Свежий обзор закупочного законодательства с 22.01.2024 по 28.01.2024

Свежий обзор закупочного законодательства с 22.01.2024 по 28.01.2024

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Возможность увеличенного авансирования госконтрактов сохранилась в 2024 году

Правительство РФ продлило практику предоставления организациям возможность получения авансирования до 50% от общей стоимости государственных контрактов.

Документ: Постановление Правительства РФ от 23.01.2024 № 50

https://gkgz.ru/vozmozhnost-uvelichennogo-avansirovaniya-goskontraktov-sohranilas-v-2024-godu/

2.Расширят методы государственного финконтроля

Документ: Проект Федерального закона от 18.01.2024 № 532893-8

https://gkgz.ru/rasshiryat-metody-gosudarstvennogo-finkontrolya/

3.Государственные и муниципальные унитарные предприятия смогут предоставлять имущество без торгов для исполнения ряда договоров

В Госдуму внесен проект поправок в статью 17.1 Закона № 135 “О защите конкуренции”.

Документ: Законопроект № 536562-8

https://gkgz.ru/gosudarstvennye-i-munitsipalnye-unitarnye-predpriyatiya-smogut-predostavlyat-imushhestvo-bez-torgov-dlya-ispolneniya-ryada-dogovorov/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Должна ли некоммерческая организация – получатель субсидии руководствоваться в своей деятельности положениями Законов №44-ФЗ и №223-ФЗ?

Документ: Письмо Минфина России от 27.12.2023 №02-17-09/127461

https://gkgz.ru/dolzhna-li-nekommercheskaya-organizatsiya-poluchatel-subsidii-rukovodstvovatsya-v-svoej-deyatelnosti-polozheniyami-zakonov-44-fz-i-223-fz/

2.Минпромторг предложил дополнить перечень товаров, при закупках которых допускается авансирование до 80% цены контракта

Предложены поправки в постановление Правительства РФ от 24.12.2022 № 2411.

Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/01-24/00144755

https://gkgz.ru/minpromtorg-predlozhil-dopolnit-perechen-tovarov-pri-zakupkah-kotoryh-dopuskaetsya-avansirovanie-do-80-tseny-kontrakta/

3.Минпромторг предложил установить критерии оценки отдельных видов промышленных товаров для целей отнесения их к продукции отечественного производства

Предложены поправки в постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 в отношении отдельных видов транспорта.

Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 02/07/01-24/00144698

https://gkgz.ru/minpromtorg-predlozhil-ustanovit-kriterii-otsenki-otdelnyh-vidov-promyshlennyh-tovarov-dlya-tselej-otneseniya-ih-k-produktsii-otechestvennogo-proizvodstva/

4.До 1 февраля необходимо обновить в реестре контрактов информацию об изменении КБК, КЦСР, КВР

ЕИС напоминает о необходимости внесения актуальной информации о кодах в реестр контрактов.

https://gkgz.ru/do-1-fevralya-neobhodimo-obnovit-v-reestre-kontraktov-informatsiyu-ob-izmenenii-kbk-ktssr-kvr/

5.Опубликованы рекомендации Корпорации МСП по заполнению годового отчета о закупках по 223-ФЗ товаров, работ услуг у субъектов МСП за 2023 год по постановлению Правительства РФ №1352 от 11.12.2014.

Документ: Рекомендации по заполнению годового отчета о закупках товаров, работ услуг у субъектов МСП за 2023 год

https://gkgz.ru/rekomendatsii-po-zapolneniyu-godovogo-otcheta-o-zakupkah-tovarov-rabot-uslug-u-subektov-msp-za-2023-god/

6.Минфин выпустил письмо «О применении Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в отношении офшорных компаний, а также юридических и физических лиц, являющихся иностранными агентами».

