Свежий обзор закупочного законодательства с 18.09.2023 по 24.09.2023

Свежий обзор закупочного законодательства с 18.09.2023 по 24.09.2023

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Уточнены нормы о применении типовых проектных решений

Внесены изменения в отдельные приказы Минстроя по вопросам применения типовых проектных решений. Поправки коснулись приказов от 22.02.2018 №115/пр, от 08.06.2018 №341/пр, от 29.05.2019 №314/пр, от 21.04.2022 №307/пр.

Документ: Приказ Минстроя России от 07.08.2023 № 565/пр

https://gkgz.ru/utochneny-normy-o-primenenii-tipovyh-proektnyh-reshenij/

2.Правительство скорректировало правила казначейского сопровождения средств Фонда проектов социального и культурного назначения

Уточнены отдельные нормы о казначейском сопровождении средств. Внесены изменения в Распоряжение Правительства РФ от 15.09.2018 №1942-р, которым урегулированы отдельные вопросы обеспечения казначейского сопровождения средств и расчетов.

Документ: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.09.2023 № 2502-р

https://gkgz.ru/pravitelstvo-skorrektirovalo-pravila-kaznachejskogo-soprovozhdeniya-sredstv-fonda-proektov-sotsialnogo-i-kulturnogo-naznacheniya/

3.Внесены изменения в приказ Минфина России от 17.12.2021 № 214н

Внесены изменения в порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения.

Документ: Приказ Минфина России от 21.06.2023 № 97н

https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-prikaz-minfina-rossii-ot-17-12-2021-214n/

4.Внесены изменения в ряд нормативных правовых актов в отношении закупок отдельных видов медицинских изделий

На Официальном портале правовой информации размещено постановление Правительства РФ от 16.09.2023 № 1512.

https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-ryad-normativnyh-pravovyh-aktov-v-otnoshenii-zakupok-otdelnyh-vidov-meditsinskih-izdelij/

5.Национальный режим: правила госзакупок пробирок для взятия крови изменят с 1 декабря 2023 года

Документ: Постановление Правительства РФ от 16.09.2023 N 1512

https://gkgz.ru/natsionalnyj-rezhim-pravila-goszakupok-probirok-dlya-vzyatiya-krovi-izmenyat-s-1-dekabrya-2023-goda/

6.Правительство утвердило Правила приобретения отдельных видов товаров для обеспечения участников СВО

Определены особенности закупок лекарств, медизделий и средств реабилитации для участников СВО. Речь идет о закупках, проводимых Государственным фондом поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества».

Документ: Постановление Правительства РФ от 20.09.2023 № 1535

https://gkgz.ru/pravitelstvo-utverdilo-pravila-priobreteniya-otdelnyh-vidov-tovarov-dlya-obespecheniya-uchastnikov-svo/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Минфин разъяснил, какими контрактами можно подтвердить соответствие доптребованиям в госзакупках

Документ: Письмо Минфина России от 07.09.2023 N 24-06-06/85545

https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-kakimi-kontraktami-mozhno-podtverdit-sootvetstvie-doptrebovaniyam-v-goszakupkah/

2.Минпромторг разработал балльную систему подтверждения производства телеком-оборудования

Документ: Проект постановление Правительства РФ ID проекта02/07/09-23/00141869

https://gkgz.ru/minpromtorg-razrabotal-ballnuyu-sistemu-podtverzhdeniya-proizvodstva-telekom-oborudovaniya/

3.Медицинские закупки без эквивалента: разработана форма заявления о включении товаров в спецперечень

Минздрав подготовил форму заявления о включении медизделий и (или) лечебного питания в спецперечень. Речь идет о списке продукции, при описании которой заказчики могут указывать товарный знак без эквивалента.

Документ: Проект приказа Минздрава России ID проекта 01/02/09-23/00141836

https://gkgz.ru/meditsinskie-zakupki-bez-ekvivalenta-razrabotana-forma-zayavleniya-o-vklyuchenii-tovarov-v-spetsperechen/

4.Разработана форма представления поставщиками данных о фактической себестоимости продукции, поставляемой по гособоронзаказу

Документ: Проект Приказа Федеральной антимонопольной службы ID проекта 01/02/09-23/00141472

https://gkgz.ru/razrabotana-forma-predstavleniya-postavshhikami-dannyh-o-fakticheskoj-sebestoimosti-produktsii-postavlyaemoj-po-gosoboronzakazu/

5.Ряд антикризисных мер в госзакупках предложили продлить: проект Минэкономразвития

Документ: Проект федерального закона ID проекта 01/05/09-23/00141802

https://gkgz.ru/ryad-antikrizisnyh-mer-v-goszakupkah-predlozhili-prodlit-proekt-minekonomrazvitiya/

