Свежий обзор закупочного законодательства с 21.08.2023 по 27.08.2023

Свежий обзор закупочного законодательства с 21.08.2023 по 27.08.2023

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Что грозит за неуплату штрафа по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Документ: Закон от 04.08.2023 № 425-ФЗ

https://gkgz.ru/chto-grozit-za-neuplatu-shtrafa-po-44-fz-i-223-fz/

2.Кабмин утвердил критерии включения организаций в единый реестр организаций ОПК

Документ: Постановление Правительства РФ от 21.08.2023 № 1366

https://gkgz.ru/kabmin-utverdil-kriterii-vklyucheniya-organizatsij-v-edinyj-reestr-organizatsij-opk/

3.В перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться по п 30 ч 1 ст 93 Закона № 44-ФЗ добавлены услуги по хранению видеозаписей

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 18.08.2023 № 2230-р

https://gkgz.ru/v-perechen-tovarov-rabot-uslug-zakupki-kotoryh-mogut-osushhestvlyatsya-po-p-30-ch-1-st-93-zakona-44-fz-dobavleny-uslugi-po-hraneniyu-videozapisej/

4.Кабмин одобрил изменения в госзакупках медицинских изделий и продуктов лечебного питания для пациентов с серьезными заболеваниями

Документ: Постановление Правительства РФ от 22 августа 2023 года № 1368

https://gkgz.ru/kabmin-odobril-izmeneniya-v-goszakupkah-meditsinskih-izdelij-i-produktov-lechebnogo-pitaniya-dlya-patsientov-s-sereznymi-zabolevaniyami/

5.Установили правила ведения перечня медизделий для закупок с товарным знаком

Документ: Постановление Правительства от 22.08.2023 № 1368

https://gkgz.ru/ustanovili-pravila-vedeniya-perechnya-medizdelij-dlya-zakupok-s-tovarnym-znakom/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Минпромторг напомнил об особенностях приемки товаров, на закупки которых распространяются запреты и ограничения допуска иностранной продукции

Документ: Письмо Минпромторга России от 14 июля 2023 г. N 74366/12

https://gkgz.ru/minpromtorg-napomnil-ob-osobennostyah-priemki-tovarov-na-zakupki-kotoryh-rasprostranyayutsya-zaprety-i-ogranicheniya-dopuska-inostrannoj-produktsii/

2.Определены органы в структуре Ространснадзора, осуществляющие полномочия заказчика закупок для обеспечения государственных нужд

Документ: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 21.07.2023 № ВБ-236фс

https://gkgz.ru/opredeleny-organy-v-strukture-rostransnadzora-osushhestvlyayushhie-polnomochiya-zakazchika-zakupok-dlya-obespecheniya-gosudarstvennyh-nuzhd/

3.Две ЭТП получили возможность начать работу в качестве спецплощадок для закрытых закупок российских заказчиков

Подробнее

https://gkgz.ru/dve-etp-poluchili-vozmozhnost-nachat-rabotu-v-kachestve-spetsploshhadok-dlya-zakrytyh-zakupok-rossijskih-zakazchikov/

4.Минэкономразвития: Для участия в закупках участникам достаточно предоставить реквизиты лицензии (регистрационный номер и дату ее предоставления)

Минэкономразвития России рассмотрел обращения по вопросу представления участниками закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ копий действующих лицензий. Госорган отметил, что подтверждением наличия лицензии не может являться копия лицензии, предоставленная на бумажном носителе. Единственным источником, подтверждающим наличие лицензии, является реестр лицензий. Для участия в закупках участникам достаточно предоставить реквизиты лицензии (регистрационный номер и дату ее предоставления)

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 25 августа 2023 года за исх. № ОГ-Д24-7294

https://gkgz.ru/minekonomrazvitiya-dlya-uchastiya-v-zakupkah-uchastnikam-dostatochno-predostavit-rekvizity-litsenzii-registratsionnyj-nomer-i-datu-ee-predostavleniya/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Суды: нельзя увеличить цену госконтракта по спецоснованию, если обязательства уже исполнили

Документ: Определение ВС РФ от 15.08.2023 N 305-ЭС23-13732 по делу А40-198172/2022

https://gkgz.ru/sudy-nelzya-uvelichit-tsenu-goskontrakta-po-spetsosnovaniyu-esli-obyazatelstva-uzhe-ispolnili/

2.Суды напомнили антимонопольному органу о необходимости вынесения решений в рамках доводов жалобы

Документ: Постановление АС Московского округа от 09.08.2023 г № Ф05-16895/2023 по делу № А40-293815/2022

https://gkgz.ru/sudy-napomnili-antimonopolnomu-organu-o-neobhodimosti-vyneseniya-reshenij-v-ramkah-dovodov-zhaloby/

3.Заказчик не разместил план закупок. В каком порядке обжаловать его бездействие (Закон № 223-ФЗ)

Неразмещение заказчиком в ЕИС плана закупок, а также информации о заключенных договорах оспаривается по правилам Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Документ: Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2023 г № 303-ЭС23-10667 по делу № А80-244/2022

https://gkgz.ru/zakazchik-ne-razmestil-plan-zakupok-k-kakom-poryadke-obzhalovat-ego-bezdejstvie-zakon-223-fz/

4.Апелляция: рост цен из-за санкций не оправдывает срыв поставки по госконтракту

Документ: Постановление 9-го ААС от 14.08.2023 по делу N А40-281012/2022

https://gkgz.ru/apellyatsiya-rost-tsen-iz-za-sanktsij-ne-opravdyvaet-sryv-postavki-po-goskontraktu/

5.Кассация не согласилась с судами, что УФАС не доказало картель по совокупности косвенных доказательств

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 31.05.2023 г № Ф07-4158/2023 по делу № А21-5844/2022

https://gkgz.ru/kassatsiya-ne-soglasilas-s-sudami-chto-ufas-ne-dokazalo-kartel-po-sovokupnosti-kosvennyh-dokazatelstv/

6.Суд: Включение в РНП победителя торгов, отказавшегося подписывать контракт из-за роста курса валюты, правомерно

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 01.06.2023 г № Ф07-6856/2023 по делу № А56-77078/2022

https://gkgz.ru/sud-vklyuchenie-v-rnp-pobeditelya-torgov-otkazavshegosya-podpisyvat-kontrakt-iz-za-rosta-kursa-valyuty-pravomerno/

7.Суды напомнили о сроках исковой давности по оспариванию торгов и госконтракта

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 18.08.2023 г Ф07-7741/2023 по делу № А44-2481/2022

Подробнее

https://gkgz.ru/sudy-napomnili-o-srokah-iskovoj-davnosti-po-osparivaniyu-torgov-i-goskontrakta/

8.Опосредованный интерес субподрядчика в споре, вытекающем из госконтракта, не обязывает суд учитывать его мнение

Документ: Постановление АС Московского округа от 16.08.2023 г № Ф05-18922/2021 по делу № А40-197118/2020

https://gkgz.ru/oposredovannyj-interes-subpodryadchika-v-spore-vytekayushhem-iz-goskontrakta-ne-obyazyvaet-sud-uchityvat-ego-mnenie/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Обязательно ли сопоставлять характеристики товара, указанные в реестровой записи РЭП, с характеристиками, которые участник сообщил в заявке?

Если в извещении предусмотрено ограничение допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, при рассмотрении заявок проверяется соответствие предложенных товаров сведениям, содержащимся в реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции. Нужно ли сопоставлять характеристики товара, относящегося к той или иной реестровой записи, с характеристиками, приведенными участником в заявке? Или же достаточно просто убедиться, что данная запись действительно есть в реестре?

Ответ

https://gkgz.ru/obyazatelno-li-sopostavlyat-harakteristiki-tovara-ukazannye-v-reestrovoj-zapisi-rep-s-harakteristikami-kotorye-uchastnik-soobshhil-v-zayavke/

2.Заказчик, работающий по Закону N 44-ФЗ, планирует закупить услуги по организации и обеспечению горячим питанием учащихся и работников муниципального общеобразовательного учреждения путем проведения открытого конкурса в электронной форме.

Согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 заказчиком в конкурсной документации применяются следующие критерии оценки: цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; квалификация участников закупки.

Для оценки заявок по критерию оценки “квалификация участников закупки” применяется следующий показатель оценки: наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта.

Согласно подп. “в” п. 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае применения вышеуказанного показателя оценки, заказчиком устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя.

Как правильно заказчику установить в конкурсной документации сопоставимость предмета контракта в данной закупке:

– услуги по организации питания в целом (в том числе и лечебное питание, и организация питания в организациях уголовно-исполнительной системы, общественное питание и пр.);

либо же

– услуги по организации питания в школьных столовых (организациях, осуществляющих образовательную деятельность)?

Заказчику второй вариант кажется более правильным, так как питание закупается непосредственно для учащихся школ. Но не сузит ли это круг участников, не будет ли ограничивать конкуренцию установление такой сопоставимости?

К сожалению, специалисты не смогли дать однозначный ответ на поставленный вопрос. Поясним почему.

https://gkgz.ru/vopros-o-trebovaniyah-k-nalichiyu-opyta-pri-zakupke-uslug-po-organizatsii-i-obespecheniyu-pitaniem-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii/

3.При выполнении подрядных работ по реставрации и ремонту фасадов заключен договор на проведение авторского надзора и строительного контроля (технадзора) (посредством подсистемы “Электронный магазин” на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”).

Для определения НМЦК применялся тарифный метод на основании п. 7 ст. 22 Федерального Закона N 44-ФЗ и приказа Минэкономразвития от 2 октября 2014 года N 567. Оказание услуг по осуществлению авторского надзора выполняется в порядке, предусмотренном ст. 40 п. 1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73 “Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации” и распоряжением Комитета экономического развития промышленной политики и торговли от 12.10.2007 N 26-р (п. 3 Приложения N 2 Порядка проведения авторского надзора за реставрационно-восстановительными работами по объектам культурного наследия (памятникам культуры) Санкт-Петербурга и пригородов).

Расчет размера платы за оказание услуг по осуществлению авторского надзора определен в соответствии с Порядком проведения авторского надзора за реставрационно-восстановительными работами по объектам культурного наследия (Приложение N 2 к распоряжению Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли).

Окончательные условия обоих контрактов предусматривают твердую цену за весь объем услуг, оказываемых по соответствующему договору.

По итогам окончания выполнения работ приняты работы на меньшую сумму и, соответственно, подписано дополнительное соглашение с подрядчиком на сумму фактически выполненных работ (меньшую сумму).

Нужно ли требовать от авторского надзора и строительного контроля подписания дополнительных соглашений к договорам на суммы, уменьшенные согласно основному договору подряда?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

В описанной ситуации правовых оснований для уменьшения цены контрактов на осуществление авторского надзора и строительного контроля нами не усматривается.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/vopros-ob-umensheniya-tseny-kontraktov-na-osushhestvlenie-avtorskogo-nadzora-i-stroitelnogo-kontrolya/

4.Объект закупки — ликвидация несанкционированных свалок, вывоз бытового и строительного мусора. К участникам закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с поз. 40 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571. Участник закупки представил исполненные контракты на выполнение работ по улучшению водообеспеченности водного тракта протока и по расчистке протоки. Подтверждают ли контракты на эти виды работ наличие опыта по рекультивации земель?

Ответ

https://gkgz.ru/podtverzhdayut-li-kontrakty-na-vypolnenie-rabot-po-raschistke-vodnoj-protoki-nalichie-opyta-po-rekultivatsii-zemel-poz-40-prilozheniya-k-pp-rf-2571/

5.Вправе ли заказчик заключить допсоглашение на добавление этапов в контракт ?

Провели аукцион и заключили контракт с одним этапом. Выплата аванса не предусмотрена. Чтобы подрядчик выполнил работы быстрее, необходимо выплатить аванс. Можем ли мы с помощью допсоглашения добавить этапы в контракт, поскольку он на большую сумму?

Ответ:

https://gkgz.ru/vprave-li-zakazchik-zaklyuchit-dopsoglashenie-na-dobavlenie-etapov-v-kontrakt/

6.Должны ли участники закупки, в заявке указывать наименование товара в соответствии с реестровой записью из реестра российской промышленной продукции?

Проводим закупку моющих средств с применением постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 617. Должен ли участник указывать наименование поставляемого товара в соответствии с тем, как оно звучит в реестре российской промышленной продукции? Например, в заявке указанно «порошок стиральный», тогда как в реестре фигурирует «средство моющее синтетическое порошкообразное „Лотос“»?

Ответ

https://gkgz.ru/dolzhny-li-uchastniki-zakupki-ukazyvat-naimenovanie-tovara-v-sootvetstvii-s-reestrovoj-zapisyu-iz-reestra-rossijskoj-promyshlennoj-produktsii/

7.Договор заключен 03.04.2023, срок выполнения работ – до 01.07.2023. С 24.04.2023 подрядчик приостановил работы в связи с отсутствием схемы расстановки детского и спортивного оборудования, о чем уведомил заказчика. Однако примерный эскиз расстановки детского оборудования представлен в техническом задании, в связи с чем, по мнению заказчика, оснований для приостановления работ не имелось. На уведомление о приостановке работ заказчик отреагировал письменно лишь спустя продолжительное время. Далее, 01.06.2023, подрядчик приступил к работам, но в срок до 01.07.2023 не выполнил, при этом направил акт выполненных работ в адрес заказчика.

Как правильно насчитать неустойку по договору подряда для муниципальных нужд в такой ситуации?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Если работы фактически не выполнены, период, потребовавшийся заказчику для оформления документа об отказе в приемке, не прерывает периода просрочки, за который заказчик вправе требовать уплаты пени.

Если приостановка подрядчиком работ неправомерна, период такой приостановки не влияет на определение периода просрочки.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/kak-pravilno-rasschitat-neustojku-po-dogovoru-podryada-dlya-munitsipalnyh-nuzhd/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 14.08.2023 по 20.08.2023
По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...