Дробление закупки: суды признали госконтракты недействительными, но оставили подрядчику оплату

Дробление закупки: суды признали госконтракты недействительными, но оставили подрядчику оплату

Прокурор потребовал признать недействительными два контракта на благоустройство, которые заключили с единственным поставщиком. В действиях заказчика увидели дробление закупки с целью ухода от конкурентных процедур.

Апелляция и кассация признали сделки недействительными, но не взыскали оплату:

  • подрядчик добросовестно выполнил работы. Их приняли без замечаний. Соразмерное встречное представление сторон исключает неосновательное обогащение контрагента;
  • поскольку вернуть результат работ нельзя, взыскание оплаты позволило бы заказчику извлечь выгоду из своего же недобросовестного поведения. Именно он нарушил Закон N 44-ФЗ, однако финансовую ответственность возлагают на подрядчика, который свои обязательства выполнил;
  • факт дробления закупки не означает, что контрагент осознанно заключал контракты в обход конкурентных процедур. Осведомленность подрядчика о том, что он выполняет работы по недействительным сделкам, не доказали.

К похожим выводам АС Поволжского округа приходил и ранее (постановление от 02.08.2023 г № Ф06-5766/2023 по делу А55-19873/2022).

По мнению Минфина, Закон N 44-ФЗ не запрещает совершать несколько одноименных малых закупок у единственного поставщика, отметили в КонсультантПлюс. Однако в практике есть пример, когда суд отклонил ссылку на эту позицию (постановление 18 ААС от 07.11.2022 г  № 18АП-13051/2022 по делу № А34-2500/2022).

Документ: Постановление АС Поволжского округа от 28.08.2023 по делу N А55-25724/2022

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...