Уровень конкуренции и эффективности в госзакупках вернулся на дофевральский уровень - эксперты

Уровень конкуренции и эффективности в госзакупках вернулся на дофевральский уровень - эксперты

Уровень конкуренции и эффективности в госзакупках и закупках госкомпаний вернулся или возвращается на дофевральский уровень, следует из результатов исследования “Единой электронной торговой площадки” (ЕЭТП, “Росэторг”), представленных в ходе заседания комитета по закупкам Ассоциации менеджеров.

“В феврале-марте уровень конкуренции в госзакупках и закупках госкомпаний упал кратно, но в мае конкуренция выросла, и ожидается, что она будет нарастать, – сказал заместитель гендиректора “Росэлторга” Виктор Симоненко, представлявший результаты исследования. – Показатели эффективности в феврале-марте также значительно снизились, но уже в мае – заметно выросли”.

Так, по данным “Росэлторга”, в феврале-мае уровень конкуренции (количество заявок на одну закупку) в госзакупках (регулируются законом “О контрактной системе”, 44-ФЗ) составил 2,13, а в закупках госкомпаний (закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, 223-ФЗ) 1,59 против 2,9 и 1,73 годом ранее. При этом в марте эти показатели снизились, соответственно, до 1,82 и 1,36 заявки на одну закупку. Однако уже по итогам мая они выросли до 2,34 и 1,84 заявки.

При этом в госзакупках в феврале-мае текущего года заметно уменьшилось число закупок с высокой конкуренцией (4 и более допущенных заявок на одну закупку). На их долю пришлось только 18,83% от общего числа закупок против 28,6% за аналогичный период 2021 года.

В закупках госкомпаний доля высококонкурентных закупок и прежде была невысока (11,51%) и в феврале-мае текущего года снизилась до 9,61%.

В свою очередь заметно выросла доля несостоявшихся госзакупок и закупок госкомпаний (по результатам приблизительно половины несостоявшихся закупок заключаются контракты с единственным участником – ИФ), тогда как в предыдущие годы эти показатели снижались или демонстрировали незначительный рост. Так, в феврале мае текущего года доля несостоявшихся госзакупок составила 54,67% против 41,33% годом ранее. Доля несостоявшихся закупок госкомпаний выросла до 65,83% с 60,99%.

Что касается экономической эффективности госзакупок и закупок госкомпаний (общее снижение начальной максимальной цены контракта по результатам закупок), то в феврале-мае текущего года эти показатели снизились до 5,49% и 5,97% с 8,64% и 13,01% годом ранее. При этом только в мае экономическая эффективность подскочила до 8,33% (5,6% в апреле) и 9,03% (6,1%).

В свою очередь представители заказчиков (коммерческих и госкомпаний – ИФ) в ходе заседания комитета по закупкам отметили ряд изменений/особенностей, появившихся на рынке госзакупок и закупок госкомпаний после 24 февраля текущего года. В частности, было указано, например, на необходимость ревизии уровня импортонезависимости поставляемых поставщиками товаров (прежде всего, технологического оборудования).

Так, по словам представителя одной из крупных госкомпаний, на начало текущего года был определен уровень импортонезависимости закупаемой продукции. При этом был определен перечень импортной продукции, которую компании придется закупать. Однако после февраля была проведена ревизия продукции поставщиков, по результатам которой число “импортных номенклатурных позиций” увеличилось на порядок.

“Проверили поставщиков, которые считались поставщиками российской продукции, – сказал представитель госкомпании. – Оказалось, что не вся такая продукция российская или не совсем российская – стало понятно, что нужно искать альтернативы”.

“Столкнулись с проблемами в цепочках кооперации, когда отечественная продукция оказалось не совсем отечественной”, – добавил представитель другой крупной госкомпании.

Еще одной особенностью “после-февральского” периода заказчики назвали пассивную позицию российских производителей и необходимость установления с ними прямой коммуникации.

“Не надо бояться обращаться к производителям – многие из них готовы за 3-4 месяца разработать и запустить в серию производство новой продукции, необходимой заказчикам”, – подчеркнул представитель одной из строительных компаний.

Участники рынка закупок отмечают, что растет число предложений посредников из дружественных стран по поставке импортной продукции. Более того, отмечается, что в этом сегменте уже образуется конкуренция, и в ряде случаев цены на ту или продукцию возвращаются к “докризисному уровню”.

Кроме того, иностранные компании, ушедшие с российского рынка или приостановившие свою деятельность в РФ, в той или иной форме продолжают или готовы продолжать работать в России. Однако для этого заказчикам необходимо самим выходить на иностранных производителей, устанавливать с ними прямой диалог.

Дело в том, что многие российские компании и госкомпании не находятся под антироссийскими санкциями, но европейские компании или европейские штаб-квартиры американских компаний об этом не знают или опасаются принимать какие-либо решения в отношении вообще любых российских заказчиков. При этом участники совещания подчеркнули, что таким опасения больше всего подвержены европейские компании. Американский бизнес “более свободно” относится к контактам и контрактам с российскими заказчиками.

Также представители заказчиков указали, что в настоящее время многие поставщики необоснованно завышают цену. При этом отмечалось, что если в феврале-марте завышение цен было обосновано волатильностью курса рубля, перестройкой логистики, то теперь такое завышение, речь идет в среднем о +30% к уровню цен в январе-феврале, как правило необосновано, и поставщики соглашаются на поставку необходимой продукции по “старой” цене +5%.

Более того, в некоторых сегментах произошло значительное снижение цен – по сравнению с дофевральским уровнем. Речь идет, в частности, о закупках услуг по технической поддержке импортного ИТ-оборудования и информационных систем. Так, ряд крупных заказчиков отмечает, что из-за ухода иностранных вендоров с российского рынка, в том числе в части отказа от техподдержки своих решений у российских заказчиков, стоимость услуг по техподдержке со стороны российских ИТ-компаний значительно снизилась – исчезла “вендорская наценка”.

“Получаем только партнерскую поддержку только со стороны российских ИТ-компаний, – отметил представитель одного из российских банков. – Как это скажется дальнейшем – пока непонятно, но сейчас они хорошо справляются с решением этой задачи”.

ИНТЕРФАКС

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...