При договоренностях по понятиям госконтракты лишнее…

При договоренностях по понятиям госконтракты лишнее…

Приказом от 5 февраля 2019 года №37 Министерство транспорта России утвердили типовые условия на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных сооружений и информационную карту типовых условий контракта.

Безусловно,  заключение контракта является конечной целью процедуры закупок   и  насколько качественным  и законным будет  типовой контракт Министерства транспорта,  будут успешны и качественны выполняемые дорожные работы в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который нацелен на развитие сети автодорог и снижение количества дорожно–транспортных происшествий,  погибших и пострадавших.  Это при наших просторах и расстояниях касается каждого гражданина России, вся экономика государства сегодня «на колесе».

Напомним, на данный нацпроект предполагается потратить 4,8 трлн. бюджетных рублей, это народные деньги и их эффективное расходование важно для достижения целей проекта.

Указанный Приказ Минстроя, признан Министерством юстиции Российской Федерации законным и был зарегистрирован 5 июня 2019 года №54850 в качестве документа, имеющего силу юридического нормативно-правового акта с 17 июня 2019 года.

Из этого следует, что при наличии типового контракта государственные и муниципальные заказчики обязаны его применять при проведении закупок по процедурам федеральной контрактной системы.  Единые требования к контрактам должны облегчить для подрядчиков принятие решения участия в закупках.

Между тем, при экспертизе типового контракта Минстроя выявлены нарушения действующего законодательства, которые не увидели юристы Минюста РФ, ограничивают конкуренцию при закупках и имеют признаки коррупции.

Итак, смотрим п.1.2 контракта, в варианте 2 прямо написано, что подрядчик берет на себя обязательства в зависимости от вида закупаемых работ обеспечить выполнение работ на объекте в соответствии со сметными расчетами стоимости работ по ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

Позвольте, но ст. 709 ГК РФ прямо определяет, что смета, это цена работы.  Описание объекта закупки предусмотрено ст.33 федерального закона №44-ФЗ о контрактной системе закупок, в частности в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

В подряде это могут быть проектная документация, отдельные чертежи, дефектные ведомости и ведомости объемов работ, требования к качеству работ.

Но в сметах указываются виды работ, их объем и формируется цена работ.

Применение смет дает простор для заказчиков трактовать по своему усмотрению требования к объекту в зависимости от лояльности подрядчика.  Безусловно, применение смет имеет признаки коррупции на уровне бизнеса малого и среднего предпринимательства, в виду невысоких цен контрактов. Как известно, малый бизнес не защищен и с него легко получать взятки.

Почему нарушения законодательства не были замечены в Министерстве юстиции России, оставим им этот вопрос и не будем на это тратить наше время.

Обратимся дальше к типовому контракту, вкратце укажем еще некоторые аспекты, которые два министерства забыли в типовом контракте:

  1. Банковское сопровождение, его применение: право заказчика, министерства не имели полномочий ущемлять права на применение данной меры в конкретных контрактах. Банковское сопровождение дает дополнительный контроль за исполнением контрактов;
  2. Привлечение экспертов при приемке работ не допускается. Оба министерства не хотят видеть третьих лиц, профессионалов в своих делах при реализации государственных контрактов;
  3. Не решен вопрос перехода собственности на объекты, на предоставление участков в производство работ и требования безопасности, охраны имущества.

Это некоторые основные положения контракта, которые очень существенны и их применение в частности смет или не применение перечисленных, ведет к коррупции, нарушению качества работ, подписания актов невыполненных работ.

Узаконенная министерствами коррупция в типовом контракте будет препятствием к реализации национально проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Безусловно, Министерству транспорта РФ и Министерству юстиции РФ нужно отменить данный Приказ и разработать новый, с качественной антикоррупционной экспертизой, общественным обсуждением в советах, общественных организациях, среди граждан публично в сети интернет, отраслевом сообществе.

Новый типовой контракт должен приводить к обеспечению потребительских свойств автодорог, бюджетной эффективности, безопасности дорожного движения, не быть коррупционным и нацелен на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Алексей Савоськин

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...