Правовой обзор закупочного законодательства (с 31.05.2021 по 21.06.2021)

Правовой обзор закупочного законодательства (с 31.05.2021 по 21.06.2021)

Комитет по конкурентной политике Московской области выпустил краткий обзор законодательных инициатив, изменений в законодательстве. Тема – государственные (муниципальные) закупки. В документе также представлена судебная и административная практика.

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

1.1.  Ключевая ставка повышена до 5,50%  

Совет директоров Банка России 11.06.2021 на заседании принял решение повысить ключевую ставку на 50 базисных пунктов, до 5,50% годовых.

По данным Банка России, инфляция продолжает складываться выше прогноза. В мае месячные сезонно сглаженные темпы роста потребительских цен существенно ускорились, а годовая инфляция увеличилась до 6,0% (после 5,5% в апреле). «В условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к цели Банка России во втором полугодии 2022 года и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем».

Регулятор полагает, что быстрое восстановление спроса и повышенное инфляционное давление формируют необходимость возвращения к нейтральной денежно-кредитной политике. Банк России также допускает возможность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях.

1.2. Федеральный закон от 11.06.2021 № 166ФЗ «О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона «О защите конкуренции» Опубликован 11.06.2021

Вносятся изменения, предусматривающие расширение перечня случаев, при которых заключение договоров аренды, безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества допускается без проведения торгов.

Организациям культуры предоставляется право осуществлять заключение договоров аренды без торгов с организациями общественного питания в целях создания необходимых условий для организации питания посетителей и работников организаций культуры, а также с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю сувенирной продукцией для обеспечения потребностей посетителей организаций культуры.

Предлагаемые законопроектом изменения создадут условия для более оперативного и эффективного управления государственным и муниципальным имуществом организациями культуры, существенно снизят административную нагрузку творческих коллективов и позволят создать комфортные условия для пребывания посетителей в музеях, театрах, цирках и других организациях культуры.

 1.3. Федеральный закон от 11.06.2021 № 170ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Опубликован 11.06.2021

В связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым скорректирована ст.110.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Согласно внесенным изменениям, результатом выполненной работы по контракту на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено (ч.4 ст.110.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

  • заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта требованиям проектной документации;
  • заключение федерального государственного экологического надзора.

Следовательно, исключены положения о соответствии объекта в заключении органа государственного строительного надзора:

  • требованиям технических регламентов;
  • требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

Для получения указанных заключений подрядчик обязан представить заказчику документы, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, например, проектную документацию.

Заказчик в течение 10 рабочих дней с даты приёмки объекта капитального строительства обязан направить представленные подрядчиком документы в орган государственного строительного надзора, а при необходимости также в орган федерального государственного экологического надзора (ч.8 ст.110.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

После получения заключения органа государственного строительного надзора заказчик обязан в течение 10 рабочих дней направить в орган, выдавший разрешение на строительство, документы для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч.8 ст.110.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Дата вступления в силу – 01.07.2021.

1.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 814 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об оценке эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

 С 1 октября изменят требования к содержанию протоколов и ежемесячного отчета по Закону № 223-ФЗ.

Правительство среди прочего изменило положение о размещении в ЕИС информации о закупке.

Так, скорректировали общие         требования           к        содержанию         протокола. Определили причины, по которым конкурентную закупку признают несостоявшейся. Одну из них нужно указывать в протоколе.

Также уточнили порядок размещения ежемесячного отчета о заключенных договорах. Так, заказчики сформируют его в ЕИС по форме, которую утвердило правительство. В ней есть 4 раздела:

  • информация о заказчике. Она формируются автоматически;
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров за месяц. Среди прочего каждый договор детализируют по коду случая его заключения. Всего таких кодов 16. Некоторые сделки указывают отдельными строками без детализации, например если сведения о них не размещают в ЕИС;
  • данные о закупках российских товаров, в том числе поставленных при выполнении работ (оказании услуг). В этот раздел включают информацию о квотируемой продукции, которую заказчик принял в отчетном месяце;
  • сведения о достижении заказчиками минимальной доли закупок отечественных товаров. Итоговые показатели отобразятся в отчете за последний месяц.

1.5. Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 № 821 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292», которым утвержден Перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – Перечень). Дата вступления в силу – 09.06.2021.

Скорректирован перечень товаров, работ, услуг, закупка которых может осуществляться у учреждений и предприятий УИС как у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

С 30.12.2020 г. заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг, производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и (или) предприятиями уголовно-исполнительной системы, в том числе для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на основании п.11 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ).

При этом соответствующие изменения не были внесены в постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 821 уточнено наименование Перечня, тем самым постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 приведено в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе.

Вместе с тем, внесенными изменениями Перечень изложен в новой редакции.

В Перечень товаров, работ и услуг (ТРУ) включили новые позиции, например:

01.11.1 — пшеница;

02.10.11 — сеянцы, саженцы деревьев и кустарников; 08.12.12.160 — песчано-гравийные смеси;

42.11.10.130 — дорожные ограждения. Некоторые пункты исключили, в частности:

25.40.12.700 — служебное оружие;

27.40.21.110 — электрические переносные светильники, работающие от батарей сухих элементов, аккумуляторов, магнето.

1.6. Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2021 № 1460р

 Госкорпорация «Ростех» не будет размещать в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок сведения в отношении средств защиты информации,

 Этим документом утвержден перечень товаров, работ, услуг в сфере информационной безопасности, сведения о которых не составляют гостайну, но не подлежат публикации в ЕИС.

По действующей редакции закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), Правительство РФ имеет право определить, в частности, перечень или группу товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС.

В утвержденный правительством перечень включены средства защиты информации (СЗИ), а также информационные и телекоммуникационные системы, защищенные с помощью СЗИ. Кроме того, в перечне содержатся различные услуги в области защиты информации, в том числе, услуги по оценке уязвимости объектов промышленного назначения, связи, здравоохранения и т.п.

«Ростех» и многие предприятия российского оборонно-промышленного комплекса находятся под американскими санкциями несколько лет.

Для защиты предприятий и организаций, находящихся под санкциями, в прошлом году, в числе прочего, был принят закон, по которому заказчики (в том числе госкомпании) не должны размещать в ЕИС планы-графики своих закупок, связанных с обеспечением гособоронзаказа.

1.7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.06.2021 № 1591-р

Данным распоряжением исключена из Перечня банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также денежные средства участников закрытых электронных процедур (далее – Перечень), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451р, позиция – Акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства».

С учетом внесенных изменений Перечень стал включать в себя 25 банков, в которых участники конкурса в электронной форме, электронного аукциона и закрытых электронных процедур закупок открывают специальные счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок (ч.10 ст.44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

1.8.  Письмо Минфина России от 27.05.2021 № 090106/41150

 Министерством финансов Российской Федерации подготовлено письмо, в котором представлены разъяснения и даны рекомендации по следующим вопросам:

  • применения положений, устанавливающих порядок и сроки оплаты денежных обязательств;
  • заключения государственных контрактов, условиями которых установлен иной порядок оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • исчисления 10 рабочих дней по оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • соблюдения сроков оплаты денежных обязательств;
  • применения положений Постановления № 2050 в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений;
  • применения положений Постановления № 2050 в отношении государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), исполнение обязательств по которым софинансируется за счет субсидий (иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение), предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации;
  • иное.

Письмо Минфина России от 27.05.2021 № 09-01-06/41150 является дополнением к письму Минфина России от 13.05.2021 № 090209/36934.

1.9. Письмо Минпромторга России от 28.05.2021 № 43917/12

С начала года действует постановление о минимальной доле закупок российских товаров.

Ведомство указало, что для ее достижения заказчик устанавливает приоритет отечественной продукции над иностранной при проведении конкурса, аукциона и иных процедур, в том числе закупок у едпоставщика.

Чтобы признать товар российским, в рамках квотирования в документацию надо включать требование представить в заявках информацию:

о нахождении товара в реестре российской промпродукции; реестре евразийской промпродукции; едином реестре российской радиоэлектронной продукции.

Поскольку при закупках по Закону № 223-ФЗ заказчики руководствуются среди прочего положением о закупке, в нем надо предусмотреть условие о приоритете.

1.10. Письмо Минфина России № 24-06-06/45785, Минстроя России № 24044-АЛ/09, ФАС России № ПИ/47490/21 от 10.06.2021 «О позиции Минфина России, Минстроя России и ФАС России по вопросу о возможности изменения цены и срока исполнения государственного контракта»

Минфин, Минстрой и ФАС разъяснили при каких обстоятельствах можно изменить долгосрочный строительный госконтракт

По Закону № 44-ФЗ заказчики вправе менять срок и (или) цену долгосрочного строительного контракта в случае непредвиденных обстоятельств, из-за которых его нельзя исполнить. Для этого надо соблюсти ряд условий:

  • контракт с ценой 100 млн руб. и выше заключен на срок не меньше 1 года;
  • есть решение правительства, высшего исполнительного органа госвласти региона или местной администрации;
  • планируемые изменения условий контракта не увеличивают срок его исполнения и (или) цену более чем на 30%.

Минфин, Минстрой и ФАС разъяснили, что так можно корректировать контракт, в частности, при изменении цены строительных ресурсов.

1.11. Письмо Минпромторга России от 26.04.2021 № ПГ-12-4292 О реализации постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г.

