Свежий обзор закупочного законодательства с 04.09.2023 по 10.09.2023

Свежий обзор закупочного законодательства с 04.09.2023 по 10.09.2023

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Правительство установило порядок ведения требований в области строительства

Утверждены правила формирования и ведения реестра требований, подлежащих применению при проведении экспертизы и выполнении работ в области строительства.

Постановление вступило в силу с 1 сентября 2023 года.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31.08.2023 № 1417

https://gkgz.ru/pravitelstvo-ustanovilo-poryadok-vedeniya-trebovanij-v-oblasti-stroitelstva/

2.Изменен порядок функционирования системы казначейских платежей

Скорректированы Правила организации и функционирования системы казначейских платежей. Внесены изменения в Правила организации и функционирования системы казначейских платежей, утв. приказом Федерального казначейства от 13.05.2020 №20н.

Документ: Приказ Федерального казначейства от 05.06.2023 № 11н

https://gkgz.ru/izmenen-poryadok-funktsionirovaniya-sistemy-kaznachejskih-platezhej/

3.Внесены изменения в условия допуска отдельных видов промышленных товаров и медицинских изделий иностранного производства к закупкам

Документ: Постановление Правительства РФ от 02.09.2023 № 1443

https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-usloviya-dopuska-otdelnyh-vidov-promyshlennyh-tovarov-i-meditsinskih-izdelij-inostrannogo-proizvodstva-k-zakupkam/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Какие важные изменения в закупках произошли за лето

В период отпусков непросто следить за изменениями в закупках. Не пропустить их поможет наш обзор. Напомним о наиболее значимых новшествах.

https://gkgz.ru/kakie-vazhnye-izmeneniya-v-zakupkah-proizoshli-za-leto/

2.Развитием и вопросами эксплуатации ГИС “Электронный бюджет” и АИС “Финансы” займется “Гознак”

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2023 № 2373-р

https://gkgz.ru/razvitiem-i-voprosami-ekspluatatsii-gis-elektronnyj-byudzhet-i-ais-finansy-zajmetsya-goznak/

3.Предложены поправки в постановление Правительства РФ от 17.07.2015 г № 719

Планируют ввести балльную систему оценки для мебельной и лесопромышленной продукции в целях отнесения ее к товарам отечественного производства.

Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 02/07/08-23/00141197

https://gkgz.ru/predlozheny-popravki-v-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-17-07-2015-g-719/

4.Экологические требования к объекту закупки: разъяснения Минфина России

Документ: Письмо Минфина России от 26.04.2023 N 24-06-06/38438

https://gkgz.ru/ekologicheskie-trebovaniya-k-obektu-zakupki-razyasneniya-minfina-rossii/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.УФАС увидело ограничение конкуренции в слишком подробном описании объекта госзакупки

Участник пожаловался на избыточное описание объекта закупки: список параметров товара изложили на 111 страницах.

Документ: Решение Ленинградского УФАС России от 04.08.2023 по делу N 047/06/42-2192/2023

https://gkgz.ru/ufas-uvidelo-ogranichenie-konkurentsii-v-slishkom-podrobnom-opisanii-obekta-goszakupki/

2.Допросы у нотариуса, как способ определить достоверность заявки по 223-ФЗ

Документ: Решение АС г. Москвы от 30.08.2023 по делу № А40-42554/23-121-253

https://gkgz.ru/doprosy-u-notariusa-kak-sposob-opredelit-dostovernost-zayavki-po-223-fz/

3.Суд: При рассмотрении вопроса о включении компании в РНП следует учитывать социально ориентированный характер ее деятельности и цену контракта

Необходимо оценивать, является ли включение участника закупки в РНП справедливой мерой ответственности. Такие выводы сформулировал Верховный Суд РФ.

Документ: Определение Верховного Суда РФ  от 30.08.2023 г № 305-ЭС23-10096 по делу № А40-47485/2022

https://gkgz.ru/sud-pri-rassmotrenii-voprosa-o-vklyuchenii-kompanii-v-rnp-sleduet-uchityvat-sotsialno-orientirovannyj-harakter-ee-deyatelnosti-i-tsenu-kontrakta/

4.Обзор судебной практики рассмотрения споров, возникающих при осуществлении закупок образовательными учреждениями

Подробнее смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/obzor-sudebnoj-praktiki-rassmotreniya-sporov-voznikayushhih-pri-osushhestvlenii-zakupok-obrazovatelnymi-uchrezhdeniyami-na-01-08-2023-g/

5.Суды не признали госконтракт ничтожным, хотя уровень СРО не позволял подрядчику заключить сделку

Документ: Постановление АС Уральского округа от 28.08.2023 по делу N А47-12503/2022

https://gkgz.ru/sudy-ne-priznali-goskontrakt-nichtozhnym-hotya-uroven-sro-ne-pozvolyal-podryadchiku-zaklyuchit-sdelku/

6.Акт контролеров о необоснованном расходовании средств по госконтракту должен оцениваться судами наравне с другими доказательствами в споре между заказчиком и подрядчиком

Суды обязаны учитывать акт контрольного органа, где зафиксирована чрезмерная оплата по контракту, даже если исполнение по нему принято без замечаний. Об этом напомнил суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с подрядчика части уплаченных по контракту средств и штрафных санкций.

