Свежий обзор закупочного законодательства с 10.04.2023 по 16.04.2023

Свежий обзор закупочного законодательства с 10.04.2023 по 16.04.2023

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Правительство установило для поставщиков из стран ЕАЭС правила обеспечения заявок на участия в госзакупках в РФ

Документ: Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 № 579

https://gkgz.ru/pravitelstvo-ustanovilo-dlya-postavshhikov-iz-stran-eaes-pravila-obespecheniya-zayavok-na-uchastiya-v-goszakupkah-v-rf/

2.Утверждены типовые условия контрактов на ремонт автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений (Закон № 44-ФЗ)

Документ: Постановление Правительства РФ от 08.04.2023 № 572

https://gkgz.ru/utverzhdeny-tipovye-usloviya-kontraktov-na-remont-avtomobilnyh-dorog-iskusstvennyh-dorozhnyh-sooruzhenij-zakon-44-fz/

3.Средства Фонда развития территорий, выделенные на строительство жилья, не будут подлежать казначейскому сопровождению

Документ: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.2023 № 907-р

https://gkgz.ru/sredstva-fonda-razvitiya-territorij-vydelennye-na-stroitelstvo-zhilya-ne-budut-podlezhat-kaznachejskomu-soprovozhdeniyu/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Уточняются КБК по закупкам в случае заключения госконтрактов после 1 июня 2023 г

Документ: Письмо Минфина России от 01.04.2023 № 02-11-09/28913

https://gkgz.ru/utochnyayutsya-kbk-po-zakupkam-v-sluchae-zaklyucheniya-goskontraktov-posle-1-iyunya-2023-g/

2.Казначейство рассказало об особенностях проведения закупок по Закону N 44-ФЗ заказчиками, не выполнившими норму закупок у субъектов МСП

Документ: Письмо Федерального казначейства от 7 марта 2023 г. N 07-04-14/14-386

https://gkgz.ru/kaznachejstvo-rasskazalo-ob-osobennostyah-provedeniya-zakupok-po-zakonu-n-44-fz-zakazchikami-ne-vypolnivshimi-normu-zakupok-u-subektov-msp/

3.Включение в РНП поставщика при расторжении контракта, заключенного на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (закупка малого объема)

https://gkgz.ru/vklyuchenie-v-rnp-postavshhika-pri-rastorzhenii-kontrakta-zaklyuchennogo-na-osnovanii-punkta-4-chasti-1-stati-93-zakona-44-fz-zakupka-malogo-obema/

4.Как заказчику по 223-ФЗ описать объект закупки по 44-ФЗ

Документ: Письмо Минфина от 07.04.2023 № 24-01-09/31369

https://gkgz.ru/kak-zakazchiku-po-223-fz-opisat-obekt-zakupki-po-44-fz/

5.Перечень иностранных промышленных товаров с запретом на госзакупки будет дополнен вакуумными пробирками

Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/04-23/00137533

https://gkgz.ru/perechen-inostrannyh-promyshlennyh-tovarov-s-zapretom-na-goszakupki-budet-dopolnen-vakuumnymi-probirkami/

6.Заказать копию устава организации в налоговой инспекции станет проще

Документ: Законопроект № 332018-8

https://gkgz.ru/zakazat-kopiyu-ustava-organizatsii-v-nalogovoj-inspektsii-stanet-proshhe/

7.Минфин разъяснил применение доптребований к участникам закупки по ПП 2571 при закупке услуг охраны

Документ: Письмо Минфина России от 14.04.2023 № 24-06-09/33774

https://gkgz.ru/minfin-razyasnil-primenenie-doptrebovanij-k-uchastnikam-zakupki-po-pp-2571-pri-zakupke-uslug-ohrany/

8.Минфин и ФАС России разошлись во мнениях по возможности коллективного участия в закупках по 223-ФЗ, участниками которых могут быть только субъекты МСП

ФАС России выпустила письмо от 14.04.2023 года № 28/28871/23.