Рассматривая вопрос о достижении заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров, Минпромторг разъяснил следующее.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП.В случае недостаточности сведений в ГИСП заказчик вправе дополнительно запросить для обоснования НМЦК недостающую ценовую информацию у иных участников рынка либо использовать информацию о ценах из ЕИС в сфере закупок. На сайте ГИСП опубликованы разъяснения к порядку расчета НМЦК в целях выполнения минимальной обязательной доли закупок российских товаров.

 1.12. Законопроект № 1168187 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статью 45 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по вопросу предоставления банковской гарантии)

07.06.2021 на заседании совета Государственной думы Федерального собрания РФ принято решение перенести рассмотрение указанного проекта федерального закона с 8 июня 2021 года на более поздний срок.

Принятие Законопроекта обеспечит унификацию требований к банкам, уполномоченным на выдачу банковских гарантий для целей обеспечения заявок, исполнения контрактов (договоров), при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ.

Законопроект направлен на исключение предоставления подложных банковских гарантий, поскольку Законопроект предусматривает принятие исключительно банковской гарантии, включенной в реестры банковских гарантий, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

Установление предлагаемых законопроектом требований повысит их доступность для субъектов МСП и позволит снять барьеры для участия в закупках, проводимых отдельными видами юридических лиц.

В целях недопущения необоснованных отказов в принятии заказчиками банковских гарантий при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ Законопроект предусматривает наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению типовой формы банковской гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ.

1.13. Законопроект № 10857587 «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (об участии в деле прокурора с иском в защиту интересов публичных образований в сфере оборонно-промышленного комплекса)

08.06.2021 принят в третьем чтении Государственной Думой Федерального собрания Госдума в третьем чтении.

Данный законопроект дополняет перечень видов исков, с которыми прокурор вправе обращаться в арбитражный суд. Это касается исков о нарушении законодательства в сфере закупок и гособоронзаказа. Теперь в отдельную категорию исков выделены иски о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в том числе заказчиками, поставщиками (подрядчиками, исполнителями), субподрядчиками, соисполнителями, участвующими в обеспечении госнужд, а также иски о возмещении ущерба, причиненного государству в результате нарушения законодательства о контрактной системе.

1.14. Законопроект № 11113477 «О внесении изменений в статью 3.4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

16.06.2021 принят в третьем чтении Государственной Думой

Депутаты в третьем чтении приняли проект об увеличении обязательной доли закупок у СМП и СОНКО. С 1 января она составит не менее 25% совокупного годового объема закупок вместо 15%, как сейчас.

С этой же даты сократят сроки оплаты по контрактам. Если закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок составит: – не более 10 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО; – не более 15 рабочих дней — при других закупках.

С 1 января 2023 года предельные сроки такие:

– не более 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО; – не более 10 рабочих дней — при остальных закупках.

Срок по-прежнему отсчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке.

 1.15. Законопроект № 11009977 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

17.06.2021 принят в третьем чтении Государственной Думой

Одним из основных нововведений оптимизационного законопроекта – сокращение числа способов закупок – до трех с 11 по действующей редакции 44-ФЗ. Оптимизация оставшихся видов закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок) предусматривает прежде всего сокращение сроков их проведения. запрос котировок можно будет провести за 7 рабочих дней вместо 13. Минимальный срок проведения конкурсов сократится до 26 рабочих дней, а аукционов – до 18 дней.

Другое значимое нововведение, предусмотренное оптимизационным законопроектом, – универсальная предквалификация.

Корректируется норма об общественном обсуждении госзакупок. Соответствующая поправка оптимизационного пакета предусматривает, что для закупок с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) от 2 млрд рублей общественное обсуждение является обязательным. Теперь эта норма дополнена положением, по которому правительство РФ, региональные или местные органы власти вправе снизить размер НМЦК, при котором общественное обсуждение становится обязательным.

Законопроект предусматривает предоставление 15% ценовой преференции участникам закупок, являющимися учреждениями и предприятиями уголовноисполнительной системы, а также организациями инвалидов.

Евразийский банк развития включен в число организаций, имеющих право предоставлять участникам закупок независимые гарантии (в действующей редакции 44-ФЗ – банковские гарантии). Впрочем, этот банк может выдавать гарантии только участникам госзакупок из стран ЕАЭС, за исключением РФ.

Также в число принятых поправок к оптимизационному пакету вошла норма о деофшоризации участников госзакупок. Причем в изначальной редакции, которую ранее просили скорректировать «Деловая Россия» и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). По этой поправке участником закупки не может быть офшорная компания, или юрлицо, в котором офшорной компании или компаниям принадлежит (прямо или косвенно) более 10%. «Деловая Россия» предлагала, например, поднять этот порог до 50%, а РСПП – исключить изпод действия этой нормы публичные АО.

Еще две поправки исключили из законопроекта нормы, предусматривающие запуск механизма Рейтинга деловой репутации (РДР).

1.16. Законопроект № 11936217 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

 Законопроект направлен на совершенствование механизма взыскания штрафов за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1–4 ст. 14.32 «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности» КоАП РФ.

Чтобы стимулировать добровольную уплату административного штрафа за такие нарушения, законопроектом предлагается предоставить субъектам малого или среднего предпринимательства возможность уплатить половину суммы штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении.

 1.17. На сайте regulation.gov.ru размещен проект приказа Минтранса России «Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

Проект приказа подготовлен в целях уточнения ранее данных значений показателей (прежде всего, в части городского электротранспорта), а также с учетом практики применения Порядка.

С целью устранения завышения расходов на обновление подвижного состава электротранспорта в формуле 8 предложено использовать типовые сроки службы подвижного состава, устанавливаемые производителем (30 лет для трамвая и 15 лет для троллейбуса).

Учитывая, что состав работ по контракту в каждом городе может быть различным (например, наличие кондукторов определяется действующей системой оплаты проезда, ремонт и обслуживание подвижного состава могут выполняться поставщиком подвижного состава по контракту жизненного цикла и т.п.), добавлена формулировка о включении в состав затрат по формуле 1 только слагаемых, по которым контрактом на перевозчика возлагается обязанность выполнять соответствующий вид деятельности.

Исключены отдельные значения коэффициентов корректировки базовых удельных расходов на содержание контактно-кабельной сети в зависимости от численности населения города, так как прямой зависимости расходов от численности населения нет (в городах с высокой численностью населения присутствуют маршруты с малой интенсивностью движения, и напротив – в городах со сниженной численностью населения присутствуют маршруты с высокой интенсивностью движения).

Дата начала общественного обсуждения: 01.06.2021

Дата окончания общественного обсуждения: 15.06.2021

1.18. На сайте regulation.gov.ru опубликован проект федерального закона «О     внесении     изменений     в     статьи     8     и    12       Федерального    закона «О государственном оборонном заказе». ФАС России

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 12 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (в части установления типовых условий контракта) разработан ФАС России в целях реализации пункта 5 Плана-графика мероприятий по совершенствованию в 2020 году законодательства в сфере государственного оборонного заказа, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисовым 27.12.2019 № 12343п-П7.

Анализ правоприменительной практики законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа и контрактной системе в сфере закупок свидетельствует о том, что зачастую головные исполнители, исполнители при подготовке проекта государственного контракта (контракта) и его заключении не руководствуются требованиями Положения о примерных условиях государственного контракта по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1275 (далее – Примерные условия) полагая, что содержащиеся в нем условия носят исключительно рекомендательный характер.

Указанная неопределённость в трактовке Примерных условий при их применении отрицательно сказывается на договорной работе в ходе размещения и последующего исполнения государственного оборонного заказа.

С учетом изложенного, в целях разрешения создавшейся ситуации представляется целесообразным внесение изменений в Закон об оборонном заказе в части предоставления   Правительству     Российской Федерации наряду с установленным правом определять примерные условия государственных контрактов, контрактов, также и типовые условия контрактов.

Применение типовых условий контрактов участниками исполнения государственного оборонного заказа обеспечивается вводимыми положениями законопроекта, предусматривающих внесение изменений в статью 8 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», обязывающих головного исполнителя, исполнителя заключать контракты с учетом положений типовых условий контрактов.

Определение типовых условий контрактов по государственному оборонному заказу позволит обеспечить юридическую точность контрактам и избежать ошибок, последствием которых может стать неэффективное использование бюджетных средств.

Дата начала общественного обсуждения: 31.05.2021

Дата окончания общественного обсуждения: 14.06.2021

1.19. На сайте regulation.gov.ru размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102»

В целях эффективного применения механизма «третий лишний» Минпромторг России предложил актуализировать Перечень медицинских изделий одноразового применения из ПВХ-пластиков, в отношении которых установлены ограничения допуска к госзакупкам. В настоящее время в этот Перечень включены отдельные виды медизделий, в числе которых и продукция исключительно иностранного происхождения.

Из Перечня, утвержденного постановлением № 102, предлагается исключить медизделия, которые в настоящее время не производятся на территории государств – членов ЕАЭС, медизделия, которые являются комплектующими элементами основного медицинского изделия, а также уточнить коды, которыми классифицируются медицинские изделия.

Проект постановления поможет стимулировать увеличение производства отечественных медизделий и открытие новых производств при имеющихся производственных мощностях, которые позволяют удовлетворить потребности систем здравоохранения Российской Федерации. Однако финальное решение будет принимать Правительство с учетом детальной оценки всех существующих потребностей системы здравоохранения Российской Федерации.

Дата начала общественного обсуждения: 16.06.2021

Дата окончания общественного обсуждения: 30.06.2021

1.20. На сайте regulation.gov.ru размещен проект приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Проект приказа разработан в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения».

Если заказчиком принято решение о сокращении сроков исполнения контракта в связи перераспределением объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды без изменения объемов и содержания работ, то цена контракта не изменяется.

В случае, если новые сроки контракта более чем на пять процентов меньше продолжительности строительства, предусмотренной контрактом, то цена контракта не изменяется и подрядчику выплачивается премия за досрочный ввод объекта в эксплуатацию в размере, предусмотренном сметой контракта.».

Оплата премии за досрочный ввод объекта в эксплуатацию в размере, предусмотренном сметой контракта осуществляется подрядной организации в случае, если сроки выполнения работ по контракту более чем на пять процентов меньше продолжительности строительства, определённой в соответствии с условиями контракта.

Решение о досрочном выполнении работ по контракту (досрочному ввода объекта в эксплуатацию) при перераспределении объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды цена контракта оформляется дополнительным соглашением к контракту с указанием новых сроков.

Дата начала общественного обсуждения: 08.06.2021

Дата окончания общественного обсуждения: 22.06.2021

                                                    II.         ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

 2.1. Электронное обжалование в ЕИС в сфере закупок

С 5 июля 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок будет реализована возможность подачи жалобы в электронном виде.

Начиная с этой даты у пользователей появится возможность подать жалобу с использованием ЕИС в сфере закупок в ФАС России и ее территориальные органы.

Жалоба может быть подана на действия, бездействие заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, а также на оператора электронной площадки и оператора специализированной электронной площадки исключительно при проведении электронной процедуры.

Функционалом может         воспользоваться           любой         участник     закупки, зарегистрированный в едином реестре участников закупок, путем подачи жалобы через личный кабинет ЕИС в сфере закупок.

Электронное обжалование посредством ЕИС в сфере закупок позволяет осуществить:

  • переход на электронный документооборот между участниками процесса;
  • автоматическое заполнение формы жалобы при указании идентификационного кода закупки;
  • автоматическую проверку правильности заполнения жалобы, соблюдения сроков подачи и рассмотрения жалобы; автоматическое размещение сведений в Реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, в том числе принятых по ним решений и выданных предписаний.

Источник: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=31256

2.2. Отрасль        радиоэлектроники       РФ           предлагает          стимулировать потребление российских процессоров

 Российская отрасль радиоэлектроники предлагает стимулировать применение в вычислительной технике российских микропроцессоров, следует из соответствующего обращения автономной некоммерческой организации (АНО) «Консорциум «Вычислительная техника» (АНО ВТ, занимается вопросами развития радиоэлектронной отрасли) и Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), направленного в правительство и Минпромторг РФ.

Сами предложения предусматривают разделение российской вычислительной техники на две группы – с российскими процессорами и с иностранными. При этом для производителей техники на базе российских процессоров предлагается ввести дополнительные льготы. Например, включить в квоты на закупку российской продукции (механизм квотирования закупок российской продукции действует с начала текущего года – ИФ) «подквоты» на российскую технику на базе отечественных процессоров.

Также предлагается обеспечить приоритет вычислительной технике на базе российских процессоров при госзакупках и закупках госкомпаний.

Еще одно предложение касается субсидирования затрат на разработку вычислительной техники. Оно предусматривает, что такие субсидии должны предоставляться только тем компаниям, которые разрабатывают технику на базе российских процессоров и у которых доля реализуемой продукции, построенной на базе отечественных микропроцессоров, составляет не менее 70%

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2155

2.3. За картелями присмотрит искусственный интеллект. ФАС создает новую систему слежения за рынками

Согласно опубликованной Ведомственной программе цифровой трансформации ФАС России на 2021–2023 гг., к 2023 г. служба планирует разработать и запустить аналитическую информационную систему (АИС) «Антикартель» стоимостью 110 млн руб.

По замыслу ведомства, платформа будет использовать технологии больших данных и искусственного интеллекта, чтобы автоматически искать картельные сговоры на рынках.

Система будет работать на основе распределенного хранилища больших данных, соединенных в единый кластер. Для автоматизированного поиска возможных нарушений антимонопольного законодательства предполагается внедрение скринингового сервиса, основанного на технологиях машинного обучения и искусственного интеллекта, рассказали в ФАС России.

«АИС позволит автоматизировать процесс выявления и доказывания антиконкурентных соглашений. Кроме того, программа способствует предупреждению нарушений благодаря возможности самопроверки риска участия в картельном соглашении», – рассчитывает регулятор.

