ВС РФ: Неподписание госконтракта из-за болезни директора ставит под угрозу интересы заказчика, не может свидетельствовать о добросовестности общества

ВС РФ: Неподписание госконтракта из-за болезни директора ставит под угрозу интересы заказчика, не может свидетельствовать о добросовестности общества

Реализованный обществом способ организации своей деятельности, в результате которого в случае болезни директора общество лишается возможности исполнять свои обязательства и совершать действия, регламентированные Законом № 44-ФЗ, ставит под угрозу интересы заказчика закупки, не может свидетельствовать о добросовестности общества, следует из определения ВС РФ.

Победитель закупки не подписал госконтракт и не предоставил его обеспечение по причине болезни директора. Заказчик признал участника уклонившимся от заключения контракта и подал заявление в ФАС России о включении общества в РНП. Контрольный орган не стал включать уклониста в РНП, заказчик с таким решением не согласился и обратился в суд.

Первая и апелляционная инстанции в удовлетворении заявления отказали, указав, что болезнь директора действительно могла свидетельствовать об отсутствии намеренного уклонения от заключения государственного контракта.

Кассационная инстанция, не поддержала нижестоящие суды:

  • Уклонение от заключения договора, являющееся основанием для включения сведений в РНП, может иметь место не только при совершении (умышленных) действий, бездействия, но и в тех случаях, когда участник аукциона по небрежности не совершает необходимых мер, направленных на обеспечение соблюдения соответствующих норм и правил, не предпринимает меры для его заключения.
  • Организация обществом своей работы, при которой заключение государственного контракта и представление обеспечения в установленный срок зависело от возможности лишь самого директора общества совершить соответствующие действия, его самочувствия и здоровья, не могло рассматриваться как обеспечение обществом соблюдения соответствующих норм и правил и принятие обществом мер для его заключения.

Суды не указали, что препятствовало обществу привлечь к работе других сотрудников с учетом осуществляемой обществом деятельности, заключения многомиллионных контрактов.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Верховный суд указал:

Реализованный обществом способ организации своей деятельности, в результате которого в случае болезни директора общество лишается возможности исполнять свои обязательства и совершать действия, регламентированные Законом № 44-ФЗ, ставит под угрозу интересы заказчика закупки, не может свидетельствовать о добросовестности общества.

Поэтому вывод суда кассационной инстанции касательно проявленной обществом небрежности является правильной квалификацией его действий для целей оценки законности решения ФАС об отказе во включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

Документ: Определение ВС РФ от 14.02.2023 № 305-ЭС22-28589 по делу №А40-34647/2022 

Дмитрий Доброштан, юрист, эксперт в сфере закупок

статья по теме: Уважительные причины пропуска срока подписания госконтракта: примеры из практики за 2021 – 2022 годы

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...