Вопрос: О действиях заказчика в случае нарушения контрагентом сроков поставки товара по госконтракту

Вопрос: О действиях заказчика в случае нарушения контрагентом сроков поставки товара по госконтракту

Казенным учреждением по результатам электронного аукциона заключен контракт на поставку вычислительной техники. Поставщик просрочил поставку товара. Поставщик направил заказчику письмо, в котором указывает, что на заводе-производителе в России произошла задержка с производством системных блоков (компьютеров) в связи с задержкой поставки комплектующих из-за рубежа (из-за санкций). Обязан ли заказчик выставить требование поставщику об уплате неустойки за просрочку поставки товара?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В случае нарушения контрагентом сроков поставки товара заказчик в любом случае обязан направить ему требование об уплате пени.

Описанные в вопросе обстоятельства принципиально могут быть квалифицированы как освобождающие поставщика от обязанности уплатить неустойку либо как основание для списания начисленной неустойки. Однако такая возможность определяется в каждом случае индивидуально.

При наличии оснований, предусмотренных ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, стороны вправе заключить дополнительное соглашение о продлении срока поставки.

Обоснование вывода:

1.По общему правилу, предусмотренному ст. 309ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается Федеральный законот 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу чч. 6-8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требование об уплате пеней направляется поставщику (подрядчику, исполнителю, далее – контрагент) в случае просрочки исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, а в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, ему направляется требование об уплате штрафа. Направление такого требования является обязанностью, а не правом заказчика. То обстоятельство, что контрагент возражает против уплаты неустойки, указывает на наличие форс-мажорных обстоятельств, в том числе таких, как санкции иностранных государств, и иные подобные обстоятельства никак не влияют на обязанность заказчика в случае просрочки поставки товара по контракту направить контрагенту требование об уплате пени (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867). Таким образом, в рассматриваемой ситуации независимо от получения упомянутого в вопросе письма заказчик обязан направить поставщику требование об уплате пеней, предусмотренное ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Освобожден от уплаты неустойки поставщик может быть в случае, если докажет, что просрочка допущена им вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Однозначно оценить, могут ли описанные в вопросе обстоятельства быть квалифицированы судом как свидетельствующие об отсутствии вины поставщика, в рамках данной консультации не представляется возможным.

2.В определенных случаях начисленная поставщику сумма неустойки может быть списана заказчиком. В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, вступившей в силу 8 марта 2022 года, Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. Такой порядок и случаи предусмотрены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее – Правила). Согласно п. 1 и абзацу 1 п. 2 Правил заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, но не уплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), если обязательства по контракту исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
– в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами (подп. “а” п. 2 Правил);
– в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением независящих от контрагента обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (подп. “б” п. 2 Правил);
– в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта контрагентом (подп. “в” п. 2 Правил);
– обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц (далее – санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее – меры ограничительного характера) (подп. “г” п. 2 Правил).

Из приведенных положений следует, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, не связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (в 2020 году), с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта (в 2021 и 2022 годах), с возникновением при исполнении контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, списание сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется при условии, что обязательства по контракту исполнены в полном объеме (смотрите также письмо Минфина России от 03.09.2020 N 24-03-07/77425). Иными словами, до исполнения контракта в полном объеме списать неустойку возможно только по основанию, указанному в подп. “г” п. 2 Правил. Согласно подп. “д” п. 3, подп. “д” п. 5 Правил, при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек основанием для принятия заказчиком решения о списании неустоек по подп. “г” п. 2 Правил является исполнение (при наличии) контрагентом обязательств по контракту, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, представленное контрагентом заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии). Таким образом, для списания неустойки контрагенту необходимо предоставить заказчику обоснование наличия обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, в письменной форме и подтвердить сумму начисленной и неуплаченной неустойки (п. 7 Правил). Здесь же подчеркнем, что в силу подп. “д” п. 5 Правил документ о приемке и подтверждающие документы представляются контрагентом только при наличии таковых. Следовательно, непредставление таких документов само по себе, по нашему мнению, не может служить основанием для отказа в списании неустоек. При этом перечень документов, которые контрагент может представить заказчику в обоснование наличия обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта на прежних условиях, нормативно не определен и не ограничен. Полагаем, что в приведенной в вопросе ситуации в качестве такого документа может быть представлен в том числе сертификат о форс-мажоре.