Минфин письмом от 16.03.2023 № 24-07-08/22356 разъяснил.

https://gkgz.ru/minfin-i-fas-rossii-razoshlis-vo-mneniyah-po-vozmozhnosti-kollektivnogo-uchastiya-v-zakupkah-po-223-fz-uchastnikami-kotoryh-mogut-byt-tolko-subekty-msp/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Госзаказчика обязали оплатить услуги, которые оказали по его просьбе без контракта

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 23.03.2023 по делу N А43-7795/2022

https://gkgz.ru/goszakazchika-obyazali-oplatit-uslugi-kotorye-okazali-po-ego-prosbe-bez-kontrakta/

2.Ошибки при проведении экспертизы по Закону N 44-ФЗ: примеры из практики за 2021 – 2023 годы

⁠Суды в ряде случаев отклоняли результаты экспертиз, если в них участвовали сотрудники заказчика. Вопросы были и к тем, кто проводил экспертизу после приемки или без уведомления поставщика. Об этом и не только читайте в обзоре.

https://gkgz.ru/oshibki-pri-provedenii-ekspertizy-po-zakonu-n-44-fz-primery-iz-praktiki-za-2021-2023-gody/

3.Суды: товар поставили с просрочкой — пени считают по ставке ЦБ РФ на день исполнения госконтракта

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 20.03.2023 по делу N А39-4976/2022

https://gkgz.ru/sudy-tovar-postavili-s-prosrochkoj-peni-schitayut-po-stavke-tsb-rf-na-den-ispolneniya-goskontrakta/

4.Банк не может проверять расчет суммы требования об оплате по гарантии, даже если в ЕИС имеются данные об исполнении контракта

Документ: Определение ВС РФ от 06.04.2023 № 305-ЭС23-2874 по делу № А40-51055/2022

https://gkgz.ru/bank-ne-mozhet-proveryat-raschet-summy-trebovaniya-ob-oplate-po-garantii-dazhe-esli-v-eis-imeyutsya-dannye-ob-ispolnenii-kontrakta/

5.Оплата оказанных услуг в отсутствие заключенного контракта возможна только в случае их неотложного характера (Закон № 44-ФЗ)

Документ: Определение ВС РФ от 07.04.2023 № 308-ЭС23-3182 по Делу № А15-5904/2021

https://gkgz.ru/oplata-okazannyh-uslug-v-otsutstvie-zaklyuchennogo-kontrakta-vozmozhna-tolko-v-sluchae-ih-neotlozhnogo-haraktera-zakon-44-fz/

6.Проектная документация не прошла экспертизу — госзаказчик в суде взыскал затраты на ее проведение

Документ: Определение ВС РФ от 03.04.2023 N 302-ЭС23-2659 по делу № А19-17894/2021

https://gkgz.ru/proektnaya-dokumentatsiya-ne-proshla-ekspertizu-goszakazchik-v-sude-vzyskal-zatraty-na-ee-provedenie/

7.КТРУ: потребности госзаказчика не оправдали описание объекта закупки не по каталогу

Документ: Постановление АС Уральского округа от 29.03.2023 по делу N А60-25355/2022

https://gkgz.ru/ktru-potrebnosti-goszakazchika-ne-opravdali-opisanie-obekta-zakupki-ne-po-katalogu/

8.Суд: Закупки у единственного поставщика согласно положению о закупке (223-ФЗ), не могут быть рассмотрены на предмет нарушения ст. 17 Закона 135-ФЗ

Документ: Постановление АС Уральского округа от 07.04.2023 по делу № А34-6155/2022

https://gkgz.ru/sud-zakupki-u-edinstvennogo-postavshhika-soglasno-polozheniyu-o-zakupke-223-fz-ne-mogut-byt-rassmotreny-na-predmet-narusheniya-st-17-zakona-135-fz/

9.Поставка товара по заявкам госзаказчика не означает, что надо выбрать весь объем, напомнили суды

Документ: Определение ВС РФ от 03.04.2023 N 304-ЭС23-2495 по делу № А03-1943/2022

https://gkgz.ru/postavka-tovara-po-zayavkam-goszakazchika-ne-oznachaet-chto-nado-vybrat-ves-obem-napomnili-sudy/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Вопрос: Должен ли заказчик указывать в извещении информацию о требованиях к гарантии качества товара (работы, услуги)?

Ответ:

Да, при установлении указанных требований должен.

