Свежий обзор закупочного законодательства с 17.04.2023 по 23.04.2023

Свежий обзор закупочного законодательства с 17.04.2023 по 23.04.2023

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Госдума приняла “Закон Матвиенко” об ускорении госзакупок

Документ: Законопроект № 314175-8

https://gkgz.ru/gosduma-segodnya-prinyala-zakon-matvienko-ob-uskorenii-goszakupok/

2.Образовательным и научным организациям новых субъектов РФ помогут наладить работу

Документ: Постановление Правительства РФ от 14.04.2023 № 599

https://gkgz.ru/obrazovatelnym-i-nauchnym-organizatsiyam-novyh-subektov-rf-pomogut-naladit-rabotu/

3.Утверждены особенности определения НМЦК, приемки и оплаты работ по строительным контрактам, исполняемым на территории новых субъектов РФ (Закон № 44-ФЗ)

Документ: Постановление Правительства РФ от 19.04.2023 № 620

https://gkgz.ru/utverzhdeny-osobennosti-opredeleniya-nmtsk-priemki-i-oplaty-rabot-po-stroitelnym-kontraktam-ispolnyaemym-na-territorii-novyh-subektov-rf-zakon-44-fz/

4.Установлены правила аттестации на право проведения строительного контроля в новых субъектах РФ

Документ: Постановление Правительства РФ от 18.04.2023 № 616

https://gkgz.ru/ustanovleny-pravila-attestatsii-na-pravo-provedeniya-stroitelnogo-kontrolya-v-novyh-subektah-rf/

5.Госзакупки: оптимизационные поправки приняты в третьем чтении

⁠Среди прочего предложили упростить обоснование НМЦК. Ценовой порог для ряда электронных процедур хотят увеличить. Могут разрешить заключать контракт со вторым участником, если заказчик отказался от контракта, но победителя не включили в РНП из-за форс-мажора. Новшества прошли Госдуму.

Документы: Проект Федерального закона N 314175-8

Стенограмма 539-го заседания Совета Федерации от 15.02.2023

https://gkgz.ru/goszakupki-optimizatsionnye-popravki-prinyaty-v-tretem-chtenii/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.ФАС России предлагает не регистрировать ориентировочные цены на продукцию гособоронзаказа до заключения госконтракта

Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/04-23/00137610

https://gkgz.ru/fas-rossii-predlagaet-ne-registrirovat-orientirovochnye-tseny-na-produktsiyu-gosoboronzakaza-do-zaklyucheniya-goskontrakta/

2.Минфин: Неразмещение отчета по 223-ФЗ о годовом объеме закупок у субъектов МСП в установленный законом срок означает переход заказчика на закупки по правилам Закона 44-ФЗ

Документ: Письмо Минфина России от 18.04.2023 № 24-07-08/34662

https://gkgz.ru/minfin-nerazmeshhenie-otcheta-o-godovom-obeme-zakupok-u-subektov-msp-v-ustanovlennyj-zakonom-srok-oznachaet-perehod-korporativnogo-zakazchika-na-zakupki-po-pravilam-zakona-44-fz/

3.Госкомпании могут начать штрафовать за применение иностранных мессенджеров

Документ: Законопроект № 337250-8

https://gkgz.ru/goskompanii-mogut-nachat-shtrafovat-za-primenenie-inostrannyh-messendzherov/

4.Должен ли использовать КТРУ при проведении закупок по Закону N 44-ФЗ заказчик, не выполнивший норму закупок у субъектов МСП?

Документ: Письмо Минфина России от 7 апреля 2023 г. N 24-01-09/31369

https://gkgz.ru/dolzhen-li-ispolzovat-ktru-pri-provedenii-zakupok-po-zakonu-n-44-fz-zakazchik-ne-vypolnivshij-normu-zakupok-u-subektov-msp/

5.Кабмин одобрил проект Соглашения с Республикой Беларусь о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2023 № 992-р

https://gkgz.ru/kabmin-odobril-proekt-soglasheniya-s-respublikoj-belarus-o-vzaimnom-priznanii-bankovskih-garantij-pri-osushhestvlenii-zakupok-po-zakonu-44-fz/

6.Внесены изменения в приказ Федерального казначейства от 18 июля 2022 г. № 17н

⁠Уточняется порядок формирования сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий гостайну.

Документ: Приказ Федерального казначейства от 17.01.2023 № 2н

https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-prikaz-federalnogo-kaznachejstva-ot-18-iyulya-2022-g-17n/

7.Уточнен порядок осуществления Рособрнадзором ведомственного контроля за соблюдением Закона № 223-ФЗ

Документ: Приказ Рособрнадзора от 03.03.2023 № 328

https://gkgz.ru/utochnen-poryadok-osushhestvleniya-rosobrnadzorom-vedomstvennogo-kontrolya-za-soblyudeniem-zakona-223-fz/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Ошибки применения нацрежима в госзакупках: интересные примеры из практики за 2021 – 2023 годы

⁠Заказчики не устанавливали нацрежим или использовали его незаконно. В техзадании указывали параметры вне разрешения о закупке иностранного товара. Без оснований применяли условия допуска импортной продукции и снижали цену контракта. Об этих и других ситуациях читайте в обзоре.

https://gkgz.ru/oshibki-primeneniya-natsrezhima-v-goszakupkah-interesnye-primery-iz-praktiki-za-2021-2023-gody/

2.Попугать попугая неразлучника: обзор резонансного дела в Мурманской области

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 22.03.2023 г № Ф07-160/2023 по делу № А42-1638/2022

https://gkgz.ru/popugat-popugaya-nerazluchnika-obzor-rezonansnogo-dela-v-murmanskoj-oblasti/

⁠3.Непредоставление заказчиком корректного градостроительного плана земельного участка препятствует подрядчику вовремя начать проектные работы по госконтракту.

Документ: Определение ВС РФ от 13.04.2023 № 305-ЭС23-3826 по делу №А40-28409/2022

https://gkgz.ru/nepredostavlenie-zakazchikom-korrektnogo-gradostroitelnogo-plana-zemelnogo-uchastka-prepyatstvuet-podryadchiku-vovremya-nachat-proektnye-raboty-zakon-44-fz/

⁠4.Дайджест решений по ст. 17 Закона о защите конкуренции

Специалисты представляют восемь дел, освещая недавние решения УФАС и судов, вынесенных по ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

Подробности

https://gkgz.ru/dajdzhest-reshenij-po-st-17-zakona-o-zashhite-konkurentsii/

5.Кассация: по вине заказчика госконтракт исполнили частично — поставщик законно получил полную оплату

Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 28.03.2023 по делу N А73-9264/2022

https://gkgz.ru/kassatsiya-po-vine-zakazchika-goskontrakt-ispolnili-chastichno-postavshhik-zakonno-poluchil-polnuyu-oplatu/

6.Чтобы оспорить закупочную документацию, заявитель должен доказать нарушение своих собственных прав или интересов (223-ФЗ)

Документ: Определение Верховного Суда РФ № 303-ЭС22-29539 от 17.04.2023 по Делу №А24-2367/2022

https://gkgz.ru/chtoby-osporit-zakupochnuyu-dokumentatsiyu-zayavitel-dolzhen-dokazat-narushenie-svoih-sobstvennyh-prav-ili-interesov-223-fz/

7.Отклонение заявки в госзакупке с ограничениями: УФАС указало заказчику на неверный выбор основания

Документ: Решение Новосибирского УФАС России от 27.03.2023 N 054/06/48-462/2023

https://gkgz.ru/otklonenie-zayavki-v-goszakupke-s-ogranicheniyami-ufas-ukazalo-zakazchiku-na-nevernyj-vybor-osnovaniya/

8.Убытки в размере стоимости юридических услуг: Судебная практика взыскания убытков с заказчика за рассмотрение жалобы в УФАС

