега?
Закупаем услуги по очистке кровли здания от снега. Нужно ли устанавливать к участникам закупки дополнительные требования, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571?
Ответ
2.Как заказчику сформировать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта?
Ответ
3.Как рассчитать пени в адрес поставщика, если за время просрочки размер ключевой ставки менялся несколько раз?
Рассчитывать по ставке, действующей на сегодняшний день, или промежутками времени по той ставке, которая действовала в том временном периоде?
Ответ:
Размер пеней необходимо рассчитывать по ключевой ставке Центрального банка РФ, действующей на день выставления требований об уплате пеней.
Обоснование
4.Определение размера обеспечения исполнения контракта при применении антидемпиновых мер (закупка среди субъектов малого предпринимательства, Закон N 44-ФЗ)
Произведена закупка по Закону N 44-ФЗ в виде электронного аукциона, НМЦК – до 15 млн руб., закупка проводилась у субъектов малого предпринимательства.
Цена контракта 39 000,00 руб., было снижение на 46%. Обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5%, аванс не предусмотрен.
Как правильно рассчитать сумму обеспечения контракта?
Рассмотрев вопрос, эксперты к следующему выводу:
В описанной ситуации для заключения контракта участник закупки должен предоставить:
▪️либо обеспечение исполнения контракта в размере 10% от цены контракта;
▪️либо обеспечение исполнения контракта в размере 5% и информацию из реестра контрактов о 3 исполненных им в течение 3 предшествующих лет без применения к нему неустоек контрактах, цена одного из которых выше 20% НМЦК, но сумма цен которых ниже НМЦК;
▪️либо только информацию из реестра контрактов о 3 исполненных им в течение 3 предшествующих лет без применения к нему неустоек контрактах, если сумма цен таких контрактов равна или выше НМЦК.
Корректировать условие проекта контракта о размере обеспечения исполнения контракта в связи с применением антидемпинговых мер заказчик не должен.
Обоснование вывода:
5.Обязан ли заказчик по Закону №223-ФЗ размещать в ЕИС план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, если он не осуществляет такие закупки?
Ответ: Да, обязан.
Обоснование:
6.Сохраняется ли в 2024 году возможность списания неустойки по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ?
Подрядчик при исполнении контракта нарушил сроки строительства, ему была начислена и выставлена пеня. Он написал встречное письмо на списание данной пени в соответствии с подпунктом “а” пункта 3 постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783. Обязательства по контракту исполнены, размер пени не превышает 5% от цены контракта. Распространяется ли постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 на контрагентов, относящихся к СМП (субъект малого предпринимательства)? Списываются ли штрафы, пени, неустойки в 2023 (2024) году? Какие должны быть соблюдены условия для списания пени? Обязан ли контрагент обосновать причины допущенной просрочки?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Если обязательства по контракту исполнены, размер пеней не превышает 5% от цены контракта и соблюдены условия, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 г. N 783, заказчик обязан списать начисленную сумму пеней. Заказчик не вправе требовать от контрагента обоснования причин, по которым тот допустил просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, равно как и причин, по которым контрагент просит списать пени. Обязанность списать пени возникает у заказчика независимо от вышеупомянутых причин и от того, относится ли контрагент к субъектам малого предпринимательства.
Обоснование вывода:
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства 15.01.2024 по 21.01.2024 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию