В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Утверждены особенности проведения госэкспертизы проектной документации, выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов с особым статусом
Документ: Постановление Правительства РФ от 15.02.2023 № 223
2.Кабмин утвердил правила банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств в 2023 году
Документ: Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2023 г. № 224
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Какой контракт можно оплатить только через ГИС ЕИС?
Документ: Письмо Федерального казначейства от 27 января 2023 года N 07-04-05/14-1926
https://gkgz.ru/kakoj-kontrakt-mozhno-oplatit-tolko-cherez-gis-eis/
2.Казначейство и Минздрав рассказали о нарушениях, допущенных заказчиками по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ, и выявленных в 2022 году
Документ: Письмо Министерства здравоохранения РФ от 27 декабря 2022 г. N 22-0/И/2-22583
3.Россельхознадзор рассказал о нарушениях заказчиками Закона № 223-ФЗ в 2022 году
Документ: Письмо Россельхознадзора от 08.02.2023 N ФС-АК-6/2856
https://gkgz.ru/rosselhoznadzor-rasskazal-o-narusheniyah-zakazchikami-zakona-223-fz-v-2022-godu/
4.Минфин: контракт со списанными неустойками подойдет для госзакупки с универсальной предквалификацией
Соответствие требованию об универсальной предквалификации участник может подтвердить, например, госконтрактом. Одно из условий — требования об уплате неустоек по нему должны быть исполнены.
Документы:
Письмо Минфина России от 30.01.2023 N 24-06-06/6966
Письмо Минфина России от 18.01.2023 N 24-06-06/3195
5.Предлагается дополнить перечень промтоваров, при закупке которых федеральные заказчики устанавливают авансы в повышенном размере
Документ: Проект Постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/02-23/00135797
6.Письмо Минфина и Казначейства об обособленном учете субсидий, предоставляемых из федерального бюджета юридическим лицам
Документ: Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 13.02.2023 № 02-12-09/11532 и № 07-04-05/05-3552
7.Права государственных заказчиков в сфере гособоронзаказа предлагают расширить
Документ: Проект Федерального закона ID проекта 01/05/02-23/00135946
https://gkgz.ru/prava-gosudarstvennyh-zakazchikov-v-sfere-gosoboronzakaza-predlagayut-rasshirit/
8.Подрядчик должен предоставить допобеспечение в случае увеличения цены госконтракта
Документ: Письмо Минфина России от 23.01.2023 № 24-06-06/4674
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Товар поставили в штуках вместо упаковок — суды поддержали отказ заказчика от госконтракта
Документ: Постановление АС Уральского округа от 01.02.2023 по делу N А07-901/2022
2.Судебная практика взыскания заказчиком убытков в госзакупках
Представляем пару интересных дел из судебной практики взыскания заказчиком убытков в госзакупках.
Подробности
https://gkgz.ru/sudebnaya-praktika-vzyskaniya-ubytkov-v-goszakupkah/
3.ВС РФ: Требование заказчика о наличии у участника успешного опыта оказания услуг за 5 лет необоснованное
Документ: Определение ВС РФ от 30.01.2023 г №301-ЭС22-27412 от 30.01.2023 по делу дело №А17-6914/2021
4.ФАС: по Закону N 223-ФЗ можно не оценивать опыт из обычных гражданско-правовых договоров
Документ: Решение Удмуртского УФАС России от 20.01.2023 N 018/07/3-38/2023
5.Установление доптребований по ПП 2571 в закупке равной 1 млн рублей признается нарушением
6.Суды: статус производителя или дилера позволяет исключить участие в закупочной процедуре недобросовестных исполнителей
Документ: Постановление АС Московского округа от 08.02.2023 по делу № А40-45387/2022
Подробнее
7.ВС РФ: поручитель подрядчика по гарантии не может взыскать неосновательное обогащение с госзаказчика
Документ: Определение ВС РФ от 07.02.2023 N 305-ЭС22-21173
8.ВС РФ: Неподписание госконтракта из-за болезни директора ставит под угрозу интересы заказчика, не может свидетельствовать о добросовестности общества
Реализованный обществом способ организации своей деятельности, в результате которого в случае болезни директора общество лишается возможности исполнять свои обязательства и совершать действия, регламентированные Законом № 44-ФЗ, ставит под угрозу интересы заказчика закупки, не может свидетельствовать о добросовестности общества, следует из определения ВС РФ.
Документ: Определение ВС РФ от 14.02.2023 № 305-ЭС22-28589 по делу №А40-34647/2022
9.Суд: Предложения по улучшенным характеристикам должны соответствовать документации закупки
Документ: Постановление 9 ААС от 24 января 2023 года № 09АП-89181/2022 по делу А40-163457/2022
https://gkgz.ru/predlozheniya-po-uluchshennym-harakteristikam-dolzhny-sootvetstvovat-dokumentatsii/
10.Обзор: Договор для оценки опыта в госзакупке с доптребованиями: примеры из практики за 2022 – 2023 годы
Подойдет ли договор со статусом “исполнение” в ЕИС для закупки с доптребованиями? Можно ли подтвердить опыт договором субподряда? Вправе ли заказчик принять расторгнутый договор? Ответы на эти и другие вопросы в обзоре от КонсультантПлюс.
- Договор со статусом “исполнение” в ЕИС
- Договор субподряда
- Расторгнутый договор
- Сумма договоров
- Договор не по Законам N 44-ФЗ или 223-ФЗ
Смотрим👇🏻
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Имеет ли право заказчик указать в качестве места поставки г. Хабаровск и уточнить, что конкретный адрес будет определен в заявках на поставку партии товара?
ОТВЕТ
https://gkgz.ru/vopros-ob-adresah-v-zayavkah-na-postavku-tovara-po-goskontraktu/
2.Контракт на предоставление услуг питания заключен на три года без указания объема, сумма установлена за единицу продукции. В 2022 году планировалось выбрать 5 млн руб., однако после акта сверки выяснилось, что за год было исполнено обязательств на сумму 4,5 млн руб.
Каким образом заказчик может уменьшить сумму по 2022 году на 500 тыс руб. (основание для дополнительного соглашения)?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
В описанном случае изменение по соглашению сторон максимального значения цены контракта является неправомерным.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/vopros-ob-izmenenii-po-soglasheniyu-storon-maksimalnogo-znacheniya-tseny-kontrakta/
3.Вопрос: О расчете неустойки по госконтракту с «неопределенным объемом»
По контракту с «неопределенным объемом» исполнитель оказывает услугу по фотографированию в течение 5 часов с момента получения заявки. Исполнитель не пришел на фотосъемку, мы начислили ему штраф в размере исходя из максимального значения цены контракта (этапы в нашем контракте не выделены). Исполнитель считает, что мы должны были выставить штраф исходя из стоимости неоказанной услуги. Кто из нас прав?
ОТВЕТ
По мнению Минфина России, в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, расчет неустоек (пеней, штрафов) действительно следует производить от максимального значения цены контракта (письмо ведомства от 25.10.2019 № 24-03-07/82359).
Однако судами расчет неустойки от максимального значения цены контракта, а не от стоимости заявки, чаще всего признается неправомерным. В приводимых ниже судебных решениях рассматривались споры, касающиеся порядка начисления пени, однако с высокой вероятностью подходы к определению размера штрафа будут аналогичными.
Подробнее
https://gkgz.ru/vopros-o-raschete-neustojki-po-goskontraktu-s-neopredelennym-obemom/
4.Допустимо ли для оценки заявок в конкурсе по 44-ФЗ использовать детализирующий показатель «наибольшее количество исполненных договоров», при этом договоров должно быть не менее пяти, а цена каждого исполненного договора должна составлять не менее 50 % НМЦК?
Ответ:
Нет, в рассматриваемом случае два разных детализирующих показателя оценки объединены в один, их необходимо разделить.
Обоснование:
5.На основании муниципального контракта ООО выполняет работы по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ по объекту: реконструкция автомобильной дороги (автобусный маршрут) в рабочем посёлке.
В настоящее время ООО ведет корректировку проектной документации по замечаниям от ГБУ НСО ГВЭ НСО. Согласно одному из замечаний титульное наименование объекта проектирования не соответствует содержимому задания (в наименовании указан один объект – автомобильная дорога, а выполняется реконструкция нескольких улиц).
Возможно ли внести изменение в контракт на выполнение проекта ремонта автомобильных дорог, указав на проектирование не одной улицы, но и примыкающих переулков?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Предлагаемое изменение контракта противоречит закону.
Обоснование вывода:
6.Орган внутреннего финансового контроля отметил в акте допущенные заказчиком недостатки при обосновании НМЦК, выразившиеся в направлении запросов о предоставлении ценовой информации трем предполагаемым поставщикам в устной форме. Но откуда следует, что заказчик обязан направлять такие запросы исключительно в письменной форме? И грозит ли заказчику какое-либо наказание за несоблюдение требований приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567?
ОТВЕТ
https://gkgz.ru/vopros-obosnovanie-zakazchikom-nmtsk-dlya-zakupki/
6.Применяется ли Постановление N 878 в случае отсутствия в соответствующем перечне наименования закупаемого товара?
В Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, содержится конкретное наименование товара, например аппараты электрохирургические. Заказчик закупает товар, например наконечники пластмассовые универсальные для дозаторов, наименования которого нет в перечне Постановления N 878.
Устанавливаются ли ограничения допуска, установленные Постановлением N 878, в случае закупки указанной в вопросе продукции?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
Если объектом закупки являются товары, хотя и указанные в Перечне, но по своей природе не относящиеся к радиоэлектронной продукции как таковой, на наш взгляд, ограничения, предусмотренные Постановлением N 878, не устанавливаются. При применении Перечня следует руководствоваться как кодом ОКПД 2, так и наименованием товара.
Обоснование позиции:
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 06.02.2023 по 12.02.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию