Цены на товары, работы, услуги в 2022 г. в корпоративном сегменте в РФ выросли на 5-10%

Цены на товары, работы, услуги в 2022 г. в корпоративном сегменте в РФ выросли на 5-10%

Участники рынка корпоративных закупок (госкомпании и коммерческие заказчики) отметили рост цен на товары, работы, услуги более чем на 5-10%, следует из результатов опроса, проведенного комитетом по управлению закупочной деятельностью Ассоциации менеджеров и ЭТП “Росэлторг”.

“Почти 80% участников закупок отметили рост цен на товары, работы, услуг” – сообщил заместитель гендиректора “Росэторг” Виктор Симоненко в ходе круглого стола, на котором были представлены результаты опроса.

Из материалов ассоциации следует, что 54% компаний-заказчиков, принимавших участие в опросе (более 100 крупных и средних заказчиков из различных отраслей экономики – прим.), отметили, что цены выросли на 10% и более. Еще 23% компаний указали на рост цен на 5% и более. Оставшиеся 23% компаний-заказчиков не заметили изменений в ценовых предложениях поставщиков.

При этом Симоненко сказал, что рост цен касается преимущественно товаров. На это указали 73% участников опроса. Рост цен на работы и услуги отметили, соответственно, только 4% и 23% компаний-заказчиков.

Также половина участников опроса указали на снижение уровня конкуренции в закупках. Впрочем, уже половина из них считает, что уровень конкуренции снизился, но незначительно. В то же время 20% заказчиков заявили об увеличении уровня конкуренции – преимущественно незначительное.

Еще 15% участников опроса считают, что уровень конкуренции в закупках не изменился, а оставшиеся 15% – сохранился на прежнем уровне благодаря ранее предпринятым мерам по формированию пула поставщиков.

В целом в сегменте закупок госкомпаний уровень конкуренции в текущем году фактически не изменился. В начале года этот показатель составлял 2,02 заявки на одну закупку, а в середине ноября – 1,96 заявки. В конце прошлого года этот показатель составлял 1,75 заявки на одну закупку.

При этом из материалов Ассоциации следует, что уровень конкуренции зависит, в частности, от отрасли. В топ-3 отраслей с высоким уровнем конкуренции входят: услуги в области научной, инженерно-технической и профессиональной деятельности (2,56 заявки на одну заявку), услуги в сфере недвижимости (2,52), административные и вспомогательные услуги (2,3). Наиболее низкий уровень конкуренции отмечен в сегменте услуг гостиничного хозяйства и общественного питания (1,21), продукции горнодобывающих производств (1,32) и услуг в сфере искусства, развлечений, отдыха и спорта (1,37).

Еще одним фактором, влияющим на уровень конкуренции, участники круглого стола назвали объем закупки. Та, если на крупных закупках уровень конкуренции снизился, то на “малых” (прежде всего закупки, в которых могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, спецторги – прим.) он вырос. Более того, крупнейшие госкомпании отмечают, что такие закупки закрывают большую часть их потребностей.

Наряду со снижением уровня конкуренции заказчики отметили рост доли несостоявшихся закупок. Так, 35% участников опроса указали на заметный рост доли таких закупок, а 30% – на их незначительный рост. По оценке еще 25% компаний-заказчиков этот показатель не изменился, а 10% считают, что он незначительно уменьшился.

Также выросло число расторгнутых договоров – так считают 75% участников опроса. По остальных компаний-заказчиков этот показатель в текущем году не изменился.

Стоит отметить, что в текущем году поставщики стали относительно активно задействовать “форс-мажорные обстоятельства”. Причем, по оценке 30% участников опроса, они делают это часто. Еще 65% считают, что ссылки на форс-мажор применяются редко, и только 5% отмечают, что пока не сталкивались с такими ситуациями.

В текущем году в сфере госзакупок к форс-мажору, были приравнены антироссийские санкции и частичная мобилизация.

Участники круглого стола отметили ряд общих для сегмента закупок проблем. В их числе сложности с логистикой при поставке товаров (из-за рубежа), низкая исполнительная дисциплина у ряда российских производителей и т.п.

ИНТЕРФАКС 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...