Документ: Постановление АС Московского округа от 04.09.2023 г № Ф05-20537/2023 по делу № А40-232163/2022

https://gkgz.ru/akt-kontrolerov-o-neobosnovannom-rashodovanii-sredstv-po-goskontraktu-dolzhen-otsenivatsya-sudami-naravne-s-drugimi-dokazatelstvami-v-spore-mezhdu-zakazchikom-i-podryadchikom/

7.Срок годности товара отличался от условий госконтракта — суды не нашли причин расторгнуть сделку

Документ: Определение ВС РФ от 28.08.2023 N 308-ЭС23-15145 по делу № А53-17391/2022

https://gkgz.ru/srok-godnosti-tovara-otlichalsya-ot-uslovij-goskontrakta-sudy-ne-nashli-prichin-rastorgnut-sdelku/

8.Важно корректно указывать основания при применении национально режима по Закону 44-ФЗ

Из-за неверно выбранного основания отклонения заявки заказчик несет административную ответственность, а участник может понести убытки. На это обратил внимание суд.

Документ: Постановление АС Уральского округа от 04.09.2023 г № Ф09-5144/2023 по делу № А60-71591/2022

https://gkgz.ru/vazhno-korrektno-ukazyvat-osnovaniya-pri-primenenii-natsionalno-rezhima-po-zakonu-44-fz/

9.Госзаказчик не принял гарантию победителя — суды обязали банк вернуть комиссию

Документ: Постановление АС Московского округа от 28.08.2023 по делу N А40-266990/2022

https://gkgz.ru/goszakazchik-ne-prinyal-garantiyu-pobeditelya-sudy-obyazali-bank-vernut-komissiyu/

10.Антимонопольный орган при рассмотрении жалоб по закупкам в рамках 223-ФЗ ограничен в полномочиях

Жалобы на действия заказчика могут рассматриваться только на предмет нарушений, указанных в ч.10 ст.3 Закона №223-ФЗ. Суды напомнили, что объем полномочий антимонопольного органа по оперативному вмешательству в закупки по Закону №223-ФЗ отличается от возможностей, предоставленных ему в рамках рассмотрения жалоб по Закону №44-ФЗ.

Документ: Определение Верховного Суда РФ от 06.09.2023 г № 301-ЭС23-15925 по делу № А43-14768/2022

https://gkgz.ru/antimomnopolnyj-organ-pri-rassmotrenii-zhalob-po-zakupkam-v-ramkah-223-fz-ogranichen-v-polnomochiyah/

11.Ошибка заказчика при допуске участника к аукциону не может исключать внесение в РНП при неисполнении контракта

Факт нарушения комиссией заказчика норм Закона № 44-ФЗ, регламентирующих порядок принятия решения о допуске заявки к участию в торгах, не может быть основанием для невключения сведений о поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), следует из постановления АС Дальневосточного округа.

Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 28.06.2023 по делу № А51-17780/2021

https://gkgz.ru/oshibka-zakazchika-pri-dopuske-uchastnika-k-auktsionu-ne-mozhet-isklyuchat-vnesenie-v-rnp-pri-neispolnenii-kontrakta/

12.Результаты закупки отменены по предписанию антимонопольного органа, которое впоследствии признано недействительным. Кто возместит убытки победителю?

С кого победителю взыскать расходы на оформление банковской гарантии, если заказчик отменил закупку по незаконному предписанию контроллеров? (Закон №44-ФЗ). В вопросе разбирались суды.

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 06.09.2023 г № Ф07-10892/2023 по делу № А56-43918/2021

https://gkgz.ru/rezultaty-zakupki-otmeneny-po-predpisaniyu-antimonopolnogo-organa-kotoroe-vposledstvii-priznano-nedejstvitelnym-kto-vozmestit-ubytki-pobeditelyu/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Заключен договор на благоустройство. Разделен на этапы исполнения.

