BRICS ICC: "Открытость и общественный контроль закупок имеет для ФАС принципиальное значение"

BRICS ICC: "Открытость и общественный контроль закупок имеет для ФАС принципиальное значение"

Заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев на сессии «Конкуренция и государственные закупки» VI Конференции по конкуренции БРИКС рассказал о порядке проведения и контроле закупочных процедур, законах, регулирующих госзакупки и закупки госкомпаний.

Выступление докладчиков можно посмотреть на сайте нашего издания внизу, в блоке видео.

«По итогам 2018 года общий объем госзакупок составил 9,47 трлн рублей, что соответствует 129 млрд евро, а госкомпаний – 16,9 трлн рублей или почти 230 млрд евро. Как мы видим, объемы закупок госкомпаний почти в 2 раза больше. Благодаря конкурентной среде на торгах в прошлом году была получена экономия в 1 трлн рублей или более 14 млрд евро», – уточнил он.

Участники закупок вправе защищать свои права, обратившись в ФАС России с жалобой на закупку. Недобросовестным участникам торгов, сорвавшим заключение/исполнение контракта, после рассмотрения всех обстоятельств дела может быть запрещено участвовать в закупках 2 года. Компания и ее учредитель включается в Реестр недобросовестных поставщиков.

«Вся информация о закупках представлена в электронном виде в Единой информационной системе. В ней содержаться данные о том, где и какая закупка проходит, кто участвует в такой закупке, кто признан победителем и как исполняется контракт,

Открытость закупок и общественный контроль закупок имеет для нас принципиальное значение»,

подчеркнул Михаил Евраев.

Говоря о развитии системы закупок замглавы ФАС уточнил, что сегодня ведомство предлагает ввести новую форму закупок – электронный магазин, позволяющую провести закупку в течение одного дня. Жалобы на такие закупки планируется рассматривать также в течение нескольких часов в режиме онлайн. Причем предполагается, что в будущем все жалобы и вся претензионная переписка будет вестись в единой информационной системе.

«Кроме того, мы хотим упросить подачу заявок на торги. Первые шаги в этом направлении были сделаны в первом пакете поправок, принятом весной этого года, предусматривающем подачу «согласия» на участие в закупке в сфере строительства. Теперь это необходимо сделать и по другим направлениям. В целях предупреждения намеренного срыва закупок мы рассматриваем возможность введения платности за необоснованные жалобы, а для поддержки добросовестных участников торгов – создание рейтинга деловой репутации на основе исполненных контрактов с предоставлением компаниям преференций в зависимости от положения в рейтинге», – сообщил он.

Маркус Коэльо, старший партнер юридической фирмы Marcus Vinicius Furtado Coelho Advocacia рассказал о практике государственных закупок в Бразилии. Он уточнил, что выявление участия компании в картеле на госзакупках всегда является отягчающим обстоятельством и привел пример выявленного картеля по строительству, техническому обеспечению и модификации метрополитена.

Партнер юридической фирмы Khaitan&Co Манас Кумар Чаудхури выступил с докладом, посвященном изменениям в сфере государственных закупок в Индии после вступления в силу Закона о конкуренции.

 «От нарушений на госзакупках всегда страдает конечный потребитель, гражданин. В 2017 году были приняты нормы, обязывающие компании сообщать о случаях сговора и злоупотреблений на торгах. Крупные закупки были переведены в электронную форму, для меньших закупкок такая форма носит рекомендательный характер. Все лица, виновные в злоупотреблениях на закупках, попадают в черный список, выйти из которого можно лишь по решению суда», – рассказал он.

Цзинь Цзин, заместитель директора Департамента по конкурентной политике и международному сотрудничеству Государственного управления по надзору за рынками Китая презентовала опыт применения в Китае системы контроля за добросовестной конкуренцией в сфере государственных закупок.

 «Крайне важно создать корректное регулирование, обеспечивающие деятельность компаний на равных условиях, обеспечивающие процесс конкуренции»,

– сообщила она.

Также в ходе мероприятия был презентован опыт госзакупок в Турции. С обзором практики выступил Харюн Гюндуз, директор Департамента Конкурентного ведомства Турции.

Председатель рабочей группы по конкуренции и регулированию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Альберто Эймлер обратил внимание участников сессии, что порой прозрачность торгов может привести к новым сговорам на торгах. Вместе с тем он отметил, что в отличие от обычных картелей, сговор на закупках может быть выявлен администрацией торгов.

Тереза Морейра, руководитель отдела по конкурентной политике и защите прав потребителей Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) сообщила, что госзакупки предоставляют очень хорошие возможности для развития конкуренции и об этом необходимо помнить при работе над законодательством.

Анна Мюллер, специалист по правовым вопросам Департамента интеллектуальной собственности, государственных закупок и конкуренции Всемирной торговой организации (ВТО) добавила, что либерализация торговли также является двигателем конкуренции в секторе государственных закупок.

Подводя итоги сессии, Михаил Евраев пригласил всех участников мероприятия на V Ежегодную научно-практическую конференцию в Сколково, которая пройдет с 19 по 20 ноября в Москве для продолжения дискуссии, начавшейся на полях Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС.

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...