Вероятно, «Антикартель» – это модернизированная версия системы «Большой цифровой кот», разработку которой ФАС России анонсировала в 2018 г. Первый пилотный модуль «Большого цифрового кота» служба запустила осенью 2019 г. Тогда декларировалось, что в основе работы ИТ-платформы будет лежать машинное обучение.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4836634

2.4. Изменения в Библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов

Размещены типовые условия контрактов:

В соответствии с п.15 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства от 02.07.2014 № 606, типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению по истечении 30 календарных дней после дня их размещения в ЕИС, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта, утверждающего соответствующие типовой контракт, типовые условия контракта.

Источник: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=31263

2.5. ФАС России: развитие системы лекарственного обеспечения должно осуществляться через цифровизацию

Совершенствование    лекарственного           обеспечения пациентов обсудили участники сессии «Эволюция системы закупок: глобальные тенденции и технологии», которая прошла в рамках форума «Лекарственная безопасность».

Заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев отметил, что за последнее время система госзакупок препаратов претерпела ряд важных эволюционных процессов. Среди них установление единых требований к описанию объекта закупки, использование единого механизма расчёта и установления начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а также внедрение обязательного к применению единого справочника-каталога лекарственных препаратов (ЕСКЛП).

ФАС России всегда была последовательным сторонником централизации закупок, тем более что эта возможность предусмотрена Законом о контрактной системе. До настоящего времени она осуществлялась только в отношении препаратов, которые закупаются в рамках федеральных программ, и показала свою экономическую эффективность.

«Если нам удастся в рамках стандартизации и цифровизации, а также определения потребностей в препаратах, создать достоверную медицинскую статистику их потребления по всем субъектам РФ, то мы сможем выйти на новый уровень принятия решений по централизации и планированию расходов», – отметил Тимофей Нижегородцев.

Также в качестве дополнительной гарантии, которая бы позволила обеспечить стабильный доступ пациентов к инновационным лекарственным препаратам, антимонопольное ведомство поддерживает внедрение долгосрочных контрактов. При этом такие контракты должны заключаться с производителями препаратов, на которые действует патентная защита, и при условии снижения начальной максимальной цены на весь срок контракта.

«Как только патентная защита завершилась, и на рынке был зарегистрирован воспроизведённый препарат, закупки должны быть организованы через обычные торги», – подчеркнул замруководителя антимонопольного ведомства.

Источник: https://fas.gov.ru/news/31316

2.6. Крупнейшие госкомпании РФ в 2020 году превысили обязательную долю закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2-3 раза

Крупнейшие госкомпании РФ в 2020 году превысили обязательную долю закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2-3 раза, следует из рейтинга лояльности крупнейших заказчиков к малому и среднему бизнесу, подготовленного «Корпорацией МСП» и представленного в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

«Мы отмечаем, что у крупнейших заказчиков растет как объем закупок у МСП, так и их количество, а также расширяется ряд номенклатурных позиций, закупаемых у малого и среднего бизнеса, – сказал гендиректор «Корпорации МСП» Александр Исаевич. – Для малых и средних компаний расширяются рынки сбыта и создаются условия для сотрудничества».

По словам Исаевича, доля закупок лидеров рейтинга у малых и средних компаний составляет почти 63%, что более чем в три раза превышает установленный правительством уровень в 20%. «За одну такую закупку обычно конкурирует более трех представителей МСП (в среднем 3,22 заявки), что в 2 раза выше общей практики по 223-ФЗ», – подчеркнул он.

Сам рейтинг был составлен «Корпорацией МС» и МСП Банком на основе 10 показателей. В их числе общий объем закупок у субъектов МСП, объем закупок у субъектов МСП по результатам «спецторгов» (в них принимают участие только субъекты МСП – ИФ), количество договоров, заключенных с субъектами МСП, количество безвозмездных обучающих семинаров для субъектов МСП с участием заказчика, уровень конкуренции в закупках среди субъектов МСП и т.п.

https://prozakupki.interfax.ru/articles/2160

2.7. Фармотрасль на ПМЭФ попросила кардинально пересмотреть систему госзакупок

Систему государственных закупок лекарственных препаратов необходимо кардинально пересматривать. Об этом в интервью «Деловому Петербургу» на полях ПМЭФ-2021 заявил президент Ассоциации производителей биомедицинских клеточных продуктов (АП БМКП) Алексей Мартынов.

«У нас есть производители лекарств. Но почему лекарства в разных субъектах государства могут кардинально отличаться по стоимости, когда мы их закупаем? Да, у нас может быть погрешность на логистику, на субъект, но это небольшая погрешность, а мы сейчас говорим о весомой. В это же время с рынка вымываются доступные препараты, потому что ими невыгодно торговать из-за маленькой маржи. Поэтому к данному вопросу надо подходить системно и ответственно», — отметил Мартынов.

По его словам, сейчас благодаря цифровизации здравоохранения есть возможность отследить весь путь от производства лекарств до потребителя. «Я сейчас не говорю о маркировке лекарств, т.к маркировка лекарственных препаратов убирает из вторичного оборота прежде всего те препараты, которые попали в оборот, либо контрафакт. А есть такая цифровая платформа, к которой подключается производитель и конечный потребитель лекарств. В таком случае, убрав посредников и непонятные маркетинговые договоры, препарат с минимальной наценкой попадает прямиком от производителя к потребителю. И всё это ускорилось благодаря пандемии, можно сказать, что пандемия бросила искру в угли».

Источник: https://www.dp.ru/a/2021/06/03/Farmotrasl_prosit_kardin

2.8. Закон о госзакупках требует серьезных изменений

Требуются серьезные изменения в 44-й федеральный закон, для краткости называемый «законом о госзакупках», который недружелюбен культуре. Таков главный итог заседания Общественного совета при Петербургском управлении Антимонопольной службы, которое впервые состоялось в Эрмитаже.

 

Во время обсуждения Павел Пригара, директор ЦВЗ «Манеж», подчеркнул, что создание выставок – это интеллектуальная деятельность творческих людей. В контексте 44-ФЗ выставочный проект следует рассматривать как закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя работ.

Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге, отметил, что если цена контракта остается главным критерием при выборе победителя в основной массе тендеров, то нужно поставить барьер демпингу. При снижении цены контракта на 15 – 20 процентов от начальной необходимо собирать экспертную группу. Заявитель такой цены должен доказать экспертам, за счет чего он намерен достичь столь «выдающихся» результатов.

Подводя итоги обсуждения, Георгий Абелев, председатель общественного совета, сообщил, что несовершенство 44-ФЗ неоднократно обсуждалось экспертами в разных отраслях. Данный закон был задуман как поддержка для честного бизнеса, а стал способом проникновения недобросовестных людей к источникам бюджетного финансирования. В ближайшее время все предложения по изменению в 44-ФЗ будут направлены в Общественную палату Петербурга. С учетом ее замечаний текст отправится в Госдуму.

Источник: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/zakon-ogoszakupkakhtrebuetsereznykhizmeneniy/

                      III. СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

 3.1. Опыт выполнения комплекса работ подтверждается договором генерального подряда

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа вновь поддержал позицию Ростовского УФАС России, указывающую на недопустимость признания участника, имеющего только субподрядный опыт выполнения работ по строительству, соответствующим требованиям документации.

В соответствии с положениями закона «О контрактной системе…» при закупке определенных видов работ участник обязан представить копию ранее исполненного договора на выполнение аналогичных закупаемым работ или услуг в качестве документа, подтверждающего наличие опыта.

По мнению ФАС России договор субподряда не может подтверждать опыт участника, поскольку такой договор не является администрируемым, в силу чего невозможно из открытых источников определить, как именно он исполнялся субподрядчиком (с нарушениями, штрафами и т.п.). Более того, даже надлежащим образом исполненный субподрядный договор свидетельствует лишь о том, что участник имеет опыт выполнения конкретного вида, но не полного комплекса работ.

В прошлом году Ростовское УФАС России рассмотрело дело и установило, что аукционная комиссия заказчика признала соответствующей требованиям документации заявку участника, представившего в качестве подтверждения наличия опыта договор субподряда, в соответствии с которым он ранее выполнял строительство части железной дороги, в то время как по условиям аукционной документации требовалось проведение реконструкции всего линейного объекта.

Комиссия контрольного органа указала на недопустимость подобных действий и выдала предписание о пересмотре итогов электронного аукциона. В свою очередь, участник закупки обжаловал принятое решение и выданное предписание в судебном порядке.

Суды трёх инстанций поддержали позицию Ростовского УФАС России, указав, что предоставленный заявителем договор субподряда предполагал осуществление работ на конкретном участке между поселками, в то время как законченный объект представляет собой железную дорогу между городами, а участок между поселками является лишь его частью.

Аналогичная позиция выражена во многих судебных актах: Определениях Верховного Суда РФ от 22.10.2020 г. по делу № 309-ЭС-15792, от 05.12.2018 г. по делу № 305-КГ18-19792, Постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 г. № 15АП-8200/2018, № 15АП-8742/2018 по делу № А32-50504/2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.11.2017 г. № Ф07-12558/2017 по делу № А56-3909/2017, Постановлениях АС Московского округа от 19.10.2017 г. по делу № А40-7626/17, от 22.08.2018 г. по делу

№ А40-223872/2017, от 19.03.2019 г. по делу №А40-24295/2018.

 Источник: https://rostov.fas.gov.ru/news/10921

 3.2. ФАС: изменять даты проведения аукциона электронной площадкой запрещено

Федеральная антимонопольная служба России установила, что действия оператора электронной площадки РТС-Тендер, самостоятельно изменившего дату проведения аукциона с 12 мая на 14 мая 2021 г. и не обеспечившего 12 мая надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении аукциона, нарушают часть 22 статьи 68 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с частью 22 статьи 68 44-ФЗ оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных статьей независимо от времени окончания такого аукциона.

На заседании Комиссии установлено, что 14 мая участниками аукциона не подавались предложения о цене контракта, при этом протокол проведения торгов от 14.05.2021 № 0366200035621002289-2-1 содержит предложения о цене контракта участников, поданных 12 мая.

Таким образом, действия ЭТП, самостоятельно изменившего дату проведения аукциона и не обеспечившего 12 мая надежность функционирования программноаппаратных средств нарушают часть 22 статьи 68 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источник:          https://torg94.ru/news/fasizmenyatdatyprovedeniyaauktsionaelektronnojploshhadkojzapreshheno20210528/

3.3. Суды подтвердили незаконность заключения дополнительных соглашений, направленных на изменение сроков выполнения работ по контрактам на ремонтные работы

Между МКУ «Управление капитальное строительство» г. Магнитогорска и муниципальным предприятием «Магнитогорскинвестстрой» г. Магнитогорска 05.04.2019 заключен муниципальный контракт №78/19 на выполнение работ по объекту: «Ремонт автомобильных дорог» на сумму 229,5 миллионов рублей.

Дополнительным соглашением к муниципальному контракту на основании пункта 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе срок выполнения работ увеличен на 3 месяца.

Вместе с тем, в ходе осуществления контроля антимонопольным органом установлено, что указанное дополнительное соглашение заключено сторонами в нарушение норм законодательства о контрактной системе, так как пункт 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе определяет возможность заключения дополнительного соглашения только в случае, если предметом контракта являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

В указанном случае предметом контракта являлись работы по ремонту, в связи с чем у сторон отсутствовали основания для заключения дополнительного соглашения в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Челябинским УФАС России вынесено постановление о наложении на МКУ

«Управление капитальное строительство» г. Магнитогорска штрафа в размере 100 000 рублей по части 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражный суд Челябинской области и Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд согласились с выводами антимонопольного органа и указали на недопустимость заключения дополнительных соглашений к муниципальным контрактам в нарушение норм законодательства о контрактной системе.

Указанные судебные акты формируют правовые подходы к оценке действий Заказчиков при изменении условий контрактов с целью недопущения злоупотребления со стороны подрядчиков, связанных с нарушением сроков выполнения работ.

 Источник: https://chel.fas.gov.ru/news/32420

3.4. Определение Верховного суда Российской Федерации от 03.06.2021  № 310-ЭС217923

Нельзя расторгнуть госконтракт, если при его исполнении поставщика включили в РНП

Заказчик провел закупку с требованием к участникам об отсутствии сведений о них в РНП. Контракт с победителем заключили в мае. При его исполнении выяснилось, что в июле сведения о победителе включили в реестр.

Заказчик отказался от контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Победитель с этим не согласился. Суды его поддержали:

  • в Законе № 44-ФЗ и ГК РФ нет основания для расторжения контракта, если при его исполнении поставщика включили в РНП. Это право не установлено и в самом контракте;
  • при рассмотрении заявок и заключении контракта победитель соответствовал требованию об отсутствии сведений о нем в РНП. ВС РФ не стал пересматривать дело.

 3.5. Суд      подтвердил         возможность           объединения       физических         и юридических лиц в рамках одной коллективной заявки

АО «ФПК» при проведении открытого конкурса в электронной форме отклонило коллективную заявку участника, поскольку в ней объединились физические и юридические лица, вопреки конкурсной документации, где такая возможность не предусмотрена.

Антимонопольным органом установлено, что закупочная документация не содержит прямого основания отклонения заявки в случае, если на стороне коллективного участника выступают юридические и физические лица.

При этом форма такого участия законодателем не определена, как и не установлены ограничения совместного участия в закупке физических лиц и юридических лиц на одной стороне. Таким образом, поскольку прямого запрета на участие в закупочной процедуре коллективного участника, на стороне которого выступают одновременно физические и юридические лица, ни Законом о закупках, ни Положением о закупках АО «ФПК», ни разработанной и утвержденной им конкурсной документацией не предусмотрено, Московским УФАС России отклонение такой заявки было признано недопустимым и нарушающим требования п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Арбитражный суд города Москвы согласился с позицией Московского УФАС России и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Источник: https://moscow.fas.gov.ru/news/18639

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...