Выбор способа закупки заказчиками, в отношении которых применяется ПП РФ № 301

Выбор способа закупки заказчиками, в отношении которых применяется ПП РФ № 301

Для заказчиков, в отношении которых применяются требования Постановления Правительства РФ от 06.03.2022 г. № 301 (далее – ПП РФ № 301), установлен запрет на размещение информации о проводимых закупках в ЕИС. Указанное условие влияет на выбор заказчиком способа закупки и порядка осуществления закупок.

Заказчики по № 223-ФЗ, применяющие ПП РФ № 301, могут проводить закупки как конкурентными, так и неконкурентными способами (в соответствии с содержанием своего положения о закупке).

Рассмотрим их более подробно:

1. Конкурентные способы.

В соответствии с частью 1 статьи 3.5 № 223-ФЗ закрытая конкурентная закупка проводится заказчиком в случае, если в отношении такой закупки Правительством Российской Федерации принято решение в соответствии с частью 16 статьи 4 № 223-ФЗ.

Таким образом, заказчики, применяющие ПП РФ № 301, вправе проводить конкурентные закупки, осуществляемые только закрытым способом (без размещения информации в ЕИС). Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина РФ от 14.03.2022 г. № 24-03-08/18813 и от 08.04.2022 г. № 24-01-08/30604.

Закрытые конкурентные закупки могут проводиться в электронной форме в порядке, предусмотренном статьями 3.2, 3.3 и 3.5. № 223-ФЗ. Обязательным условие осуществления закрытой конкурентной закупки в электронной форме является проведение такой закупки на специализированной ЭТП АСТ ГОЗ (в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1447-р).

Проведение закрытых конкурентных закупок на ЭТП АСТ ГОЗ сопряжено для заказчика с рядом проблем, среди которых можно выделить:

  • долгую аккредитацию на электронной площадке;
  • техническую сложность функционала и отсутствие гибкости процедур;
  • отсутствие по ряду товаров (работ, услуг) необходимого количества поставщиков, что ведет к росту числа несостоявшихся закупок. Кроме того, даже если закупка состоялась, отсутствию конкуренции напрямую влияет на экономию.

Вместе с тем, у заказчиков, применяющих ПП РФ № 301, есть альтернатива, которая позволяет избежать при проведении закупок указанных выше проблем. Такая альтернатива заключается в проведении неконкурентных закупок.

2. Неконкурентные способы.

Проведение неконкурентных закупок могут стать хорошей альтернативой для заказчиков, применяющих ПП РФ № 301. При этом, когда речь идет о неконкурентных закупках, не стоит понимать под ними только закупки у единственного поставщика. В рамках неконкурентных закупок заказчик может выбрать для себя иные неконкурентные процедуры, при которых происходит состязательность участников (квазиконкурентные закупки).

Возможность проведения иных неконкурентных закупок закреплена в № 223-ФЗ. Кроме того, правоприменительная практика подтверждает возможность проведения иных неконкурентных процедур при наличии их должного описания в положении о закупке: решение Московского УФАС № 077/07/00-21600/2020 от 17.12.2020 г., решение Костромского УФАС № 389/05 от 08.02.2021 г., решение Якутского УФАС № 014/07/3-430/2021 от 31.03.2021 г., решение Оренбургского УФАС № 056/07/3-570/2021 от 02.06.2021 г., решение Вологодского УФАС № 035/10/18.1-95/2022 от 15.03.2022 г., постановление 19 ААС от 15.04.2022 по делу № А14-13765/2021.

Важно понимать, что по части 3 статьи 3 № 223-ФЗ неконкурентная закупка – это закупка, не соответствующая условиям проведения конкурентной закупки. В связи с этим, иногда можно встретить примеры, когда контролирующие органы переклассифицируют неконкурентную закупку в конкурентную с последующим применением к такой закупке норм, характерных для конкурентных процедур.

Однако если заказчик, осуществляющий неконкурентные закупки, применяет ПП РФ № 301, то ему не стоит опасаться подобной переклассификации, поскольку этим заказчиком не выполняется одно из ключевых условий проведения конкурентной закупки о том, что информация о закупке сообщается заказчиком путем размещения в ЕИС. Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина РФ от 14.03.2022 г. № 24-03-08/18813 и от 08.04.2022 г. № 24-01-08/30604.

Таким образом, заказчик, применяющий ПП РФ № 301, вправе проводить неконкурентные закупки при условии, что подобное предусмотрено в его положении о закупке. Порядок проведения таких закупок устанавливается в положении о закупке на усмотрение заказчика без учета требований статей 3.2, 3.3 и 3.5. № 223-ФЗ. Также стоит учитывать, что информация об указанных закупке никогда не размещается в ЕИС.

