Свежий обзор закупочного законодательства с 11.04.2022 по 17.04.2022

Свежий обзор закупочного законодательства с 11.04.2022 по 17.04.2022

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Новый пакет изменений в законодательстве о закупках: 44-ФЗ (Часть I)

На официальном сайте сегодня опубликован новый пакет изменений в законодательстве о госзакупках Федеральный Закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ.

📌Рассмотрим нововведения:

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/novyj-paket-izmenenij-v-zakonodatelstve-o-zakupkah-44-fz-chast-i/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1.Какие нарушения самые частые в сфере госзаказа?

В 2021 году ФАС России выявила больше 8,5 тысяч нарушений. Служба проанализировала, каких нарушений было больше

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/kakie-narusheniya-samye-chastye-v-sfere-goszakaza/

2.ФАС России подготовила новый порядок обеспечения доступа к информации о своей деятельности

Документ: Проект приказа ФАС России ID проекта 01/02/04-22/00126519

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/fas-rossii-podgotovila-novyj-poryadok-obespecheniya-dostupa-k-informatsii-o-svoej-deyatelnosti/

3.Кабмин установил дополнительные критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2022 г. № 553

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/kabmin-ustanovil-dopolnitelnye-kriterii-podtverzhdeniya-proizvodstva-promyshlennoj-produktsii-na-territorii-rf/

4.Минфин России выпустил письмо «По вопросам о возможности изменения по соглашению сторон существенных условий договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Документ: Письмо Минфина России от 11.04.2022 № 24-07-08/30988

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/minfin-o-vozmozhnosti-izmeneniya-po-soglasheniyu-storon-sushhestvennyh-uslovij-dogovora-po-223-fz/

5.Письмо Минфина России о применении положений Закона № 44-ФЗ и некоторых актов Правительства РФ

В связи с поступающими вопросами Минфин России подготовил письмо о применении положений Закона № 44-ФЗ и некоторых актов Правительства РФ, касающихся осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, принятых в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств.

Документ: Письмо Минфина России от 12.04.2022 № 24-01-07/31697.

Читать👇🏻

https://gkgz.ru/pismo-minfina-rossii-o-primenenii-polozhenij-zakona-44-fz-i-nekotoryh-aktov-pravitelstva-rf/

6.Типовой контракт на поставку некоторых медизделий, заключаемый с единственным поставщиком, отменен

Документ: Приказ Минздрава России от 9 марта 2022 г. N 146н

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/tipovoj-kontrakt-na-postavku-nekotoryh-medizdelij-zaklyuchaemyj-s-edinstvennym-postavshhikom-otmenen/

7.Минфин рассказал о порядке корректировки условий договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ

Документ: Письмо Минфина России от 11 апреля 2022 г. N 24-07-08/30988

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/minfin-rasskazal-o-poryadke-korrektirovki-uslovij-dogovorov-zaklyuchennyh-v-sootvetstvii-s-zakonom-n-223-fz/

8.Минфин разъяснил нюансы изменения сделок по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ и другие вопросы в закупках

Среди прочего ведомство рассказало, какие особенности учитывать при корректировке госконтракта из-за непредвиденных обстоятельств, на что обратить внимание региональным госзаказчикам при закупках у едпоставщика, когда можно менять договор по Закону N 223-ФЗ. Подробнее в обзоре.

Документы:

Письмо Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697

Письмо Минфина России от 11.04.2022 N 24-07-08/30988

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-nyuansy-izmeneniya-sdelok-po-zakonam-n-44-fz-i-223-fz-i-drugie-voprosy-v-zakupkah/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.УФАС: закупать услуги ОСАГО через электронный аукцион незаконно

УФАС Свердловской области решил, что проведение закупки на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) путем электронного аукциона незаконно. Этот способ закупки ОСАГО не соответствует требованиям части 2 статьи 8 и части 1 статьи 24 № 44-ФЗ.

Документ: Решение и предписание УФАС Свердловской области по жалобе №066/06/24-1169/2022 от 08 апреля 2022 года  (закупка №0162400001222000012)

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/ufas-zakupat-uslugi-osago-cherez-elektronnyj-auktsion-nezakonno/

2.Представляем вашему вниманию пару свежих решения УФАС, которые формируют практику по невключению в РНП из-за санкций.

