Обзор закупочного законодательства с 31.01.2022 по 06.02.2022

Обзор закупочного законодательства с 31.01.2022 по 06.02.2022

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем краткий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, опубликованные в нашем издании по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Утвердили ряд изменений в сфере закупок по Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ

Среди прочего установили новые правила ведения реестра госконтрактов. В них учли оптимизационные поправки, детализировали список сведений для реестра. В частности, при заключении контракта в него попадут:

  • реквизиты счета поставщика (подрядчика, исполнителя) для оплаты обязательств;
  • информация о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Также внесли, например, следующие уточнения:

  • в форме отчета о закупках у СМП и СОНКО учли положения об увеличении обязательной доли таких закупок;
  • в правилах ведения реестра договоров по Закону N 223-ФЗ определили, что при долгосрочных сделках в реестр надо включать информацию об объемах оплаты договора в течение каждого года исполнения;
  • правила контроля информации об ИКЗ и объеме финансового обеспечения распространили на проекты соглашений об изменении госконтракта, если корректируют, например, источник финансирования.

Поправки заработали 3 февраля (кроме отдельных положений). Для некоторых изменений есть переходный период.

Документ: Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 60

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/utverdili-ryad-izmenenij-v-sfere-zakupok-po-zakonam-n-n-44-fz-i-223-fz/

Принято постановление Правительства РФ о мерах по информационному обеспечению контрактной системы

Подробности: https://gkgz.ru/prinyato-postanovlenie-pravitelstva-rf-o-merah-po-informatsionnomu-obespecheniyu-kontraktnoj-sistemy/

Утверждены новые правила ведения реестра контрактов

Подробности: https://gkgz.ru/utverzhdeny-novye-pravila-vedeniya-reestra-kontraktov/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1.Нацимбио определена единственным поставщиком ФМБА закупок иммуноглобулина в 2022 – 2023 гг

АО ”Национальная иммунобиологическая компания” определена Правительством РФ единственным исполнителем осуществляемых в 2022 – 2023 годах ФМБА России закупок работ по переработке плазмы крови, заготовленной ФМБА России собственными силами или полученной от организаций, входящих в службу крови, либо приобретенной у указанных организаций, а также работ по производству из плазмы крови лекарственных препаратов согласно приложению.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 29.01.2022 № 127-р

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/natsimbio-opredelena-edinstvennym-postavshhikom-v-2022-2023-godah-fmba-zakupok-immunoglobulina/

2.Расходы организаций по оплате счетов за потребленную горячую воду, выставляемых в рамках договоров на теплоснабжение, договоров на теплоснабжение и горячее водоснабжение, договоров на горячее водоснабжение, вне зависимости от названия договора следует отражать по виду расходов 247 «Закупка энергетических ресурсов», следует из разъяснения Минфина.

Документ: Письмо Минфина России от 28.01.2022 № 02-05-10/5847

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/minfina-rossii-dal-razyasnenie-o-primenenii-vidov-rashodov-pri-otrazhenii-rashodov-na-goryachee-vodosnabzhenie

3.Казначейское сопровождение целевых субсидий: что нужно знать федеральным автономным и бюджетным учреждениям

Ведомства подготовили совместные разъяснения по вопросам казначейского сопровождения в 2022 году субсидий, предоставляемых федеральным АУ и БУ (Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 14 января 2022 г. №№ 09-02-09/1646, 07-04-05/04-477, Письмо Минфина России от 30 декабря 2021 г. № 09-02-06/108295).

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/kaznachejskoe-soprovozhdenie-tselevyh-subsidij-chto-nuzhno-znat-federalnym-avtonomnym-i-byudzhetnym-uchrezhdeniyam/

4.ФАС России опубликовала реестр субъектов естественных монополий на 01.02.2022 г.

Рекомендуем время от времени знакомиться заказчику с этим реестром при реализации своей закупочной деятельности.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ у единственного поставщика можно закупаться, если объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Реестр субъектов естественных монополий на 01.01.2022 можно скачать ссылке.👇🏻

https://gkgz.ru/fas-rossii-opublikovala-reestr-subektov-estestvennyh-monopolij-na-01-02-2022/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.ВС РФ указал ФАС на недоказанность антиконкурентного соглашения при закупке у единственного поставщика

Общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по авиатопливо-обеспечению и в силу прямого указания закона не вправе отказываться от заключения контрактов. Выбор таможней в качестве единственного поставщика общества был обусловлен технологическими и экономическими причинами, жалобы от иных участников спорного товарного рынка на нарушение их прав не поступали. Заключенные между таможенным органом и обществом контракты не оспаривались, значит запрещённое статьей 16 Закона № 135-ФЗ антиконкурентное соглашение отсутствует, следует из определения Верховного суда.

Документ: Определение #ВСРФ №304-ЭС21-26743 от 24.01.2022 по делу А45-29404/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-ukazal-fas-na-nedokazannost-antikonkurentnogo-soglasheniya-pri-zakupke-u-edinstvennogo-postavshhika/

2.Выполнение работ в целях удовлетворения муниципальных нужд на основании ничтожного муниципального контракта, заключенного в отсутствие необходимых публичных процедур, не порождает у подрядчика право требовать оплаты выполненных работ, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ №302-ЭС21-27038 от 24.01.2022 по делу А69-1252/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/goskontrakt-priznan-nichtozhnym-otsutstvuet-pravo-trebovat-oplaty-vypolnennyh-rabot/

3.ФАС должна признавать ошибки и размещать на своем сайте информацию о значимых решениях, признанных судом незаконными

Кассация согласилась с нижестоящими судами в том, что отрывочное – не полное освещение на сайте ФАС хода рассмотренных дел противоречит принципам обеспечения доступа к информации о деятельности госорганов и местного самоуправления. Если регулятор рассказал о выявленных нарушениях и принятии акта, а затем суд признал это решение незаконным и отменил, то об этом также следует сообщить на сайте, следует из постановления Арбитражного суда Поволжского округа.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/fas-dolzhna-priznavat-oshibki-i-razmeshhat-na-svoem-sajte-informatsiyu-o-znachimyh-resheniyah-priznannyh-sudom-nezakonnymi/

4.ВС РФ указал заказчику какие документы он не вправе требовать от участника закупки по 223-ФЗ

На момент подачи заявки организатор торгов по 223-ФЗ не вправе требовать документы, которыми участник закупочной процедуры не может обладать до приобретения товара у производителя, в том числе паспорт на поставляемую продукцию, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение #ВСРФ от 27 января 2022 года №307-ЭС21-28336 по делу №А56-24303/2020

Подробнее

https://gkgz.ru/vs-rf-ukazal-zakazchiku-kakie-dokumenty-on-ne-vprave-trebovat-ot-uchastnika-zakupki-po-223-fz/

5.Экономколлегия Верховного Суда РФ разберется с расчетом штрафов по госконтрактам

Ни Законом о контрактной системе, ни условиями контракта не предусмотрен расчет штрафа от суммы неисполненных обязательств. В отличие от пени (неустойки), которая исчисляется от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, штраф является фиксированной суммой за неисполнение обязательств в объеме, предусмотренном контрактом, определяется в виде процента от цены контракта (этапа) и может быть взыскан за каждый случай нарушения, следует из определения о передачи жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Документ: Определение ВС РФ от 26 января 2022 года №305-ЭС21-22846 по делу №А40-100715/2020

Подробности👇🏻

https://gkgz.ru/ekonomkollegiya-verhovnogo-suda-rf-razberetsya-s-raschetom-shtrafa-po-goskontraktam/

6.Два довода не помогли, подрядчика включили в РНП

Уведомление о временном приостановлении исполнения контракта в связи с климатическими условиями региона, довод подрядчика о невозможности в установленные сроки выполнить работы в связи отсутствием в наличии у поставщика необходимого материала не являются теми обстоятельствами, которые дают подрядчику право приостановить выполнение работ, поскольку не являются обстоятельствами, о которых общество не могло предположить, вступая в договорные отношения с учреждением, учитывая открытость закупочных процедур и своевременное размещение заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы документации об условиях договора, характере, сроках и месте их выполнения, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ №303-ЭС21-28290 от 28.01.2022 по делу №А24-5421/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/dva-dovoda-ne-pomogli-podryadchika-vklyuchili-v-rnp/

7.Заказчики по Закону N 223-ФЗ могут создавать свою систему закупок с учетом специфики деятельности

Документ: Постановление АС Уральского округа от 21.01.2022 по делу N А60-11172/2021

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/zakazchiki-po-zakonu-n-223-fz-mogut-sozdavat-svoyu-sistemu-zakupok-s-uchetom-spetsifiki-deyatelnosti/

8.5 свежих решений УФАС. Практика 44-ФЗ

Представляем вашему вниманию пять свежих решений УФАС которые формируют практику контрольных органов в сфере закупок.

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/5-svezhih-reshenij-ufas-praktika-44-fz/

9.ВС РФ рассказал, как нельзя считать неустойку по госконтракту

За просрочку поставки заказчик начислил своему исполнителю неустойку, взяв за основу полную стоимость контракта. Верховный суд решил, что это не согласуется с «обеспечительной природой неустойки».