Неконкурентные закупки могут проводиться в электронной форме. При этом заказчику, применяющему ПП РФ № 301, стоит учитывать, что законодательством не установлена обязанность размещать информацию о таких закупках на специализированной ЭТП АСТ ГОЗ, поскольку данное правило касается исключительно закрытых конкурентных процедур. Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина РФ от 11.11.2020 г. № 24-04-07/98482, от 08.04.2022 г. № 24-01-08/30604, от 18.04.2022 года № 24-01-09/34211, от 27.05.2022 г. № 24-07-07/49882. А также подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например, решение Якутского УФАС № 014/07/3-567/2022 от 12 мая 2022 г.

Таким образом, проводя неконкурентные закупки в электронной форме, заказчик вправе осуществить выбор контрагента на любой ЭТП, например, на ОТС-тендер или РТС тендер. Кроме того, для проведения неконкурентных закупок заказчиком могут использоваться сервисы закупок малого объема, например, электронный магазин ОТС-маркет.

Мы разобрались с возможностью проведения неконкурентных закупок и особенностями их проведения. Теперь стоит сказать пару слов о плюсах, возникающих при использовании таких закупок:

  • гибкость процедур и отсутствие необходимости соблюдения требований статей 3.2, 3.3 и 3.5. № 223-ФЗ;
  • возможность использования широкого спектра сервисов ЭТП, на которых может быть размещена информация о проведении такой закупки. Кроме того, отсутствие ограничений по выбору ЭТП позволит достигнуть лучших показателей экономии за счет большого числа потенциальных поставщиков;
  • возможность закупки товара с указанием конкретного товарного знака (производителя, страны происхождения), поскольку при проведении таких процедур заказчиком могут не соблюдаться требования к описанию предмета конкурентной закупки по части 6.1 статьи 3 № 223-ФЗ;
  • возможность выполнения обязательной доли закупок товаров российского происхождения, предусмотренной ПП РФ № 2013, поскольку в конкурентных закупках, исходя из складывающейся практики УФАСов, запрещено устанавливать требования о наличии товаров в соответствующих реестрах (российских промышленных товаров, едином реестре российской радиоэлектроники).

Также, стоит отметить, что неконкурентные закупки помогут заказчику, применяющему ПП РФ № 301, в исполнении норматива по закупкам у субъектов МСП.

Важно понимать, что требования о поддержке субъектов МСП распространяется на заказчиков вне зависимости от применения ими ПП РФ № 301, поэтому таким заказчикам также необходимо исполнить годовой норматив по закупкам у субъектов МСП и отчитаться о его исполнении.

При этом для заказчиков, попадающих под действие ПП РФ № 301, есть ряд особенностей, связанных с расчетом и исполнением норматива по закупкам у субъектов МСП.

С одной стороны, такие заказчики находятся в более выгодном положении по сравнению с теми, кто не применяет ПП РФ № 301, поскольку все закупки указанных заказчиков не будут учитываться при расчете соответствующих годовых стоимостных объемов, которые используются для определения объема закупок у субъектов МСП. Данное правило предусмотрено подпунктом «ж» пункта 7 ПП РФ № 1352. Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина РФ от 14.03.2022 г. № 24-03-08/18813, от 08.04.2022 г. № 24-01-08/30604.

С другой стороны, если в 2022 году заказчик, применяющий ПП РФ № 301 и ПП РФ № 1352, проводил закупки до момента вступления в силу ПП РФ № 301, то такому заказчику необходимо набрать норматив по закупкам у субъектов МСП, который будет рассчитываться от закупок, уже проведенных заказчиком.

Таким образом, исходя из того, что применение ПП РФ № 301 произошло не с 1 января 2022 года, заказчикам, применяющим данный НПА, все равно необходимо исполнить норматив по закупкам у субъектов МСП.

Вместе с тем, при исполнении данного норматива заказчик может столкнутся с проблемой невозможности проведения закрытых конкурентных закупок, в которых участниками будут только субъекты МСП. Это связано с тем, законодательством предусмотрено исключительно проведение открытых конкурентных процедур, в которых участниками будут только субъекты МСП. Закрытая конкурентная закупка в понимании ПП РФ № 1352, является закупкой «на общих основаниях» – т.е. участниками которой могут быть любые лица.

При этом, неконкурентные закупки, участниками которых могут быть субъекты МСП, не запрещены положениями № 223-ФЗ и ПП РФ № 1352. Поэтому их использование поможет заказчику исполнить норматив по закупкам у субъектов МСП не нарушая законодательство. Кроме того, такая неконкурентная закупка для субъектов МСП может быть размещена заказчиком на ЭТП, сведения о которых не включены в распоряжение Правительства РФ № 1447-р. Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина РФ от 11.11.2020 г. № 24-04-07/98482, от 22.11.2021 г. № 24-04-09/94110.

Следовательно, использование неконкурентных процедур является, фактически, единственным способом исполнение норматива по закупкам у субъектов МСП (20 % норматива), поскольку закрытые конкурентные закупки в этом случае будут недоступны для заказчика.

Обобщенные выводы, сделанные в статье, могут быть изложены в виде таблицы.

Павел Альбицкий, Директор департамента обучения и правовой экспертизы АО «ОТС»

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...