Срок выполнения работ по отдельному этапу с 01.03.2023 по 01.08.2023. Подрядчик предоставил нарочно акты от 27.07.2023 и по условиям договора размещает в ЕИС акты приемки в течение 5 рабочих дней (срок размещения не нарушен, разместил 02.08.2023), далее заказчик производит приемку работ в течение 10 рабочих дней, крайний срок приемки 16.08.2023. По результатам приемки 16.08.2023 работы не приняты в связи с выявленными нарушениями. Заказчик выставил подрядчику мотивированный отказ от подписания актов приемки. Подрядчик сказал, что исправит нарушения и акт приемки будет выставлен в течение нескольких дней.

С какого момента заказчик должен начислять пени: с момента окончания срока выполнения работ по договору (01.08.2023) или с момента отказа в приемке выполненных работ и выставления мотивированного отказа?

В договоре указано, что в случае выполнения работы ненадлежащего качества подрядчик обязан безвозмездно устранить недостатки в течение 3 дней с даты заявления о них заказчиком. Когда нужно направить требование об уплате пени? Когда и по какой ставке взыскивать пени?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Если работы фактически не выполнены, период, потребовавшийся заказчику для оформления документа об отказе в приемке, не прерывает периода просрочки, за который заказчик вправе требовать уплаты пени. При таких обстоятельствах, если последним днем выполнения работ является 1 августа, пени подлежат начислению с 02.08.2023.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/vopros-o-nachislenii-peni/

2.Можно ли автономному учреждению, осуществляющему закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в договоры на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, по обращению с твердыми коммунальными отходами, энергоснабжения, услуг связи и др. включать условие о пролонгации или следует заключать новые договоры каждый год? В случае пролонгации, какой документ будет являться основанием для принятия обязательств в пролонгированном году?

По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:

Заказчик вправе включить в договор, заключаемый на основании Закона N 223-ФЗ, условие о пролонгации его действия при заключении либо впоследствии, в порядке подписания дополнительного соглашения о продлении действия договора на новый срок с новым объемом исполнения. Такое условие договора, реализованное на практике, фактически будет свидетельствовать о новой закупке заказчика. Требований к оформлению документа, фиксирующего осуществление новой закупки путем пролонгации договора, не установлено.

Обоснование позиции:👇🏻

https://gkgz.ru/o-prolongatsii-dogovora-na-okazanie-uslug-vodosnabzheniya-vodootvedeniya-kanalizatsii-teplosnabzheniya-po-obrashheniyu-s-tko-223-fz/

3.Можно ли осуществить закупку товаров с различными кодами ОКПД 2 в рамках одного электронного аукциона по 44-ФЗ?

В настоящее время предмет контракта формируется по первым четырем одинаковым цифрам кода ОКПД 2, например 21.20. А если товары функционально и технологически связаны, например «кран шаровый, код 28.14.13.130» и «сифон для поддонов, код 22.21.29.120»? Можно ли в данном случае осуществить закупку товаров с различными кодами ОКПД 2 в рамках одного электронного аукциона?

Ответ:

Да, так как указанные товары являются технологически и функционально взаимосвязанными, то у вас существует возможность сформировать закупку на приобретение данных товаров в рамках электронного аукциона.

Обоснование:

https://gkgz.ru/mozhno-li-osushhestvit-zakupku-tovarov-s-razlichnymi-kodami-okpd-2-v-ramkah-odnogo-elektronnogo-auktsiona-po-44-fz/

4.Может ли заказчик по Закону N 44-ФЗ заключить трехсторонний договор?

Может ли бюджетное учреждение заключить трехсторонний договор подряда на выполнение ремонтных работ, в котором, помимо заказчика и исполнителя, третьей стороной является благотворительный фонд, который произведет оплату работ? Какие нюансы могут возникнуть при заключении данного договора в контексте требований Закона N 44-ФЗ?

По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:

Заключение трехсторонних контрактов Законом N 44-ФЗ не допускается. Если указанный в вопросе договор будет заключен в соответствии с требованиями этого закона, то обязанность оплатить исполненное по нему возникает именно у заказчика – бюджетного учреждения. Однако эта обязанность может быть исполнена за заказчика третьим лицом, в том числе упомянутым в вопросе благотворителем. В случае заключения указанного договора без проведения электронных процедур, одной из его сторон принципиально может быть и благотворительный фонд. Если таким договором будет прямо предусмотрено, что обязанность по оплате работ возникает не у заказчика, а именно у благотворительного фонда, при заключении такого договора, на наш взгляд, не требуется соблюдать требования Закона N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:

https://gkgz.ru/mozhet-li-zakazchik-po-zakonu-n-44-fz-zaklyuchit-trehstoronnij-dogovor/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 28.08.2023 по 03.09.2023

По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...