Нарушения заказчиков в доптребованиях, которые сейчас находит ФАС

Нарушения заказчиков в доптребованиях, которые сейчас находит ФАС

Разобрали на примерах из свежей практики, устанавливать или нет к участникам закупки доптребования. Из статьи узнаете, в каких случаях применять постановление № 2571 не стоит и почему. Сейчас контролеры детально проверяют каждую закупку, если есть предположение о нарушении. Не спасет даже то, что жалобу не приняли или заявитель ее отозвал.

Какие правила для доптребований устанавливать в 2024 году

Дополнительные требования к участникам заказчики устанавливают для всех конкурентных процедур. Об этом сказано в части 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, подпункте «а» пункта 3 постановления № 2571.

При электронном конкурсе, аукционе и запросе котировок документы, которые подтверждают соответствие участника закупки доптребованиям, установленным по части 2 или части 2.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, в заявку не включаются. Их направит заказчику оператор ЭТП (п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ).

В 2024 году заказчики, которые указаны в пункте 2 постановления Правительства от 31.12.2022 № 2559, в том числе государственные или муниципальные учреждения и унитарные предприятия, вправе не применять положения частей 2–4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик ошибается, когда не предъявляет доптребования в закупках капремонта

Заказчики ошибаются, когда не предъявляют доптребования к участникам закупок, если предмет закупки прямо указан в приложении к постановлению № 2571. Перечень доптребований закрытый, он есть в части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Так, чтобы исполнить контракт, у участника должны быть финансовые ресурсы; оборудование и другие материальные ресурсы на праве собственности или другом законном основании; необходимое количество специалистов; опыт работы, который связан с предметом контракта, и деловая репутация. Документы, которыми участник подтверждает, что отвечает требованиям, также устанавливает Правительство. Правила прописаны в части 4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Почему в закупке капремонта школы искусств важно установить доптребования


Заказчик закупал капремонт школы искусств. НМЦК муниципальной закупки немного не дошла до 10 млн руб. Но в извещении заказчик не прописал доптребования, которые предусмотрены пунктом 10 раздела II приложения к постановлению № 2571. Контролеры нашли нарушение. Поскольку НМЦК превышает 5 млн руб., а предмет закупки попадает под действие постановления № 2571, заказчик в электронной версии извещения, то есть сформированного непосредственно в ЕИС, должен был установить доптребования. Заказчик нарушил требования части 12 статьи 24.2, частей 2, 3, 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ (решение УФАС по Смоленской области от 07.02.2024 по делу № 067/06/31-74/2024)

Верные действия заказчика

Постановление № 2571 заказчик применяет во всех конкурентных закупках, если объект закупки есть в приложении к постановлению и НМЦК превышает предельный размер. Дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются для проведения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства за исключением линейного объекта (п. 10 раздела II приложения к постановлению № 2571).

Участник предоставляет подтверждение опыта исполнения контракта по капремонту или строительству. Цена выполненных работ должна составлять не менее 20 процентов от НМЦК. Понадобятся подтверждающие документы: исполненный договор; акт приемки объекта капстроительства; акт выполненных работ с подтверждением цены, если ее нет в акте приемки; разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации; смета на строительство объектов капитального строительства проектной документации, если участник-застройщик подтверждает, что исполнил работы. Доптребования применяются, если НМЦК для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. руб., для обеспечения нужд субъектов и муниципалитетов — 5 млн. руб.

Заказчик ошибается, когда не учитывает максимальный размер НМЦК

В приложении к постановлению № 2571 есть 41 случай, когда в закупках необходимо применять дополнительные требования с учетом предельной НМЦК. К примеру, если закупаете уборку зданий и сооружений, а цена контракта не превышает 1 млн руб., доптребования можете не применять. В закупках услуг охраны предел НМЦК без выставления доптребований — 500 тыс. руб. Заказчики ошибаются, если не учитывают предельный размер НМЦК и не предъявляют доптребования.

Когда в закупке охраны доптребования обязательны


Заказчик закупал аукционом услуги частной охраны. НМЦК превышала 1,9 млн руб. Но доптребования в извещении указаны не были. Также заказчик не установил единые требования о наличии лицензии, которая в закупках охранных услуг обязательна. Закупку обжаловали. Комиссия УФАС нашла в действиях заказчика нарушения частей 1, 2 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ, а также требований постановления № 2571 (решение УФАС по Ставропольскому краю от 05.02.2024 по делу № 026/06/106-168/2024).

Верные действия заказчика

Сверяйте размер НМЦК с требованиями постановления № 2571. Так, позиции 1–5, 16, 22 и 41 приложения применяются, если НМЦК превышает 500 тыс. руб. Позиции 14, 15 и 36 применяются в случае, если НМЦК больше 1 млн руб. Позиции 24–31 и 33–35 могут не применяться, если НМЦК не превышает 500 тыс. руб. Практически все закупают услуги охраны и уборки — это позиции 34 и 36.

Доптребования к таким предметам одинаковые. Это опыт за последние пять лет до даты подачи заявки. То есть участник должен подтвердить, что исполнил контракт по Закону № 44-ФЗ или договор по Закону № 223-ФЗ по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, если выставляете доптребования по позиции 36 или опыт оказания охранных услуг по позиции 34 с учетом правоприемства. Стоимость исполненных контракта или договора должна составлять не менее 20 процентов НМЦК.

Заказчик неверно устанавливает требования в закупке ремонта муниципальных дорог

Неверно требовать опыт исполнения контрактов или договоров, если НМЦК в закупке ремонта муниципальных дорог не более 5 млн руб.

Когда не нужно применять постановление № 2571 в закупках ремонта дорог


Муниципалитет закупал ремонт дорог с НМЦК чуть более 2 млн руб. При этом заказчик установил ограничение в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к постановлению № 2571. Закупку обжаловали. Контролеры указали, что требование избыточно, поскольку НМЦК не превышает 5 млн руб. Заказчик нарушил положения статей 31 и 42 Закона № 44-ФЗ, а также постановление № 2571 (решение УФАС по Ставропольскому краю от 05.02.2024 по делу № 026/06/106-169/2024).

Верные действия заказчика

Заказчики нарушают закон, когда устанавливают избыточные требования в извещении. Ошибки случаются, если неверно трактовать требования постановления № 2571. К примеру, предъявлять доптребования к закупкам, где НМЦК не превышает предельный размер, который прямо указан в постановлении № 2571. Так, позиции 24–31 и 33–35 могут не применяться, если НМЦК закупки не превышает 500 тыс. руб. А предъявлять доптребования по позициям 6–13, 17 и 18 приложения к постановлению № 2571 нужно, если НМЦК для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн руб., для обеспечения нужд субъектов и муниципалитетов — 5 млн руб.

электронный журнал «Административная практика ФАС»

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...