Обоснование:

https://gkgz.ru/dolzhen-li-zakazchik-ukazyvat-v-izveshhenii-informatsiyu-o-trebovaniyah-k-garantii-kachestva-tovara-raboty-uslugi/

2.Автономное учреждение работает исключительно в рамках Закона N 223-ФЗ.

Будет ли являться нарушением Закона N 223-ФЗ и Закона N 135-ФЗ “О защите конкуренции” размещение одной закупки, включающей в себя:

– обслуживание созданной системы видеомониторинга (сервер, уличные камеры с техобслуживанием с протиркой от пыли, заменой на камеры из подменного фонда исполнителя на время действия договора);

– дооснащение новыми камерами и оборудованием (аренда места на вышках или столбах, аренда канала связи интернет, поставка и монтаж камер с оборудованием и подключение к созданной системе)?

Пунктом 3 ст. 421 ГК РФ установлена возможность заключить смешанный договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Определенные ограничения вытекают только из ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, в которой установлен запрет включения в состав лотов технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.

Норма ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ является специальной по отношению к нормам Закона N 44-ФЗ и обязательной к применению при закупке, но не по 223-ФЗ, если только не применять аналогию права.

Если данный рынок конкурентоспособен (имеется более двух потенциальных участников), на нем есть различные участники рынка, осуществляющие весь спектр указанных выше услуг, это будет являться ограничением конкуренции или нет?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Само по себе это не будет являться нарушением, если для целей закупки было целесообразно заказать указанные работы и услуги именно у одного поставщика или исполнителя.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/osushhestvlenie-odnoj-zakupki-po-zakonu-223-fz-vklyuchayushhej-v-sebya-tovar-i-uslugi/

3.Лекарственные препараты (пп. «г» п. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ (по решению ВК)) закупаются запросом котировок по конкретному пациенту (конкретное торговое наименование). Можно ли не делать отдельную процедуру под каждого пациента? А объединить в одну процедуру (скажем, 10 пациентов) с подкреплением решений ВК по каждому пациенту (к извещению и контракту). Пример: 10 пациентов (каждому назначена «хумира»). Решения ВК на каждого есть. Можно ли вместо 10 запросов котировок провести 1 запрос? Нужно законодательное объяснение.

Ответ:

https://gkgz.ru/o-zakupkah-lekarstvennyh-preparatov-zaprosom-kotirovok/

⁠4.Имеются ли у заказчика основания для обращения в суд с заявлением о расторжении контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ в случае, если потребность в услугах в период действия контракта у заказчика отсутствовала, срок действия контракта истек, а исполнитель отказывается от расторжения контракта по соглашению сторон?

Расторжения контракта требует Федеральное казначейство, которое отказывается вносить информацию о прекращении контракта в реестр контрактов.

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Приведенные формулировки о сроке действия обязательств по контракту, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации позволяют сделать вывод о прекращении действия этого контракта 31 декабря 2022 года. При указанных обстоятельствах совершать какие-либо дополнительные действия, которые бы свидетельствовали о том, что контракт прекратил свое действие, заказчику не нужно, хотя им может быть согласовано с контрагентом подписание соответствующего документа в свободной форме.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/o-prekrashhenii-dejstviya-goskontrakta/

⁠5.Можно ли при проведении конкурса по 44-ФЗ предусмотреть предоставление информации и документов для оценки по критериям по определенной заказчиком форме, а за несоблюдение такой формы присваивать 0 баллов?

Ответ эксперта:

Нет, по нашему мнению, требование к заполнению каких-либо установленных заказчиком форм неправомерно.

Обоснование:

https://gkgz.ru/mozhno-li-pri-provedenii-konkursa-po-44-fz-za-nesoblyudenie-uchastnikom-zapolneniya-po-opredelennoj-zakazchikom-forme-prisvaivat-0-ballov/

6.Какиv образом в положении о закупке должен быть установлен перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются иные сроки оплаты? Обязательно ли указание в перечне кодов ОКПД 2?

Ответ

https://gkgz.ru/223-fz-kakov-perechen-tovarov-rabot-uslug-pri-zakupkah-kotoryh-primenyayutsya-osobye-sroki-oplaty-obyazatelno-li-ukazanie-v-perechne-kodov-okpd-2/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 03.04.2023 по 09.04.2023
По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...