В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Госдума приняла “Закон Матвиенко” об ускорении госзакупок
Документ: Законопроект № 314175-8
https://gkgz.ru/gosduma-segodnya-prinyala-zakon-matvienko-ob-uskorenii-goszakupok/
2.Образовательным и научным организациям новых субъектов РФ помогут наладить работу
Документ: Постановление Правительства РФ от 14.04.2023 № 599
https://gkgz.ru/obrazovatelnym-i-nauchnym-organizatsiyam-novyh-subektov-rf-pomogut-naladit-rabotu/
3.Утверждены особенности определения НМЦК, приемки и оплаты работ по строительным контрактам, исполняемым на территории новых субъектов РФ (Закон № 44-ФЗ)
Документ: Постановление Правительства РФ от 19.04.2023 № 620
4.Установлены правила аттестации на право проведения строительного контроля в новых субъектах РФ
Документ: Постановление Правительства РФ от 18.04.2023 № 616
5.Госзакупки: оптимизационные поправки приняты в третьем чтении
Среди прочего предложили упростить обоснование НМЦК. Ценовой порог для ряда электронных процедур хотят увеличить. Могут разрешить заключать контракт со вторым участником, если заказчик отказался от контракта, но победителя не включили в РНП из-за форс-мажора. Новшества прошли Госдуму.
Документы: Проект Федерального закона N 314175-8
Стенограмма 539-го заседания Совета Федерации от 15.02.2023
https://gkgz.ru/goszakupki-optimizatsionnye-popravki-prinyaty-v-tretem-chtenii/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.ФАС России предлагает не регистрировать ориентировочные цены на продукцию гособоронзаказа до заключения госконтракта
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/04-23/00137610
2.Минфин: Неразмещение отчета по 223-ФЗ о годовом объеме закупок у субъектов МСП в установленный законом срок означает переход заказчика на закупки по правилам Закона 44-ФЗ
Документ: Письмо Минфина России от 18.04.2023 № 24-07-08/34662
3.Госкомпании могут начать штрафовать за применение иностранных мессенджеров
Документ: Законопроект № 337250-8
https://gkgz.ru/goskompanii-mogut-nachat-shtrafovat-za-primenenie-inostrannyh-messendzherov/
4.Должен ли использовать КТРУ при проведении закупок по Закону N 44-ФЗ заказчик, не выполнивший норму закупок у субъектов МСП?
Документ: Письмо Минфина России от 7 апреля 2023 г. N 24-01-09/31369
5.Кабмин одобрил проект Соглашения с Республикой Беларусь о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2023 № 992-р
6.Внесены изменения в приказ Федерального казначейства от 18 июля 2022 г. № 17н
Уточняется порядок формирования сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, содержащий гостайну.
Документ: Приказ Федерального казначейства от 17.01.2023 № 2н
https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-prikaz-federalnogo-kaznachejstva-ot-18-iyulya-2022-g-17n/
7.Уточнен порядок осуществления Рособрнадзором ведомственного контроля за соблюдением Закона № 223-ФЗ
Документ: Приказ Рособрнадзора от 03.03.2023 № 328
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Ошибки применения нацрежима в госзакупках: интересные примеры из практики за 2021 – 2023 годы
Заказчики не устанавливали нацрежим или использовали его незаконно. В техзадании указывали параметры вне разрешения о закупке иностранного товара. Без оснований применяли условия допуска импортной продукции и снижали цену контракта. Об этих и других ситуациях читайте в обзоре.
2.Попугать попугая неразлучника: обзор резонансного дела в Мурманской области
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 22.03.2023 г № Ф07-160/2023 по делу № А42-1638/2022
https://gkgz.ru/popugat-popugaya-nerazluchnika-obzor-rezonansnogo-dela-v-murmanskoj-oblasti/
3.Непредоставление заказчиком корректного градостроительного плана земельного участка препятствует подрядчику вовремя начать проектные работы по госконтракту.
