Свежий обзор закупочного законодательства с 06.02.2023 по 12.02.2023

Свежий обзор закупочного законодательства с 06.02.2023 по 12.02.2023

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Роскосмос определил форму заключения о цене единицы продукции, поставляемой по гособоронзаказу

Документ: Приказ Роскосмоса от 21 декабря 2022 г. N 505

https://gkgz.ru/roskosmos-opredelil-formu-zaklyucheniya-o-tsene-edinitsy-produktsii-postavlyaemoj-po-gosoboronzakazu/

2.ФАС рассказала об особенностях исключения из РНП, предусмотренного Законом N 223-ФЗ, сведений о контрагентах

Документ: Письмо ФАС России от 20 января 2023 г. N МШ/3488/23

https://gkgz.ru/fas-rasskazala-ob-osobennostyah-isklyucheniya-iz-rnp-predusmotrennogo-zakonom-n-223-fz-svedenij-o-kontragentah/

3.Поставщики из стран ЕАЭС могут участвовать в госзакупках на равных

Смотрим

https://gkgz.ru/postavshhiki-iz-stran-eaes-mogut-uchastvovat-v-goszakupkah-na-ravnyh/

4.44-ФЗ: Две важные новации начала этого года, на которые стоит обратить внимание заказчикам

⁠Экологические требования и Система “Честный знак” – две важные новации начала этого года, на которые стоит обратить внимание заказчикам.

Подробности

https://gkgz.ru/44-fz-dve-vazhnye-novatsii-nachala-etogo-goda-na-kotorye-stoit-obratit-vnimanie-zakazchikam/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Разработан порядок освобождения от ответственности при добровольном заявлении о заключении хозсубъектом ЕАЭС антиконкурентного соглашения

⁠ Подробнее

https://gkgz.ru/razrabotan-poryadok-osvobozhdeniya-ot-otvetstvennosti-pri-dobrovolnom-zayavlenii-o-zaklyuchenii-hozsubektom-eaes-antikonkurentnogo-soglasheniya/

2.ФАС России дала разъяснение о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ в условиях санкций

Документ: Разъяснение ФАС России от 20.01.2023 № МШ/3488/23

https://gkgz.ru/fas-rossii-dala-razyasnenie-o-poryadke-vedeniya-reestra-nedobrosovestnyh-postavshhikov-po-223-fz/

3.”Иностранных” участников могут освободить от обязанности использовать ЕИС при приемке исполнения контракта и применении мер ответственности

Документ: Проект Федерального закона “О внесении изменений в статью 112 Федерального закона…” ID проекта 01/05/02-23/00135600

https://gkgz.ru/inostrannyh-uchastnikov-mogut-osvobodit-ot-obyazannosti-ispolzovat-eis-pri-priemke-ispolneniya-kontrakta-i-primenenii-mer-otvetstvennosti/

4.Минфин пояснил, как бюджетному учреждению учесть доходы от санкций за нарушение Закона N 44-ФЗ

Документ: Письмо Минфина России от 24.11.2022 N 02-07-10/115351

https://gkgz.ru/minfin-poyasnil-kak-byudzhetnomu-uchrezhdeniyu-uchest-dohody-ot-sanktsij-za-narushenie-zakona-n-44-fz/

5.Госкомпаниям ряда отраслей установят план выполнения норм об использовании российского ПО на объектах КИИ

Документ: Проект Приказа Минпромторга ID проекта 01/02/02-23/00135801

https://gkgz.ru/goskompaniyam-ryada-otraslej-ustanovyat-plan-vypolneniya-norm-ob-ispolzovanii-rossijskogo-po-na-obektah-kii/

6.ФАС России опубликовала реестр субъектов естественных монополий по состоянию на 01.02.2023 г.

Реестр субъектов естественных монополий на 01.02.2023 можно скачать ссылке.

https://gkgz.ru/fas-rossii-opublikovala-reestr-subektov-estestvennyh-monopolij-na-01-02-2023/

7.Три письма от ведомств: об иноагентах в закупках, СРО и нарушениях заказчиков

В законы о закупках вносят десятки изменений в год. Но не всегда участники торгов могут истолковать поправки однозначно, и тогда профильные ведомства разъясняют нововведения. Сегодня разбирается три новых поясняющих письма от Минфина, Минстроя и Минздрава.

Читаем

https://gkgz.ru/tri-pisma-ot-vedomstv-ob-inoagentah-v-zakupkah-sro-i-narusheniyah-zakazchikov/

8.Федеральные учреждения должны оплачивать через ГИС ЕИС контракты, включаемые в реестр госконтрактов

Документ: Письмо Казначейства России от 27.01.2023 N 07-04-05/14-1926

https://gkgz.ru/federalnye-uchrezhdeniya-dolzhny-oplachivat-cherez-gis-eis-kontrakty-vklyuchaemye-v-reestr-kontraktov/

9.По вопросу о предоставлении выписки СРО для участия в закупке

⁠На поступившие дополнительные вопросы по теме подтверждения членства СРО считаем необходимым разъяснить:

Подробности

https://gkgz.ru/po-voprosu-o-predostavlenii-vypiski-sro-dlya-uchastiya-v-zakupke/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Суды: госзаказчик не может произвольно применять предельные значения показателей для оценки опыта

Документ: Постановление АС Московского округа от 24.01.2023 по делу N А40-81956/22-147-611

https://gkgz.ru/sudy-goszakazchik-ne-mozhet-proizvolno-primenyat-predelnye-znacheniya-pokazatelej-dlya-otsenki-opyta/

2.Для закупки у едпоставщика по Закону N 223-ФЗ нужны объективные причины, напомнила апелляция

Документ: Постановление 8-го ААС от 26.01.2023 по делу N А70-18212/2022

https://gkgz.ru/dlya-zakupki-u-edpostavshhika-po-zakonu-n-223-fz-nuzhny-obektivnye-prichiny-napomnila-apellyatsiya/

3.Мобилизация, санкции и гарантии: практика успешного обжалования решений ФАС в суде

⁠Несмотря на постоянные декларации о защите бизнеса, практика ФАС России остается противоречивой. Только за первый месяц 2023 года арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти отменил порядка 10 решений Ленинградского УФАС. Выделим интересные дела.

Подробности

https://gkgz.ru/mobilizatsiya-sanktsii-i-garantii-praktika-uspeshnogo-obzhalovaniya-reshenij-fas-v-sude/

4.Кассация подтвердила: нацрежим нужен и при госзакупках на изготовление товара под заказ

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 26.01.2023 по делу N А56-44610/2022

https://gkgz.ru/kassatsiya-podtverdila-natsrezhim-nuzhen-i-pri-goszakupkah-na-izgotovlenie-tovara-pod-zakaz/

5.Суды: В заявке для участия в закупке вариативность недопустима

Документ: Постановление 9 ААС от 23.01.2023  № 09АП-76886/2022 по делу А40-112966/22

https://gkgz.ru/sudy-v-zayavke-dlya-uchastiya-v-zakupke-variativnost-nedopustima/

6.Поставку товара остановили из-за санкций — суд не дал расторгнуть договор по Закону N 223-ФЗ

Документ: Решение АС Республики Бурятия от 26.01.2023 по делу N А10-4385/2022

https://gkgz.ru/postavku-tovara-ostanovili-iz-za-sanktsij-sud-ne-dal-rastorgnut-dogovor-po-zakonu-n-223-fz/

7.УФАС напомнило: госзаказчикам не следует устанавливать 2 требования об отсутствии участников в РНП

Документ: Решение Псковского УФАС России от 24.01.2023 по делу N 060/06/31-18/2023

https://gkgz.ru/ufas-napomnilo-goszakazchikam-ne-sleduet-ustanavlivat-2-trebovaniya-ob-otsutstvii-uchastnikov-v-rnp/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

⁠1.Заказчик работает по Закону N 44-ФЗ. Заключен контракт на поставку товара. Поставщик просрочил поставку товара и поставил товар частично. Заказчик принял поставленный товар, затем стороны расторгли контракт. Заказчик предъявил поставщику требование об уплате суммы неустойки (штрафа и пеней) в связи с просрочкой исполнения обязательств, а также частичной поставкой, предусмотренных контрактом. Поставщик уплатил начисленные пени и штраф.

Согласно постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 заказчик обязан списать неустойку при условии: если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта.

Обязан ли заказчик в данной ситуации списать неустойку (пени, штраф)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При описанных обстоятельствах основания для списания заказчиком неустойки отсутствуют. Однако мы не можем исключить, что в случае возникновения спора суд займет иную позицию.

Обоснование позиции:

https://gkgz.ru/oplachennye-po-goskontraktu-neustojki-zakazchik-ne-mozhet-spisat/

⁠2.Заявка на участие в электронном аукционе содержит выписку из ЕГРИП в виде файла XML, т. е. в нечитаемом формате. Вправе ли комиссия заказчика отклонить заявку по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в связи с фактическим непредставлением выписки?

ОТВЕТ

https://gkgz.ru/chto-delat-zakazchiku-esli-zayavka-na-uchastie-v-elektronnom-auktsione-soderzhit-vypisku-iz-egrip-v-vide-fajla-xml/

3.Нужно ли в извещении об осуществлении закупки на капитальный ремонт устанавливать требование о предоставлении выписки СРО?