Из положений пп. 8, 9, 11, 13 Правил следует, что списание неустоек при наличии всех перечисленных в Правилах обстоятельств для заказчика обязательно (смотрите также письмо Минфина России от 19.06.2020 N 24-03-08/53032, п. 40 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017). Если заказчиком необоснованно не вынесено решение о списании начисленных сумм неустойки, это не препятствует судебной защите интересов контрагента. Такая защита в числе прочего может быть предоставлена путем отказа заказчику во взыскании безосновательно не списанной неустойки (смотрите постановление Девятого ААС от 26.07.2019 N 09АП-22176/19). Неустойка, удержанная заказчиком из обеспечения исполнения контракта, может быть квалифицирована в качестве неосновательного обогащения.

Здесь же подчеркнем, что в судебной практике сложилась позиция, согласно которой введение санкций или мер ограничительного характера само по себе не свидетельствует о невозможности исполнения контрагентом своих обязательств в рамках заключенного контракта (смотрите, например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.05.2022 N Ф02-1556/22, постановление Шестого ААС от 19.07.2022 N 06АП-2851/22). В силу взаимосвязанных положений гражданского законодательства и ст. 65 АПК РФ бремя доказывания таких обстоятельств возложено на лицо, которое подлежит привлечению к гражданско-правовой ответственности. Иными словами, при возникновении спорной ситуации в каждом конкретном случае суд должен будет установить наличие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, а также прямую причинно-следственную связь между ними и неисполнением контрагентом обязательств по контракту. Также суд будет учитывать момент наступления таких обстоятельств (они должны наступить после возникновения обязательства) и возможность сторон при заключении контракта предвидеть их наступление. Правоприменительная практика по этому вопросу в настоящее время только начинает складываться. Окончательное решение по вопросу о возможности освобождения исполнителя от уплаты неустойки в рассматриваемой ситуации может принять только суд с учетом всех конкретных обстоятельств.

3.Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в определенных случаях указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95и 112 Закона N 44-ФЗ. Соответствующие нормы ст. 95 Закона N 44-ФЗ не рассчитаны на возникновение форс-мажорных обстоятельств и на случаи существенного изменения обстоятельств (смотрите ст. 451 ГК РФ). Мы полагаем, что надлежащим основанием для изменения условий контракта при описанных обстоятельствах принципиально может быть лишь ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой норме по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3-1.6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно. В Вологодской области порядок Порядок принятия решения об изменении условий контракта на основании упомянутой нормы утвержден постановлением Правительства Вологодской области от 23 мая 2022 г. N 649.

Как видно из ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, возможность изменения условий контракта по соответствующему основанию определяется, во-первых, возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а во-вторых, принятием решения уполномоченного государственного (муниципального) органа. Оценить, действительно ли обстоятельства, на которые ссылается контрагент, обосновывая невозможность исполнения обязательства, являются чрезвычайными, непредотвратимыми и препятствующими исполнению контракта, можно лишь с учетом конкретных условий. В судебной практике на сегодняшний день выработан подход, согласно которому колебания курса валют и цен на товары не могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы, исключающие возможность исполнения обязательства. Поэтому правовая оценка указанного в вопросе обращения должна осуществляться с учетом конкретных обстоятельств. В частности, если обстоятельства, на которые ссылается контрагент (затруднения с поставкой комплектующих в РФ), наступили до начала осуществления закупки, такие обстоятельства с высокой степенью вероятности в случае возникновения спора не будут квалифицированы как форс-мажор.

При наличии же оснований для квалификации таких обстоятельств в качестве форс-мажора сторона принципиально вправе заключить дополнительное соглашение об изменении сроков поставки. Для этого необходимо соблюдение порядка, утвержденного вышеупомянутым постановлением Правительства Вологодской области.

В заключение напомним, что стороны вправе в любой момент расторгнуть контракт по обоюдному соглашению. Однако заказчик не обязан заключать ни соглашение о расторжении контракта, ни соглашение об изменении условий контракта, и вправе требовать от поставщика исполнения предусмотренных контрактом обязательств на изначально согласованных условиях, а при неисполнении поставщиком таких обязательств обратиться в суд с требованием о расторжении контракта или, если это предусмотрено контрактом, отказаться от исполнения контракта.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...