Правовое регулирование и контроль в сфере госзакупок

Правовое регулирование и контроль в сфере госзакупок

Органы, осуществляющие контроль госзакупок, могут помочь участникам защитить свои права в рамках действующих механизмов правового регулирования в данной сфере. Рассмотрим, каким образом исполнитель по госконтракту может задействовать данные механизмы на практике.

Кто контролирует госзакупки?

Контроль в сфере госзакупок, регулируемых Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, при которых заказчиками выступают государственные и муниципальные органы и учреждения, осуществляют:

  • Федеральная антимонопольная служба — ФАС (подп. 1 п. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства России от 26.08.2013 № 728);
  • Федеральное казначейство (подп. 2 п. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, Постановление Правительства России от 06.08.2020 № 1193).

Кроме того, полномочиями по контролю исполнения положений Закона № 44-ФЗ могут быть наделены органы субъектов РФ и муниципалитетов (как следует из того же п. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Основной объем контроля при этом выпадает на ФАС, а также на региональные структуры и муниципалитеты, которые следят за тем, чтобы заказчики не нарушали прав исполнителей при заключении контрактов. Казначейство же (и подчиненные ему региональные структуры, а также органы муниципального финансового контроля) осуществляет, главным образом, финансовый контроль в сфере государственных закупок, направленный, прежде всего, на обеспечение корректности определения различных финансовых показателей при формировании заказов, а также проведения расчетов в системе госзакупок.

Контроль над соблюдением положений Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, регулирующего другую сферу закупок, в которой заказчиками выступают государственные и муниципальные предприятия, осуществляет ФАС, а также различные органы в порядке ведомственного контроля (ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Постановлением Правительства России от 08.11.2018 № 1335).

Существует также общественный или гражданский контроль государственных закупок. Его могут осуществлять рядовые граждане, общественные объединения, объединения юрлиц, а государственные и муниципальные органы обязаны им содействовать (п. 1 ст. 102 Закона № 44-ФЗ). Перечни прав указанных объединений определены п. 3 ст. 102 закона № 44-ФЗ. Они могут, в частности, направлять заказчикам запросы о предоставлении данных по закупкам, о процессе исполнения контрактов, осуществлять мониторинг закупок и давать оценку их эффективности. Также обращаться в официальные государственные и муниципальные органы для инициирования контрольных процедур.

Поскольку правовое регулирование государственных закупок осуществляется разными федеральными законами — 44-ФЗ и 223-ФЗ, порядок контроля над закупками будет зависеть от норм, установленных конкретным нормативным актом.

Рассмотрим, какие нормы следует учесть исполнителю контракта по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, заинтересованному в практическом использовании установленных механизмов контроля над закупками.

Контроль госзакупок: как использовать заказчику?

Итак, основной орган, с которым исполнитель по тендеру (претендент на тендер) будет взаимодействовать по вопросам контроля закупок — ФАС, ее региональные подразделения. При обращении туда исполнителя могут перенаправить для решения возникшей проблемы в иные компетентные структуры власти субъекта РФ (если заказ размещен органом или учреждением на уровне субъекта) или муниципалитета (если заказчик — муниципальная структура). Так, сама ФАС, к примеру, не занимается вопросами обоснования начальной (максимальной) цены контракта: они относятся к компетенции Федерального казначейства, региональных и муниципальных структур финансового контроля (п. 3 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Основной способ пользования функциями контроля в системе госзакупок для исполнителя — направление жалобы на действия заказчика в контрольный орган. При этом, обжаловать действия заказчика исполнитель всегда может напрямую через суд. Если жалобу приняла ФАС, то она уведомляет об этом заказчика и приостанавливает торги до рассмотрения жалобы по существу (ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, ч. 11 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ). Результаты рассмотрения жалобы могут быть оспорены в судебном порядке в течение 3 месяцев после соответствующего рассмотрения.

Если контракт заключается по Закону № 223-ФЗ, то на действия заказчика в ФАС также может быть подана жалоба в порядке, установленном ч. 10-13 ст. 3 Закона № 223-ФЗ (с учетом положений ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ). Любое действие (бездействие) заказчика в рамках закупки по Закону № 223-ФЗ также может быть обжаловано исполнителем в судебном порядке (ч. 9 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Дмитрий Доброштан

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...