Документ: Определение ВС РФ от 13.04.2023 № 305-ЭС23-3826 по делу №А40-28409/2022
4.Дайджест решений по ст. 17 Закона о защите конкуренции
Специалисты представляют восемь дел, освещая недавние решения УФАС и судов, вынесенных по ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
Подробности
https://gkgz.ru/dajdzhest-reshenij-po-st-17-zakona-o-zashhite-konkurentsii/
5.Кассация: по вине заказчика госконтракт исполнили частично — поставщик законно получил полную оплату
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 28.03.2023 по делу N А73-9264/2022
6.Чтобы оспорить закупочную документацию, заявитель должен доказать нарушение своих собственных прав или интересов (223-ФЗ)
Документ: Определение Верховного Суда РФ № 303-ЭС22-29539 от 17.04.2023 по Делу №А24-2367/2022
7.Отклонение заявки в госзакупке с ограничениями: УФАС указало заказчику на неверный выбор основания
Документ: Решение Новосибирского УФАС России от 27.03.2023 N 054/06/48-462/2023
8.Убытки в размере стоимости юридических услуг: Судебная практика взыскания убытков с заказчика за рассмотрение жалобы в УФАС
Документ: Постановление АС Северо-Запданого округа от 30.03.2023 № Ф07-799/2023 по делу № А56-31222/2022
9.Цена контракта при победе в аукционе картеля должна определяться как доход
Документ: Постановление Конституционного суда № 19-П
https://gkgz.ru/tsena-kontrakta-pri-pobede-v-auktsione-kartelya-dolzhna-opredelyatsya-kak-dohod/
10.Суды поддержали госзаказчика, который вместо отказа от контракта расторг его по соглашению
Документ: Постановление АС Уральского округа от 10.04.2023 по делу N А50-11544/2022
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Как подтверждается соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным п. 2 поз. 9 приложения к ПП РФ № 2571?
Каким образом участник закупки должен подтвердить свое соответствие дополнительным требованиям, предусмотренным п. 2 поз. 9 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (наличие опыта выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в т. ч. линейного объекта)? Такой опыт подтверждается только контрактом/договором, заключенным по Закону № 44 / Закону № 223-ФЗ, или это также может быть договор с физлицом? Как их проверить?
Ответ
2.Учреждение разместило закупку по Закону N 44-ФЗ на разработку проектно-сметной документации на снос (демонтаж) объектов недвижимости. В требованиях к участникам в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ было установлено, что участник закупки должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования на основании ч. 4 ст. 48, ст. 55.8 ГрК РФ, а также соответствовать требованиям ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ.
Вправе ли был заказчик установить данное требование? Или членство в СРО не нужно для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на снос (демонтаж) объектов недвижимости?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Установление заказчиком в извещении об осуществлении закупки работ по подготовке проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования неправомерно.
Обоснование вывода:
3.Что подразумевает под собой п. 14 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «работы, услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений»? Относится ли к таким работам техобслуживание лифтов, техобслуживание и промывка канализационных систем? Как это определить?
Ответ
Подробнее
4.Учреждение заключило контракт на оказание услуг в рамках Федерального закона N 44-ФЗ.
Правомерно ли в тексте контракта ссылаться на описание объекта закупки (приложение N 1 к Извещению об осуществлении закупки), а непосредственно в сам контракт (в том числе в приложения к контракту) не включать описание объекта закупки (техническое задание)?
К сожалению, эксперты не могут однозначно ответить на данный вопрос. Объясняют почему.
https://gkgz.ru/o-vklyuchenii-opisaniya-obekta-zakupki-v-proekt-kontrakta/
5.Нужно ли устанавливать дополнительные требования к участникам закупки услуг по комплексному обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации?
Необходимо ли устанавливать дополнительные требования к участникам закупки услуг по комплексному обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации в зданиях и сооружениях учреждения с НМЦК более 1 млн руб. в соответствии с поз. 14 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571? Какие виды работ и услуг по техобслуживанию зданий и сооружений входят в этот пункт?
Ответ
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 10.04.2023 по 16.04.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию