С 1 октября прошлого года заказчики формируют структурированное техзадание. Предзаполненные характеристики, которые указаны с помощью функционала ЕИС, попадут в заявку участника. Далее характеристики со значениями, который выбрал в заявке победитель закупки, окажутся в цифровом контракте. И поменять вручную уже ничего нельзя.
Когда можно изменить характеристики в цифровом контракте
Изменить значения характеристик можно уже после заключения контракта по правилам, которые установлены в статье 95 Закона № 44‑ФЗ. Только по соглашению сторон и в отдельных ситуациях. К примеру, если поставщик предложит заменить товар на такой же, но с улучшенными характеристиками. Для этого потребуется заключить допсоглашение. Пока документ подписываете на бумаге обеими сторонами и размещаете в ЕИС. С 1 января 2025 года сможете заключать цифровые допсоглашения.
Когда характеристики не попадут в контракт, и вы получите не тот товар
Укажите какие-то характеристики товара без использования функционала ЕИС, участник закупки не сможет их заполнить. И данные не попадут в цифровой контракт. Это значит, что в подписанном сторонами контракте не будут указаны характеристики, которые были важны для заказчика.
Такая ошибка может дорого стоить. Формально поставщик мог привезти товар совсем не с теми характеристиками, которые были необходимы заказчику. Когда контракт подписан, изменить значение характеристик можно только допсоглашением. Поэтому есть риск получить товар, который не отвечает потребностям заказчика.
Пример. Указывайте все характеристики в структуре, чтобы получить необходимый товар
Медучреждение закупало медицинские перчатки. При описании объекта закупки заказчик не использовал КТРУ, а применил код ОКПД2. Часть значимых характеристик указал в приложенном файле, а в структурированном виде в ЕИС описал не все. В графе для обоснования допхарактеристик заказчик разместил расширенные требования к перчаткам. В инструкции по заполнению характеристик при этом требовал от участника указать конкретное значение характеристик. У участника закупки не было возможности указать характеристики в структурированном виде, поскольку заказчик их не указал.
Комиссия УФАС признала заказчика нарушителем пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Контролеры указали, что в ЕИС необходимо отразить все значимые характеристики товаров в разделе «Характеристики товара, работы, услуги» и указать в соответствующих графах их наименование, значение, единицу измерения и инструкцию по заполнению характеристик. А в разделе «Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге» заказчик должен был отразить исключительно обоснование использования допхарактеристик, если они не предусмотрены используемой позицией КТРУ. Поскольку нарушения не повлияли на результат определения поставщика, предписание устранить нарушения заказчику не выдавалось (решение Московского УФАС от 28.02.2024 по делу № 077/06/106-2863/2024).
Как нельзя указывать в структуре требования к комплектности упаковок
Бывают ситуации, когда в характеристиках в ЕИС заказчик не может указать, что поставщик может предложить иной расчет показателей товара. К примеру, в наборе с общей суммой 100 поставщик может предложить четыре упаковки по 25 штук или 50 по две. А может быть, и одну по 100. Если заказчик в извещении не предусмотрел возможность поставщику менять комплектность упаковок без изменения общего количества, поставщик не сможет выбрать иное значение.
Возможность указать разные дозировки нужна поставщикам лекарственных препаратов. При описании такого объекта закупки заказчик, помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, указывает дозировку лекарственного препарата. Законодательством не запрещено дать поставщику возможность поставить лекпрепарат в кратной дозировке и двойном количестве. Например, при закупке таблеток с дозировкой 300 мг указывается 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг. Также поставщик вправе поставить лекарственный препарат в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта. Например, флаконы 2,5; 3 или 3,5 мг. То есть допускается указать концентрацию лекарственного препарата без установления кратности. Об этом говорит подпункт «б» пункта 2 постановления Правительства от 15.11.2017 № 1380.
Пример. Нельзя в закупках лекпрепаратов указывать конкретные требования к упаковкам и количество единиц
Участник закупки обратился с жалобой в УФАС. Заявитель посчитал, что его права и законные интересы нарушены действиями оператора ЭТП, который не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств. Из-за этого участник аукциона при подаче заявки не смог указать на ЭТП количество таблеток, которое отличалось от требований извещения. В структурированном извещении были неизменяемые характеристики таблеток 20 мг и 30 штук в упаковке.
Поставщик хотел дать предложение о поставке таблеток другого количества в упаковке, но сохранив общее число. УФАС нашло нарушение в действиях ЭТП. Потому что при описании объекта закупки на лекпрепараты не допускается указывать количество единиц — таблеток и ампул лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата (подп. «ж» п. 5 постановления № 1380).
Установлено, что операторы ЭТП должны обеспечить выполнение участниками закупок требования законодательства при проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе при подаче заявок на участие (п. 14 требований, утв. постановлением Правительства от 08.06.2018 № 656). Из-за невозможности указать иную дозировку заявку участника комиссия заказчика отклонила на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ. Причина — противоречие между дополнительными сведениями из файла заявки и информации, которая сформирована с использованием ЭТП. УФАС предписало отменить результаты подведения итогов аукциона (решение Московского УФАС от 28.02.2024 по делу № 28/06/105-452/2024).
Какие еще проблемы возникли у ваших коллег
Заказчики получают предписания от антимонопольных органов за то, что игнорируют обязательные требования об описании объекта закупки в ЕИС. Контролеры квалифицируют такие действия как нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Ответственность — штраф 1 процент от начальной максимальной цены контракта, но не более 50 тыс. руб. (п. 4.1 ст. 7.30 КоАП).
Не укажите в структуре характеристики к закупаемым товарам, а в приложенном файле их подробно изложите — высок риск получить жалобу и штраф.
Пример. Заказчик не указал характеристики в структуре, но описал их в приложенном файле
В структурированном извещении заказчик не указал характеристики товара, но в прикрепленном файле определил требования к показателям. Заявку одного участника отклонили за то, что в ней отсутствовали конкретные характеристики, требования к которым были установлены в файле. Участник обжаловал действия заказчика.
УФАС признало заказчика нарушителем. Участник подал заявку в структурированном виде на условиях извещения. А вот комиссия заказчика приняла неверное решение (решение Московского УФАС от 16.02.2024 по делу № 077/06/106-2142/2024).
Обязанность по формированию структурированного ТЗ заказчики трактуют вольно и часто предъявляют к участникам неправомерные требования. Антимонопольные органы накажут заказчика, который установит свои, отличные от норм законодательства, требования к содержанию и составу заявки участников закупки.
Пример. Заказчик сформулировал незаконные требования к составу и содержанию заявок
УФАС провело проверку закупки по жалобе и установило, что заказчик в инструкции по подготовке заявки написал, если участник закупки укажет характеристики в приложенных документах, включаемых в заявку, то есть не в «структурированном виде», такие характеристики комиссия не рассмотрит. Он требовал от участника указать характеристики именно путем заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки в «структурированном виде». А также указал, что за невыполнение требований заявка участника будет отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ.
УФАС решило, что установление подобным образом требований к содержанию и составу заявки противоречит нормам Закона № 44-ФЗ и выписало предписание устранить нарушения (решение Ставропольского УФАС от 15.02.2024 по делу № 026/06/106-269/2024).
электронный журнал «Административная практика ФАС»