Сенаторы просят не спешить и доработать инициативу кабмина о приоритете отечественных товаров при госзакупках

Сенаторы просят не спешить и доработать инициативу кабмина о приоритете отечественных товаров при госзакупках

Инициатива Минпромторга, поддержанная вице-премьером Юрием Борисовым по введению 50-процентной квоты участия отечественных товаров в госзакупках нуждается в доработке. Такой вывод следует из письма председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова вице-премьеру Юрию Борисову.

Как пишет Парламентская газета, сенаторы считают, что прежде чем принимать такую меру поддержки отечественных производителей, следует установить ответственность руководителей регионов за достижение соответствующего показателя. Кроме того, необходимо синхронизировать потребность в закупке российских товаров с нацпроектами и проанализировать, и сопоставить качество продукции, произведённой на территории России, с зарубежными аналогами.

Ранее в ходе “круглого стола” в Совфеде глава Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Алексей Ученов рассказал, что в рамках нацпроектов объем госзакупок товаров должен составить 6,2 триллиона рублей до 2024 года, из них российской продукции предполагается закупить на 3,2 триллиона рублей. Министерство рассчитывает установить 50-процентную квоту отечественных товаров при госзакупках и готово 11 февраля внести в правительство два законопроекта на эту тему.

По мнению Андрея Кутепова, торопиться с этим не стоит. Сенатор отмечает, что в рамках рассмотрения данного вопроса комитетом были выявлены проблемы, требующие решения.

Так, сенаторы отмечают отсутствие “до 1 января 2020 года анализа информации о количестве производимой отечественной продукции, о сопоставимости ее качества с зарубежными аналогами и о возможностях отечественных производителей, включая производственные мощности, выпуска продукций в необходимом объеме под реализацию национальных проектов”.

В комитете полагают, что потребность в закупке товаров отечественного производства не синхронизирована с национальными проектами. По мнению сенаторов, существующий перечень продукции, произведенной на территории Российской Федерации, утверждённый кабмином, не решает указанную проблему.

“Этот вопрос актуален и для предприятий оборонно-промышленного комплекса в целях обеспечения доли производства гражданской продукции”, – отмечается в письме.

Кроме того, запреты и ограничения на допуск к закупкам иностранных товаров легко обходятся заказчиками путем “заточки” документации под зарубежного производителя, поскольку в стране отсутствует сравнительный анализ качества российского и иностранного товара. Также отсутствует ответственность руководителя субъекта Российской Федерации за достижение указанного показателя, подчеркивают в Совфеде.

При этом установление обязательной доли закупки продукции отечественного производителя носит дискуссионный характер.

“Существуют заказчики, которые не реализуют национальные проекты и не закупают товары, входящие в перечень продукции, произведенной на территории Российской Федерации (детские сады, школы и т.д.), указанной в постановлении правительства либо вообще закупают исключительно только услуги жилищно-коммунального хозяйства и канцтовары, в виду отсутствия соответствующих бюджетов. Установление для этой категории заказчиков нормы, обязывающей закупать 50% отечественной продукции, станет для них невыполнимой задачей. В таких случаях требуется дифференцированный подход”, – говорится в письме.

Сенаторы отмечают, что установленные приказом Минфина нормы об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства, для закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд о предоставлении преференций в размере 15% в отношении цены контракта “трудно реализуемы, поскольку заказчику сложно ориентироваться в номенклатуре, установленной настоящим приказом”.

Этот перечень не является исчерпывающим и постоянно пополняется новыми товарами.

“Столь необходимое систематическое, но неоперативное изменение перечня будет тормозить закупки продукции и, как следствие, может привести к срыву национальных проектов. Кроме того, нет четкого понимания принципа включения того или иного товара в перечень. Одновременно с этим, существует запрос на установление дифференцированной ставки преференций в зависимости от рынка”, – говорится в документе.

Кроме того, вызывает дискуссии вопрос о том, что такое продукция российского производства и какое количество иностранного компонента допустимо в этой продукции, эта тема требует дополнительного обсуждения, отмечается в письме.

Для решения указанных проблем в Совфеде предлагают “установить в качестве показателя оценки деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и глав муниципальных образований показатель достижения минимальной доли закупок российских товаров при проведении государственных закупок”.

Также предлагается провести мониторинг применения национального режима для дальнейшего совершенствования системы импортозамещения, проанализировать информацию о готовности перехода на импортозамещение и выпуск гражданской продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Кроме того, в письме рекомендуется рассмотреть возможность распространения преференции на всю продукцию отечественного производства; рассмотреть вопрос о дифференциации преференций в зависимости от товарного рынка; дополнительно обсудить необходимость установления обязательной квоты закупки товаров отечественного производства; проработать финансовые механизмы привлечения отечественных производителей в государственные закупки.

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...