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/para-svezhih-reshenij-ufas-po-nevklyucheniyu-v-rnp-iz-za-sanktsij/

3.ВС РФ напомнил, что суд не вправе самостоятельно применить последствия недействительности сделки, не поставив этот вопрос на обсуждение сторон

Документ: Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 28 марта 2022 г. № 308-ЭС21-21117.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-napomnil-chto-sud-ne-vprave-samostoyatelno-primenit-posledstviya-nedejstvitelnosti-sdelki-ne-postaviv-etot-vopros-na-obsuzhdenie-storon/

4.ВС РФ указал, когда односторонний отказ заказчика от госконтракта будет недействительным

Если на момент одностороннего отказа от исполнения госконтракта работы подрядчиком выполнены и сданы, оснований для отказа от договора на основании пункта 3 статьи 723 Гражданского кодекса у заказчика не имеется. Односторонний отказ заказчика от контракта является недействительным, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 11 апреля 2022 года №309-ЭС22-3946 по делу №А60-36371/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-ukazal-kogda-odnostoronnij-otkaz-zakazchika-ot-goskontrakta-budet-nedejstvitelnym/

5.УФАС: для оценки опыта в госзакупке нельзя устанавливать требование к минимальной цене договора

Документ: Решение Пермского УФАС России от 22.03.2022 (изв. N 0156600014822000026)

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/ufas-dlya-otsenki-opyta-v-goszakupke-nelzya-ustanavlivat-trebovanie-k-minimalnoj-tsene-dogovora/

6.Процедура признания участника уклонившимся при заключении контракта с использованием единого агрегатора торговли не предусмотрена

Поскольку регламентом ЕАТ «Березка» процедура признания участника малой закупки, уклонившимся от заключения контракта не предусмотрена, такой участник не может быть признан уклонившимся при не подписании контракта в регламентированный срок и не подлежит включению в РНП, следует из решения Хабаровского УФАС России.

Документ: Решение УФАС по Хабаровскому краю от 06 апреля 2022 года по делу №РНП-27-138 по закупке №100150821122100051 на ЕАТ “Березка”

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/protsedura-priznaniya-uchastnika-uklonivshimsya-pri-zaklyuchenii-kontrakta-s-ispolzovaniem-edinogo-agregatora-torgovli-ne-predusmotrena/

7.ВС РФ напомнил: порядок оценки заявок по Закону N 223-ФЗ не может зависеть от режима налогообложения

Документ: Определение ВС РФ от 04.04.2022 N 304-ЭС22-2729 по делу №А70-3543/2021

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-napomnil-poryadok-otsenki-zayavok-po-zakonu-n-223-fz-ne-mozhet-zaviset-ot-rezhima-nalogooblozheniya/

8.Представляем вашему вниманию тройку свежих решения УФАС, которые формируют практику по невключению в РНП.

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/para-svezhih-reshenij-ufas-po-nevklyucheniyu-v-rnp/

9.Представляем вашему вниманию антимонопольную и судебную практику закупок по ФЗ №223 “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/antimonopolnaya-i-sudebnaya-praktika-zakupok-po-fz-223/

10.Суды вместо форс-мажора усмотрели предпринимательский риск поставщика по госконтракту

Приостановка Росздравнадзором эксплуатации медицинского изделия и отзыв регистрационного удостоверения не является непреодолимой силой, освобождающей поставщика от ответственности, предусмотренной контрактом.  Отзыв производителем регистрационного удостоверения на медицинское оборудование является предпринимательским риском поставщика, следует из постановления АС Северо-Кавказского округа, поддержанного Верховным Судом.

Документ: Определение ВС РФ от 11.04.2022 №№ 308-ЭС22-2629 по делу №А63-15680/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/sudy-vmesto-fors-mazhora-usmotreli-predprinimatelskij-risk-postavshhika-po-goskontraktu/

11.Исполнитель по госконтракту не принял дисциплинарных мер — суды увидели в этом недобросовестность

Документ: Постановление АС Уральского округа от 07.04.2022 по делу N А60-33544/2021

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/ispolnitel-po-goskontraktu-ne-prinyal-distsiplinarnyh-mer-sudy-uvideli-v-etom-nedobrosovestnost/

12.ВС РФ напомнил о хозяйствующих субъектах, которые не могут ограничить конкуренцию

Не могут быть признаны хозяйствующими субъектами в значении, придаваемом Законом № 135-ФЗ, как правило, коммерческие организации и другие лица в части осуществления иной деятельности, не связанной с конкуренцией на товарном рынке, например, при участии в благотворительности или предоставлении социальной помощи гражданам, добровольном участии в иной общеполезной деятельности, не связанной с извлечением выгоды из обращения товаров на рынке, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 14 апреля 2022 года №304-ЭС22-4166 по делу №А46-6968/2021

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-napomnil-o-hozyajstvuyushhih-subektah-kotorye-ne-mogut-ogranichit-konkurentsiyu/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Включат ли информацию о контрагенте в РНП, если контракт не исполнен из-за экономических санкций?