6.ФАС России считает нецелесообразным продление действия положений Закона № 46 и продолжает бороться с “профессиональными жалобщиками”

Подробнее

https://gkgz.ru/fas-rossii-schitaet-netselesoobraznym-prodlenie-dejstviya-polozhenij-zakona-46-i-prodolzhaet-borotsya-s-professionalnymi-zhalobshhikami/

7.Минфин РФ рассчитывает на принятие проекта об упрощении норм по импортозамещению в госзакупках до конца года

Подробнее

https://gkgz.ru/minfin-rf-rasschityvaet-na-prinyatie-proekta-ob-uproshhenii-norm-po-importozameshheniyu-v-goszakupkah-do-kontsa-goda/

8.Казначейство намерено в 2024-2025 гг подсчитать госзакупки малого объема

https://gkgz.ru/kaznachejstvo-namereno-v-2024-2025gg-podschitat-goszakupki-malogo-obema/

9.Анонс изменений ЕИС версии 13.3

2 октября 2023 года пользователям станет доступна ВЕРСИЯ 13.3 ГИС ЕИС ЗАКУПКИ

Смотрим

https://gkgz.ru/novye-vozmozhnosti-eis-versii-13-3/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Дробление закупки: суды признали госконтракты недействительными, но оставили подрядчику оплату

Документ: Постановление АС Поволжского округа от 28.08.2023 по делу N А55-25724/2022

https://gkgz.ru/droblenie-zakupki-sudy-priznali-goskontrakty-nedejstvitelnymi-no-ostavili-podryadchiku-oplatu/

2.Аренда автомобиля или транспортная услуга: проверяйте, за что платите по госконтракту!

Документ: Решение АС Московской области от 5 июля 2023 г. по делу № А41-22167/2023

https://gkgz.ru/arenda-avtomobilya-ili-transportnaya-usluga-proveryajte-za-chto-platite-po-goskontraktu/

3.Компания не может более двух лет находиться в реестре лиц, привлеченных к административной ответственности за одно коррупционное нарушение

Суд разбирался, как исчисляется срок действия запрета на участие в госзакупках для лиц, привлеченных к ответственности по ст. 19.28 КоАП.

Документ: Постановление Северо-Западного округа от 14.09.2023 г № Ф07-9478/2023 по делу № А21-16258/2022

https://gkgz.ru/kompaniya-ne-mozhet-bolee-dvuh-let-nahoditsya-v-reestre-lits-privlechennyh-k-administrativnoj-otvetstvennosti-za-odno-korruptsionnoe-narushenie/

4.Подрядчику удалось взыскать в суде стоимость дополнительных работ по госконтракту

Документ: Постановление АС Московского округа от 11.09.2023 г № Ф05-20973/2023 по делу А41-16239/2022

Подробнее

https://gkgz.ru/podryadchiku-udalos-vzyskat-v-sude-stoimost-dopolnitelnyh-rabot-po-goskontraktu/

5.Вправе ли заказчик удерживать оплату до тех пор, пока поставщик не заплатит неустойку?

Ответ: Нет, не вправе.

Документ: Постановление АС Московского округа от 12.03.2020 г № Ф05-1703/2020 по делу №А41-22670/2019

https://gkgz.ru/vprave-li-zakazchik-uderzhivat-oplatu-do-teh-por-poka-postavshhik-ne-zaplatit-neustojku/

6.Решение о включении данных в РНП признали незаконным — суды не взыскали убытки с УФАС

Документ: Постановление АС Московского округа от 11.09.2023 г № Ф05-21582/2023 по делу N А40-247812/22-145-1937

https://gkgz.ru/reshenie-o-vklyuchenii-dannyh-v-rnp-priznali-nezakonnym-sudy-ne-vzyskali-ubytki-s-ufas/

7.Суды напомнили ФАС, когда заказчик может не использовать КТРУ

Документ: Определение ВС РФ от 18.09.2023 № 310-ЭС23-16627 по делу № А36-4181/2022

https://gkgz.ru/sudy-napomnili-fas-kogda-zakazchik-mozhet-ne-ispolzovat-ktru/

8.Заказчик не принял банковскую гарантию победителя закупки. Суды не усмотрели в этом вины банка

Документ: Определение ВС РФ от 20.09.2023 № 305-ЭС23-16686 по делу №А40-243425/2022

https://gkgz.ru/zakazchik-ne-prinyal-bankovskuyu-garantiyu-pobeditelya-zakupki-sudy-ne-usmotreli-v-etom-viny-banka/

9.Кассация разъяснила, когда признавать поставщика недобросовестным

По мнению суда, фирма должна предпринять все возможные от нее меры, чтобы исполнить договор.