Документ: Письмо Минфина России от 25.01.2024 № 24-06-07/5751

https://gkgz.ru/minfin-o-primenenii-zakona-o-kontraktnoj-sisteme-v-otnoshenii-ofshornyh-kompanij-a-takzhe-yuridicheskih-i-fizicheskih-lits-yavlyayushhihsya-inostrannymi-agentami/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Типичные нарушения заказчиков по Закону N 44-ФЗ в сфере здравоохранения по состоянию на 1 декабря 2023 года (часть 1)

https://gkgz.ru/tipichnye-narusheniya-zakazchikov-po-zakonu-n-44-fz-v-sfere-zdravoohraneniya-po-sostoyaniyu-na-1-dekabrya-2023-goda-chast-1/

2.Кассация поддержала госзаказчика в споре об установлении двух позиций доптребований

Документ: Постановление АС Московского округа от 25.12.2023 № Ф05-29375/2023 по делу N А40-22121/2023

https://gkgz.ru/kassatsiya-podderzhala-goszakazchika-v-spore-ob-ustanovlenii-dvuh-pozitsij-doptrebovanij/

3.Госзаказчик, вместо одностороннего отказа, подписал соглашение — суды признали такой подход незаконным

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 10.01.2024 № Ф07-19891/2023 по делу N А56-11482/2023

https://gkgz.ru/goszakazchik-vmesto-odnostoronnego-otkaza-podpisal-soglashenie-sudy-priznali-takoj-podhod-nezakonnym/

4.Отказ от заключения договора в связи с санкциями: позиции ФАС и арбитражных судов

Практика

https://gkgz.ru/otkaz-ot-zaklyucheniya-dogovora-v-svyazi-s-sanktsiyami-pozitsii-fas-i-arbitrazhnyh-sudov/

5.Суд признал неправомерными требования заказчика к участникам о наличии материально-технических ресурсов

Документ: Постановление АС Московского округа от 16.01.2024 г № Ф05-29564/2023 по делу А40-39443/2023

https://gkgz.ru/sud-priznal-nepravomernymi-trebovaniya-zakazchika-k-uchastnikam-o-nalichii-materialno-tehnicheskih-resursov/

6.Для расчета пени по госконтракту не учитывают дни приемки и оформления ее результатов

Документ: Постановление АС Московского округа от 16.01.2024 по делу N А40-102209/2023

https://gkgz.ru/dlya-rascheta-peni-po-goskontraktu-ne-uchityvayut-dni-priemki-i-oformleniya-ee-rezultatov/

7.Практика закупок по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ: Обзор ФАС за ноябрь 2023 года

В обзоре рассматриваются случаи нарушений в государственных закупках, связанные с неполным описанием объекта закупки и ограничением предмета договоров для оценки опыта. Также отмечается незаконное требование предоставления оригинала независимой гарантии в электронном тендере и приведение неоднозначных условий сделки с единственным участником.

https://gkgz.ru/praktika-zakupok-po-zakonam-n-44-fz-i-223-fz-obzor-fas-za-noyabr-2023-goda/

8.Типичные нарушения заказчиков по Закону N 44-ФЗ в сфере здравоохранения по состоянию на 1 декабря 2023 года (часть 2)

https://gkgz.ru/tipichnye-narusheniya-zakazchikov-po-zakonu-n-44-fz-v-sfere-zdravoohraneniya-po-sostoyaniyu-na-1-dekabrya-2023-goda-chast-2/

9.Дайджест решений по ст. 17 Закона о защите конкуренции (19.01.2024)

Рассказываем о недавних решениях УФАС и судов, вынесенных по ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

https://gkgz.ru/dajdzhest-reshenij-po-st-17-zakona-o-zashhite-konkurentsii-19-01-2024/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Предъявляются ли дополнительные требования к участникам закупок, предметом которых является оказание услуг по очистке кровли, территории и подъездных путей от снега?

Закупаем услуги по очистке кровли здания от снега. Нужно ли устанавливать к участникам закупки дополнительные требования, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571?

Ответ

https://gkgz.ru/predyavlyayutsya-li-dopolnitelnye-trebovaniya-k-uchastnikam-zakupok-predmetom-kotoryh-yavlyaetsya-okazanie-uslug-po-ochistke-krovli-territorii-i-podezdnyh-putej-ot-snega/

2.Как заказчику сформировать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта?