Документ: Постановление АС Северо-Запданого округа от 30.03.2023 № Ф07-799/2023 по делу  № А56-31222/2022

https://gkgz.ru/ubytki-v-razmere-stoimosti-yuridicheskih-uslug-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-ubytkov-s-zakazchika-za-rassmotrenie-zhaloby-v-ufas/

9.Цена контракта при победе в аукционе картеля должна определяться как доход

Документ: Постановление Конституционного суда № 19-П

https://gkgz.ru/tsena-kontrakta-pri-pobede-v-auktsione-kartelya-dolzhna-opredelyatsya-kak-dohod/

10.Суды поддержали госзаказчика, который вместо отказа от контракта расторг его по соглашению

Документ: Постановление АС Уральского округа от 10.04.2023 по делу N А50-11544/2022

https://gkgz.ru/sudy-podderzhali-goszakazchika-kotoryj-vmesto-otkaza-ot-kontrakta-rastorg-ego-po-soglasheniyu/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Как подтверждается соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным п. 2 поз. 9 приложения к ПП РФ № 2571?

Каким образом участник закупки должен подтвердить свое соответствие дополнительным требованиям, предусмотренным п. 2 поз. 9 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (наличие опыта выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в т. ч. линейного объекта)? Такой опыт подтверждается только контрактом/договором, заключенным по Закону № 44 / Закону № 223-ФЗ, или это также может быть договор с физлицом? Как их проверить?

Ответ

https://gkgz.ru/kak-podtverzhdaetsya-sootvetstvie-uchastnika-zakupki-dopolnitelnym-trebovaniyam-predusmotrennym-p-2-poz-9-prilozheniya-k-pp-rf-2571/

⁠2.Учреждение разместило закупку по Закону N 44-ФЗ на разработку проектно-сметной документации на снос (демонтаж) объектов недвижимости. В требованиях к участникам в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ было установлено, что участник закупки должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования на основании ч. 4 ст. 48, ст. 55.8 ГрК РФ, а также соответствовать требованиям ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ.

Вправе ли был заказчик установить данное требование? Или членство в СРО не нужно для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на снос (демонтаж) объектов недвижимости?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Установление заказчиком в извещении об осуществлении закупки работ по подготовке проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования неправомерно.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/o-trebovaniyah-v-zakupke-na-razrabotku-proektno-smetnoj-dokumentatsii-na-snos-demontazh-obektov-nedvizhimosti/

⁠3.Что подразумевает под собой п. 14 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений»? Относится ли к таким работам техобслуживание лифтов, техобслуживание и промывка канализационных систем? Как это определить?

Ответ

Подробнее

https://gkgz.ru/kakie-konkretno-raboty-i-uslugi-schitayutsya-rabotami-i-uslugami-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-zdanij-sooruzhenij-dlya-tselej-primeneniya-poz-14-prilozheniya-k-pp-rf-2571/

⁠4.Учреждение заключило контракт на оказание услуг в рамках Федерального закона N 44-ФЗ.

Правомерно ли в тексте контракта ссылаться на описание объекта закупки (приложение N 1 к Извещению об осуществлении закупки), а непосредственно в сам контракт (в том числе в приложения к контракту) не включать описание объекта закупки (техническое задание)?

К сожалению, эксперты не могут однозначно ответить на данный вопрос. Объясняют почему.

https://gkgz.ru/o-vklyuchenii-opisaniya-obekta-zakupki-v-proekt-kontrakta/

5.Нужно ли устанавливать дополнительные требования к участникам закупки услуг по комплексному обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации?

Необходимо ли устанавливать дополнительные требования к участникам закупки услуг по комплексному обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации в зданиях и сооружениях учреждения с НМЦК более 1 млн руб. в соответствии с поз. 14 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571? Какие виды работ и услуг по техобслуживанию зданий и сооружений входят в этот пункт?

Ответ

https://gkgz.ru/nuzhno-li-ustanavlivat-dopolnitelnye-trebovaniya-k-uchastnikam-zakupki-uslug-po-kompleksnomu-obsluzhivaniyu-sistem-ohranno-pozharnoj-signalizatsii/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 10.04.2023 по 16.04.2023
По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...