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vklyuchat-li-informatsiyu-o-kontragente-v-rnp-esli-kontrakt-ne-ispolnen-iz-za-ekonomicheskih-sanktsij/

2.Заказчик в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключил контракт на поставку автошин. Товар был доставлен в срок. После заключения контракта сотрудник (механик) попросил поставщика поставить две позиции автошин с улучшенными характеристиками. Поставщик поставил товар. Заказчик заключил дополнительное соглашение с поставщиком только на одну позицию с улучшенными характеристиками. На вторую позицию составили акт о несоответствиях, ее принимать не планируется. Выявленное несоответствие не устранено поставщиком и приводит к уменьшению количества товара более чем на 10%. Форс-мажорных и иных непредвиденных обстоятельств в данной ситуации нет. Поставщик направил письмо о том, что он гарантирует забрать непринятый товар.

Каковы дальнейшие действия в сложившейся ситуации? Нужно ли заказчику заключить соглашение о расторжении контракта по фактически принятому товару? Должен ли заказчик выставить неустойку?

📌По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В описанной в вопросе ситуации заказчик должен направить поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке. При этом до возврата поставщику товара, не соответствующего условиям контракта, такой товар нужно принять на ответственное хранение и уведомить об этом поставщика.

В случае утраты заказчиком потребности в части товаров, предусмотренных контрактом, он по взаимному соглашению с поставщиком вправе расторгнуть такой контракт. Между тем при наличии потребности в поставке предусмотренного контрактом товара заказчик вправе требовать от контрагента исполнения предусмотренных контрактом обязательств на изначально согласованных условиях. При неисполнении таких обязательств заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта или, если это предусмотрено контрактом, отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке и направить информацию о контрагенте для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Приведенные в вопросе обстоятельства могут свидетельствовать о наличии оснований для начисления пеней за просрочку исполнения обязательства по поставке. Так, если товар будет принят заказчиком за пределами установленного контрактом срока, последний будет обязан выставить поставщику пени за просрочку исполнения обязательства.

Обоснование позиции:👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-postavlennyj-tovar-ne-sootvetstvuet-usloviyam-kontrakta-chto-delat/

3.Имеет ли право подрядчик при заключении в 2022 году контракта увеличить стоимость строительных материалов в связи с их существенным удорожанием в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”?

📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Заказчик вправе в 2022 году изменить контракт в связи с существенным удорожанием строительных материалов только в ситуации, когда сам контракт заключен до 01.01.2022 и при одновременном соблюдении условий, перечисленных в самом Постановлении N 1315. Указанный в вопросе контракт под данные критерии не попадает, поскольку заключен после 01.01.2022.

Обоснование вывода:👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-ob-izmenenii-uslovij-kontrakta-v-svyazi-s-sushhestvennym-udorozhaniem-strojmaterialov/

4.Ввиду последних событий поставщики продуктов питания по договорам поставки, заключенным с бюджетным учреждением в сфере образования, ссылаются на увеличение доллара и запрет ввоза определенных продуктов питания в Россию и просят увеличить цену договора и цену единицы товара. Договорами были предусмотрены условия о твердой цене договора и о том, что увеличение цены договора возможно только при условии увеличения объема, но не более 20% от цены договора. Учреждение работает по Закону N 223-ФЗ.

Как быть в данном случае, учитывая, что при расторжении договоров и заключении новых через закупку возможно, что коммерческие предложения также будут с увеличенными ценами? Куда можно обратиться учреждению за разъяснениями или с жалобой на поставщиков?

📌По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рассматриваемой ситуации заказчик вправе требовать исполнения договора на тех условиях, на которых он был заключен.

Кроме того, заказчик по предложению контрагента вправе (но не обязан) заключить соглашение об изменении цены и (или) иных условий договора.

Наконец, заказчик может принять меры, направленные на расторжение договора (в том числе по соглашению сторон) и осуществление новой закупки.

Обоснование позиции:👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-ob-ispolnenii-dogovora-po-223-fz/

Смотрим предыдущий 👉🏻  Обзор закупочного законодательства с 04.04.2022 по 10.04.2022
По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...