Ответ

https://gkgz.ru/kak-zakazchiku-sformirovat-reshenie-ob-odnostoronnem-otkaze-ot-ispolneniya-kontrakta-2/

3.Как рассчитать пени в адрес поставщика, если за время просрочки размер ключевой ставки менялся несколько раз?

Рассчитывать по ставке, действующей на сегодняшний день, или промежутками времени по той ставке, которая действовала в том временном периоде?

Ответ:

Размер пеней необходимо рассчитывать по ключевой ставке Центрального банка РФ, действующей на день выставления требований об уплате пеней.

Обоснование

https://gkgz.ru/kak-rasschitat-peni-v-adres-postavshhika-esli-za-vremya-prosrochki-razmer-klyuchevoj-stavki-menyalsya-neskolko-raz/

4.Определение размера обеспечения исполнения контракта при применении антидемпиновых мер (закупка среди субъектов малого предпринимательства, Закон N 44-ФЗ)

Произведена закупка по Закону N 44-ФЗ в виде электронного аукциона, НМЦК – до 15 млн руб., закупка проводилась у субъектов малого предпринимательства.

Цена контракта 39 000,00 руб., было снижение на 46%. Обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5%, аванс не предусмотрен.

Как правильно рассчитать сумму обеспечения контракта?

Рассмотрев вопрос, эксперты к следующему выводу:

В описанной ситуации для заключения контракта участник закупки должен предоставить:

▪️либо обеспечение исполнения контракта в размере 10% от цены контракта;

▪️либо обеспечение исполнения контракта в размере 5% и информацию из реестра контрактов о 3 исполненных им в течение 3 предшествующих лет без применения к нему неустоек контрактах, цена одного из которых выше 20% НМЦК, но сумма цен которых ниже НМЦК;

▪️либо только информацию из реестра контрактов о 3 исполненных им в течение 3 предшествующих лет без применения к нему неустоек контрактах, если сумма цен таких контрактов равна или выше НМЦК.

Корректировать условие проекта контракта о размере обеспечения исполнения контракта в связи с применением антидемпинговых мер заказчик не должен.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/opredelenie-razmera-obespecheniya-ispolneniya-kontrakta-pri-primenenii-antidempinovyh-mer-zakupka-sredi-subektov-malogo-predprinimatelstva-zakon-n-44-fz/

5.Обязан ли заказчик по Закону №223-ФЗ размещать в ЕИС план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, если он не осуществляет такие закупки?

Ответ: Да, обязан.

Обоснование:

https://gkgz.ru/obyazan-li-zakazchik-po-zakonu-223-fz-razmeshhat-v-eis-plan-zakupok-innovatsionnoj-produktsii-vysokotehnologichnoj-produktsii-lekarstvennyh-sredstv-esli-on-ne-osushhestvlyaet-takie-zakupki/

6.Сохраняется ли в 2024 году возможность списания неустойки по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ?

Подрядчик при исполнении контракта нарушил сроки строительства, ему была начислена и выставлена пеня. Он написал встречное письмо на списание данной пени в соответствии с подпунктом “а” пункта 3 постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783. Обязательства по контракту исполнены, размер пени не превышает 5% от цены контракта. Распространяется ли постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 на контрагентов, относящихся к СМП (субъект малого предпринимательства)? Списываются ли штрафы, пени, неустойки в 2023 (2024) году? Какие должны быть соблюдены условия для списания пени? Обязан ли контрагент обосновать причины допущенной просрочки?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Если обязательства по контракту исполнены, размер пеней не превышает 5% от цены контракта и соблюдены условия, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 г. N 783, заказчик обязан списать начисленную сумму пеней. Заказчик не вправе требовать от контрагента обоснования причин, по которым тот допустил просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, равно как и причин, по которым контрагент просит списать пени. Обязанность списать пени возникает у заказчика независимо от вышеупомянутых причин и от того, относится ли контрагент к субъектам малого предпринимательства.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/sohranyaetsya-li-v-2024-godu-vozmozhnost-spisaniya-neustojki-po-kontraktu-zaklyuchennomu-v-sootvetstvii-s-zakonom-n-44-fz/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства 15.01.2024 по 21.01.2024

По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...