Опасные ошибки заказчиков: за что наказывают контролеры. Закон № 223-ФЗ

Опасные ошибки заказчиков: за что наказывают контролеры. Закон № 223-ФЗ

В материале — подборка свежей практики, которая поможет разобраться, как закупать нельзя.

Вопрос 1. Допустимо ли при проведении закупки по Закону № 223-ФЗ устанавливать в извещении требование о том, что участником закупки могут быть исключительно лица, которые прошли предварительный квалификационный отбор?

Нет, это недопустимо. Если установите такие требования, контролеры усмотрят дискриминационные условия при проведении закупки. Поскольку требования не позволяют большему кругу лиц, способному исполнить обязательства по договору, принять участие в закупке. Например, при рассмотрении жалобы комиссия ФАС установила, что заказчик в извещении неправомерно установил требование о том, что запрос котировок проводится исключительно среди участников закупки, которые прошли предварительный квалификационный отбор. Отбор проводился без срока ограничения действия заявок, по результатам которого заказчик по лоту № 4 отобрал 22 участника закупки.

Принять участие в обжалуемой закупке могут только 22 участника, которые прошли предварительный квалификационный отбор, что существенно ограничило круг участников. Лица, которые не участвовали в отборе, но соответствуют квалификационным требованиям не смогут принять участие в запросе котировок, что не соответствует целям и принципам Закона № 223-ФЗ.

По мнению комиссии ФАС, квалификационные требования по предварительному квалификационному отбору должны быть установлены непосредственно в извещении о закупке. Тогда заказчик предоставит возможность большему кругу лиц принять участие в закупке (решение ФАС России от 13.10.2023 по делу № 223ФЗ-393/23).

Вопрос 2. Можно ли размещать скан-копии документов, которые входят в состав извещения о закупке?

Нет, нельзя. Под электронным документом понимается файл в формате, который обеспечивает возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (п. 9 постановления Правительства от 10.09.2012 № 908). В ФАС поступила жалоба на действия заказчика, который неправомерно разместил ТЗ в ЕИС в формате, который не позволяет искать и копировать фрагменты текста. При этом заказчик при рассмотрении жалобы пояснил, что разместил ТЗ в формате PDF и для поиска и копирования информации участнику закупки необходимо использовать, например программу Adobe Acrobat.

В постановлении № 908 указано, что извещение в ЕИС должно размещаться заказчиком в формате, который позволяет любому участнику закупки скопировать отдельные ее части без перевода текста в копируемый формат.

Заказчик не разместил ТЗ в ЕИС в формате, который установлен постановлением № 908. В действиях заказчика комиссия ФАС выявила нарушение Закона № 223-ФЗ (решение ФАС от 27.07.2023 по делу № 223ФЗ-289/23).

Вопрос 3. Должен ли заказчик оценивать решение о согласии на совершение крупной сделки, которую предоставил участник закупки в заявке, если сделка не относится к крупной для участника?

Оценивать решение о согласии на совершение крупной сделки, если она не является крупной для участника, заказчику не нужно. Это подтверждает практика. В извещении заказчик установил, что заявка должна содержать в том числе копию решения на совершение крупной сделки. Или о последующем одобрении сделки, если требование о наличии решения на одобрение крупной сделки установлено законодательством РФ и для участника закупки заключение по результатам закупки договора является крупной сделкой. НМЦД составляла 294 720 000 руб.

Согласно решению о согласии на совершение крупной сделки, которое представлено в заявке, участнику закупки одобрена максимальная возможная сумма сделки 500 000 000 руб. Сумма больше размера НМЦД, предмет закупки не выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности такого участника закупки. Соответственно предоставление в составе заявки решения о согласии на совершение крупной сделки участнику не требуется.

Комиссия ФАС пришла к выводу, что решению о согласии на совершение крупной сделки в составе заявки заказчик не должен был рассматривать. В итоге заказчик неправомерно отклонил заявку участника (решение ФАС от 16.02.2023 по делу № 223ФЗ-58/23постановление АС Московского округа от 25.12.2023 № Ф05-30743/2023 по делу № А40-65459/2023).

Вопрос 4. Правомерно ли отклонять заявку участника из-за предоставления недостоверной информации, которую он включил для оценки заявки?

Нет, неправомерно. Оценка — процесс выявления поставщика по критериям оценки и в порядке, который установлен в извещении. Направлен на выявление лучших условий исполнения договора, указанных в заявках участников.

В Московское УФАС поступила жалоба на действия заказчика при проведении закупки. По мнению заявителя, его заявку необоснованно отклонили из-за предоставления недостоверной информации. При рассмотрении жалобы комиссия Московского УФАС установила, что информация, которую заказчик расценил как недостоверную, относится к сведениям, которые предоставил участник для оценки заявки.

При оценке заказчик установил, что непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию. Но при оценке заявок комиссия учитывала только сведения, которые подтверждены документально в составе заявки.

Комиссия Московского УФАС пришла к выводу, что оценка заявки участника должна проводиться без учета документов, которые признаны не соответствующими требованиям извещение. Заявку участника не нужно отклонять из-за предоставления недостоверной информации, которую он приложил дополнительно для оценки заявки. Законность выводов антимонопольного органа также подтверждается судебной практикой (решение Московского УФАС от 28.12.2023 по делу № 077/07/00-17980/2023).

Электронный журнал «Госзаказ в вопросах и ответах»

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...