Документ: Определение ВС РФ от 24.01.2022 N 305-ЭС21-16757 по делу № А40-81366/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vs-rf-rasskazal-kak-nelzya-schitat-neustojku-po-goskontraktu/

10.Подрядчик может осуществлять лицензируемую деятельность исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии

Законодателем установлен запрет на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии до того момента, как будет переоформлена лицензия; право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ №307-ЭС21-28478 от 28.01.2022 по делу А21-12563/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/podryadchik-mozhet-osushhestvlyat-litsenziruemuyu-deyatelnost-isklyuchitelno-v-otnoshenii-adresov-ukazannyh-v-litsenzii/

11.Если в рамках гособоронзаказа требуется продукция конкретного поставщика, то определять цену товара путем сравнения цен иных поставщиков неправомерно

Нельзя определять цену поставляемого по гособоронзаказу товара путем запроса коммерческих предложений от иных поставщиков, если по закупочной документации предполагается поставка продукции конкретного поставщика, без возможности предоставить аналоги. Такие действия заказчика приводят к установлению экономически не обоснованной цены на продукцию, что нарушает требования ч. 3 ст. 8 Закона о гособоронзаказе, следует из постановления Арбитражного суда Поволжского округа

Документ: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.11.2021 по делу № А43-40483/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/esli-v-ramkah-gosoboronzakaza-trebuetsya-produktsiya-konkretnogo-postavshhika-to-opredelyat-tsenu-tovara-putem-sravneniya-tsen-inyh-postavshhikov-nepravomerno/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Каков порядок установления требования о наличии лицензии на техническое обслуживание пожарной сигнализации при осуществлении закупки на основании Закона N 44-ФЗ?

Прежде всего отметим, что ответ на данный вопрос во многом зависит от содержания документации о закупке, в частности, от того, какие именно работы/услуги планируется осуществлять в ходе исполнения указанного контракта. Решение данных вопросов возможно лишь с привлечением технических специалистов в области пожарной безопасности. В рамках данного вопроса будет представлен ответ в общем виде, основанный на анализе правоприменительной практики.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/kakov-poryadok-ustanovleniya-trebovaniya-o-nalichii-litsenzii-na-tehnicheskoe-obsluzhivanie-pozharnoj-signalizatsii-pri-osushhestvlenii-zakupki-na-osnovanii-zakona-n-44-fz/

2.Заказчик планирует осуществить закупку работ по текущему ремонту помещений на сумму свыше 1 млн рублей. Будут ли применяться в данном случае дополнительные требования к участникам, которые предусмотрены для работ по текущему ремонту зданий и сооружений? Распространяются ли такие дополнительные требования на работы по текущему ремонту отдельных помещений и конструктивных элементов здания?

📌Ответ:

1️⃣Да, дополнительные требования к участникам закупки в рассматриваемом случае должны применяться.

2️⃣По нашему мнению, дополнительные требования к участникам при закупке работ по текущему ремонту зданий и сооружений применимы также к текущему ремонту части конструктивных элементов здания и отдельных помещений здания.

Смотрим обоснование👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-o-dopolnitelnyh-trebovaniyah-k-uchastnikam-zakupki-po-tekushhemu-remontu-zdanij/

3.Правомерна ли передача прав заказчика, касающихся исполнения гарантийных обязательств по контракту, заключенному в соответствии с Законом 44-ФЗ?

К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос.

Объясним подробнее. 👇🏻

https://gkgz.ru/pravomerna-li-peredacha-prav-zakazchika-kasayushhihsya-ispolneniya-garantijnyh-obyazatelstv-po-kontraktu-zaklyuchennomu-v-sootvetstvii-s-zakonom-44-fz/

4.В 2021 году, до внесения изменений в постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, был заключен контракт на поставку мебели. Производитель мебели на момент заключения контракта был включен в реестр российских производителей сроком на год. Поскольку спустя несколько месяцев данный производитель перестал производить мебель, в контракт внесли изменения в отношении производителя и заменили его на другое лицо – индивидуального предпринимателя. Несмотря на то, что новый производитель является российским, в реестре российских товаров информации о производимой им мебели нет.

Какие документы должен представить поставщик в данном случае при поставке? Можно ли представить обычный сертификат (СТ-1 отсутствует)?

📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По контракту на поставку мебели, заключенному 25.11.2021 и позднее, для подтверждения страны происхождения товара поставщик должен предъявить сертификат СТ-1. Специальных требований к документу, подтверждающему страну происхождения товара (мебели) по контракту, заключенному до указанной даты, ни Постановление N 616, ни Закон N 44-ФЗ не предъявляют.

Обоснование вывода:👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-o-dokumentah-pri-postavke-tovara-rossijskogo-proishozhdeniya/

Смотрим предыдущий👉🏻 Обзор закупочного законодательства с 24.01.2022 по 30.01.2022
По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...