Ответ:

Нет, не нужно.

Обоснование:

https://gkgz.ru/nuzhno-li-v-izveshhenii-ob-osushhestvlenii-zakupki-na-kapitalnyj-remont-ustanavlivat-trebovanie-o-predostavlenii-vypiski-sro/

⁠4.Заказчик заключил с исполнителем два контракта на услуги клининга. По прошествии определенного времени исполнитель попросил расторгнуть контракты по соглашению сторон, поскольку исполнять их ему стало финансово невыгодно. Как быть заказчику в этом случае? На каком основании заказчик может расторгнуть контракт по соглашению сторон, а в каких случаях должна быть запущена процедура одностороннего расторжения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При описанных обстоятельствах заказчик не обязан принимать решение об отказе от исполнения контракта.

Расторжение контракта по соглашению сторон формально допустимо, однако при определенных обстоятельствах может повлечь для заказчика неблагоприятные последствия.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/vopros-vozmozhnost-rastorzheniya-kontrakta-po-soglasheniyu-storon/

⁠5.Вправе ли заказчик требовать предоставления исполнителем контракта наряду с документом о приемке, сформированным в ЕИС в соответствии с ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, еще и документов о приемке, оформленных на бумажном носителе?

ОТВЕТ

https://gkgz.ru/vprave-li-zakazchik-trebovat-ot-ispolnitelya-kontrakta-dokumenty-na-bumazhnom-nositele-pomimo-sformirovannyh-v-eis/

6.Заказчик заключил контракт на выполнение работ по защите информации с поставкой и установкой средств защиты информации, в рамках которого подлежат поставке, установке несколько объектов таких средств, а также проведение в отношении них аттестационных мероприятий. Контракт исполнен, за исключением одного объекта, который не был поставлен и установлен по объективным причинам (сложности с логистикой и прочее). Заказчик готов принять исполнение по контракту без этой единицы и завершить исполнение контракта, подписать дополнительное соглашение об исполнении контракта “в объеме сложившейся потребности”, то есть в меньшем объеме.

Имеет ли право заказчик принять исполнение частично, если частичная приемка контрактом не предусмотрена? Достаточно ли будет в данном случае применить штрафные санкции в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, или заказчик обязан направить сведения в ФАС России о внесении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Принятие исполнения обязательств по контракту в меньшем объеме, расторжение контракта соглашением сторон в описанной ситуации не является нарушением. Само по себе неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом, направление ему требования об уплате неустойки не являются основанием для направления заказчиком сведений для включения сведений о контрагенте в РНП.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/imeet-li-pravo-zakazchik-prinyat-ispolnenie-chastichno-esli-chastichnaya-priemka-kontraktom-ne-predusmotrena/

7.Применяются ли антидемпинговые меры при проведении электронного запроса котировок?

ОТВЕТ

Ст. 37 Закона № 44-ФЗ, посвященная антидемпинговым мерам, носит название «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона», так что даже из ее названия очевидно, что при проведении закупок иными способами (в т. ч. запросом котировок) антидемпинговые меры не применяются.

Подробнее

https://gkgz.ru/primenyayutsya-li-antidempingovye-mery-pri-provedenii-elektronnogo-zaprosa-kotirovok/

⁠8.По окончании выполнения работ по ремонту автомобильной дороги подрядчик предоставил в качестве обеспечения гарантийного обязательства (ОГО) (предусмотрено Законом N 44-ФЗ и условиями ГК РФ) денежную сумму, эквивалентную 0,5% от цены контракта, которую перечислил на счет заказчика.

По условиям исполненного контракта сроки гарантии на выполненные работы разные и составляют: на устройство дорожной разметки – один год, на дорожное покрытие пять лет, на земляное полотно – восемь лет, на установленные дорожные знаки – десять лет. При этом стоимость выполненных работ по устройству дорожного полотна составляет 80% стоимости всего контракта, а стоимость дорожных знаков составляет лишь 2% от стоимости контракта. Порядок и сроки возврата заказчиком денежных средств на ОГО условиями ГК РФ не конкретизированы.

Когда и в каком размере возможен возврат ОГО? Возможен ли возврат пропорционально стоимости конкретного вида работ, срок гарантии которого завершается ранее? Верно ли утверждение заказчика, что возврат ОГО возможен только после истечения самого длительного по времени гарантийного срока (десять лет)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Действительно, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения гарантийных обязательств, должны быть возвращены заказчиком контрагенту только после истечения наибольшего гарантийного срока.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/vopros-o-srokah-vozvrata-zakazchikom-obespecheniya-garantijnogo-obyazatelstva-ogo-denezhnyh-sredstv/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 30.01.2023 по 05.02.2023
По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...