Вопрос о возможности увеличения работ по госконтракту

Вопрос о возможности увеличения работ по госконтракту

Заключен муниципальный контракт на рекультивацию свалки. Срок выполнения работ – до 01.11.2021. В ходе выполнения работ выяснилось, что проектной документацией не учтены в полном объеме все необходимые работы, дополнительные объемы работы составляют более чем 10%. Пунктом 8 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” предусмотрена возможность увеличения цены контракта на тридцать процентов при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Возможно ли отнести работы по рекультивации к одному из вышеперечисленных видов работ? В случае если можно, то возможно ли заключить дополнительное соглашение об увеличении объемов работ, если сроки выполнения работ по контракту уже истекли?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Работы по рекультивации свалки не относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. Заключить в рассматриваемой ситуации соглашение об изменении существенных условий контракта на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не представляется возможным.

Обоснование позиции:

Случаи изменения контракта на выполнение строительных работ выделяются в отдельную категорию, для которой установлены специальные основания, среди которых возможность изменения на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, (далее – Закон N 44-ФЗ), а именно, изменение контракта, заключенного на срок не менее одного года, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, если возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Предметом указанного в вопросе контракта являются работы по рекультивации свалки. В силу п. 10 ст. 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Пункты 1314 и 14.2 ст. 1 ГрК РФ содержат определения понятий “строительство объектов капитального строительства”, “реконструкция объектов капитального строительства”, “капитальный ремонт объектов капитального строительства”, в которых под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Под реконструкцией – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Под капитальным ремонтом – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
В соответствии с абзацем двадцать четвертым ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” объекты хранения отходов представляют собой специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
В свою очередь, под рекультивацией полигонов понимается комплекс работ, направленных на восстановление нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (п. 3.11 СП 320.1325800.2017 “Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация”, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.11.2017 N 1555/пр). Данная обязанность также предусмотрена Земельным кодексом РФ, согласно которому лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем восстановления плодородного слоя почвы (п. 5 ст. 13 ЗК РФ).
Учитывая изложенное, работы по рекультивации свалки не относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 22.03.2021 N 071/06/105-201/2021). Следовательно, заключить в рассматриваемой ситуации соглашение об изменении существенных условий контракта на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не представляется возможным.
В заключении отметим, что вопрос в большей части является техническим и в конечном счете зависит от того, что включено в состав работ по рекультивации, поэтому окончательное решение может принять только заказчик, исходя из состава работ, которые включены в контракт.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павлова Наталия

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...