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа 14.09.2023 г № Ф07-10961/2023 делу № А56-100299/2022

https://gkgz.ru/kassatsiya-razyasnila-kogda-priznavat-postavshhika-nedobrosovestnym/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.При закупке преподавательских услуг рассчитывается сумма договора. Каким методом обоснования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) нужно пользоваться, если рассчитывается, по сути, заработная плата исполнителя?

Ответ

https://gkgz.ru/kakim-metodom-obosnovaniya-nachalnoj-maksimalnoj-tseny-kontrakta-nmtsk-nuzhno-polzovatsya-pri-zakupke-prepodavatelskih-uslug/

2.Вопрос: Имеет ли право поставщик игнорировать сроки поставки, ссылаясь на отсутствие контракта в реестре контрактов ЕИС, а, следовательно,  возможности сформировать электронный акт?

Ответ: Нет.

Обоснование:

https://gkgz.ru/imeet-li-pravo-postavshhik-ignorirovat-sroki-postavki-ssylayas-na-otsutstvie-kontrakta-v-reestre-kontraktov-eis-a-sledovatelno-vozmozhnosti-sformirovat-elektronnyj-akt/

3.По каким правилам при заключении контракта определяются цены товаров, включенных в отдельные позиции спецификации?

При заключении контракта на поставку лекарственных средств предложен препарат трех производителей, аукцион был выигран по снижению цены, заказчик просит прописать снижение цены по каждому производителю 1%.

Пример: 1 производитель – снижение 15%, 2 производитель – снижение 15%, 3 производитель – снижение 15%, требование заказчика – по каждой позиции цена должна снизиться на 15% (не меньше). Однако с данным снижением поставщик уходит в убыток. Пример редакции поставщика: 1 производитель – снижение 10%, 2 производитель – снижение 20%, 3 производитель – снижение 15%.

Заказчик требует в спецификации сделать цены так, чтобы на одинаковый объём цена была одинаковая.

Насколько правомерны требования заказчика? Является ли данное требование основанием для подачи жалобы на действие заказчика при заключении контракта?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Если условие о применении единого понижающего коэффициента не было установлено в извещении и (или) проекте контракта, победитель аукциона вправе обжаловать действия заказчика и передать спор по установлению условия контракта на рассмотрение суда. Однако судебное решение будет зависеть от позиции суда и предъявленных поставщиком обоснований.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/po-kakim-pravilam-pri-zaklyuchenii-kontrakta-opredelyayutsya-tseny-tovarov-vklyuchennyh-v-otdelnye-pozitsii-spetsifikatsii/

4.Вопрос: Можно ли изменить срок одного из этапов исполнения контракта?

Ответ: Да, но по общему правилу в рамках общего срока исполнения контракта.

Обоснование:

https://gkgz.ru/mozhno-li-izmenit-srok-odnogo-iz-etapov-ispolneniya-goskontrakta/

5.По результатам электронного аукциона заказчик заключил контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с условием об исполнении в два этапа. Сроки обоих этапов исполнения работ закончились 25.08.2023. Работы, предусмотренные контрактом, выполнены на 20%. Подрядчик не представил ни одного акта о выполненной работе. Гарантии, что подрядчик выполнит работы в полном объеме до наступления неблагоприятных климатических условий, нет. Претензионная работа ведется. Подрядчик не реагирует на действия заказчика.

Что следует предпринять заказчику?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Заказчик в рассматриваемой ситуации вправе инициировать расторжение контракта в одностороннем порядке при условии, что такая возможность контрактом предусмотрена. Если же контракт соответствующего условия не содержит, заказчик вправе обратиться за расторжением в суд. Вплоть до дня расторжения контракта заказчику следует начислять за просрочку исполнения контракта подрядчиком пени, кроме того, в случае расторжения контракта с подрядчика может быть взыскан штраф.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/podryadchik-ne-reagiruet-na-pretenzii-po-goskontraktu-chto-sleduet-predprinyat-zakazchiku/

6.Контракт заключен по результатам аукциона по Закону N 44-ФЗ.

Возможно ли продлить срок поставки товара при наличии вины заказчика в просрочке поставки, если при этом срок исполнения контракта не меняется (срок поставки – до 01.09.2023, срок исполнения контракта – до 30.11.2023, продлить поставку планируется на 14 дней)?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Стороны в описанной в вопросе ситуации не вправе изменить срок поставки товаров.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/vozmozhno-li-prodlit-srok-postavki-tovara-pri-nalichii-viny-zakazchika-v-prosrochke-postavki-esli-pri-etom-srok-ispolneniya-kontrakta-ne-menyaetsya/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 11.09.2023 по 17.09.2023

По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...