«Фейковая закупка» или закупка фейков?

«Фейковая закупка» или закупка фейков?

Институт психологии РАН в декабре прошлого года провёл закупку научно-исследовательских работ по теме «Исследование социально-демографических характеристик пользователей, проявивших заинтересованность в фейковых записях в социальных сетях».

Вероятно, каждого интернет-тролля, да нет, и обыденного пользователя могло заинтересовать данное исследование, поскольку Институт Психологии РАН занимался различными вещами, даже психологической подготовкой космонавтов. Встал естественный вопрос: были ли подобные закупки? Как оказалось, нет, на сайте я их не нашел. В основном закупалась лишь литература о фейках.

Исследователи провели психолингвистический анализ (изучение речи, её воздействия, восприятия) комментариев к записям с фейковыми новостями, изучили социально-демографические характеристики профилей пользователей, проявляющих интерес к фейковым записям, для выяснения отношения людей к «уткам» на платформе ВКонтакте. В качестве индикаторов проявления интереса учитывались лайк или комментарий. Про то, какой комментарий оставил пользователь, положительный или негативный, ничего не говорится. Интересно, если мы прокомментируем запись запишут ли нас к «интересующимся фейками»? Для изучения было отобрано от 500 тыс. до 1 млн комментариев к фейковым постам, а вот по какому принципу их выбрали — загадка.

Одним из требований к исследованию является выполнение анализа профилей пользователей в разрезах пол, возраст, регион. А кому надо знать, где находится пользователь, его возраст и пол? Что будут делать с этой информацией исследователи? За нами будет следит большой Брат? Предположительно, они могут создать базу данных аккаунтов, распространяющих фейки и борющихся с ними, это всего лишь догадка, но вопрос для чего это делается не даёт покоя, мне как простому обывателю. Что же будет с нашим Рунетом в ближайшем будущем?

Примечательно, что 7 марта ГосДума приняла Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Отныне за фейковые новости, создающие угрозу безопасности, грозит ответственность в соответствии со ст. 207.1 («Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан») и ст. 207.2 («Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности вред здоровью, смерть человека или иные тяжкие последствия»).

Отметим, под фейковыми новостями в российском законодательстве понимается заведомо недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений и создавшая определенную угрозу жизни или здоровью граждан, имуществу, общественному порядку и общественной безопасности. Заниматься этим будет Генеральная прокуратура. В случае обнаружения фейка будут обращаться в Роскомнадзор, который блокирует или удаляет необходимую информацию.

Однако непросто отличить фейк от интернет-троллинга.

Учитывал ли это институт психологии РАН? Ведь в социальных сетях часто мелькают «метароничные» публикации, намеренно использующие ложную информацию, для повышения активности подписчиков. Так, например, изначально публиковали безобидные записи:

Публикация вызвала ажиотаж в комментариях, люди спорили, насколько это этично, осуждали администратора группы, что позволило расширить круг подписчиков, увеличить процент активности, то есть в общем и целом это привело к «саморекламе», по средству действий пользователей. Как такового обмана тут нет, кроме как оформления записи и построения композиции предложений, по мнению продвинутых пользователей. Но затем подобные шутки пошли дальше и стали распространять откровенно ложную информацию:

Конечно, продвинутые пользователи интернета сразу поняли, что это фейк про коронавирус, однако некоторые и в самом деле поверили в правдивость публикации. Всё это напоминает историю радиопостановки «Войны миров» в США, вызвавшей бурную реакцию среди слушателей.  И встаёт вопрос как государство будет регулировать на подобные публикации.

Открытых вопросов по фейкам остаётся очень много; определение, вовсе туманное (особенно учитывая его «западность»), не даёт желаемой ясности. Закупка Института психологии РАН противоречива. Непонятно, для чего и кого проводилось исследование, что будет с нашими данными — тоже неизвестно. Как же это скажется на Рунете, и что будет с безобидными и не очень троллями?

Вполне вероятно, что рамки интернет-общения продолжат становиться все уже и уже, до тех пор, пока не поставят нас в тупик.

Рустам Халиков

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...