Ответственность за невыполнение квот по госзакупкам российской продукции может быть введена с 1 января 2023 г

Ответственность за невыполнение квот по госзакупкам российской продукции может быть введена с 1 января 2023 г

Минпромторг РФ предлагает ввести для госзаказчиков ответственность за невыполнение квот по закупкам товаров российского производства (производства стран ЕАЭС – прим) с 1 января 2023 года. Это следует из подготовленного министерством законопроекта, предусматривающего внесение соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.

В пояснительной записке к этому законопроекту отмечается, что имеющаяся нормативная правовая база (закон “О контрактной системе”, 44-ФЗ и постановление правительства РФ №2014, определяющее размер квот по госзакупкам российской продукции – прим) не позволяет произвести объективную оценку факта необоснованного невыполнения минимальной доли со стороны заказчика.

“В то же время факты применения мер административной ответственности к заказчикам за нарушения национального режима в госзакупках имеются, – говорится в записке. – При этом применяются общие статьи КоАП РФ в зависимости от этапа закупочного процесса, в связи с чем Минпромторгом России предлагается ввести дополнительные части (в соответствующие статьи КоАП – прим) о нарушении национального режима”.

В частности, министерство предлагает дополнить Статью 7.30. КоАП (“Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”) нормами о наложении административного штрафа на должностных лиц и на юридических лиц за нарушение национального режима в госзакупках (не только за не выполнение квот, а за нарушения нацрежима в целом – прим).

Здесь, в зависимости от действий (бездействий) заказчиков, повлекших за собой нарушение нацрежима в госзакупках, предлагается ввести штрафы для должностных лиц заказчиков в размере: 20 тыс. рублей; в размере 1% от цены контракта, но не менее 10 тыс. руб. и не более 35 тыс. руб.; 55 тыс. руб.; в размере 1% от цены контракта, но не менее 15 тыс. руб. и не более 55 тыс. руб.; 5 тыс. руб.; в размере 5% от цены контракта, но не более 35 тыс. руб. 55 тыс. руб.

Для юридических лиц предусмотрены штрафы в размере 55 тыс. руб. и 510 тыс. руб.

Подобные нормы также предлагается добавить в Статью 7.32. КоАП – “Нарушение порядка заключения, изменения контракта”. В данном случае для должностных лиц заказчиков предусмотрены штрафы в размере 1% от цены контракта, но не менее 10 тыс. руб. и не более 35 тыс. руб., трехкратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов или цен товаров, работ, услуг, количество и объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения, 25 тыс. руб., 5-15% стоимости неисполненных обязательств, но не менее 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до двух лет, от 25 до 55 тыс. руб.

На юридических лиц соответствующими новыми положениями этой статьи будут налагаться штрафы в размере 1% цены контракта, но не менее 55 тыс. руб. и не более 310 тыс. руб., в размере трехкратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения, 210 тыс. руб. , от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, но не менее 320 тыс. руб.

В пояснительной записке к этому законопроекту Минпромторг приводит ряд основных нарушений нацрежима в рамках госзакупок. Так, к наиболее часто встречающимся нарушениям министерство отнесло неустановление нацрежима в случаях, предусмотренных соответствующими актами правительства, ненадлежащее установление нацрежима (требования к содержанию документов, их составу и другие), требование об указании страны происхождения установлено не в соответствии с действующей редакцией 44-ФЗ действующей на момент размещения извещения об осуществлении закупки, объединение в одной закупке “запрещенных” (подпадают под действие нацрежима – прим) импортных товаров и не запрещенных, неразмещение в ЕИС обоснования невозможности соблюдения запрета на закупку импортной продукции и т.п.

Для госкомпаний, для которых были введены квоты на закупку российской продукции (постановление правительства №2013), Минпромторг также предлагает ввести штраф. Но не за невыполнение квоты, а за неразмещение в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок информации о закупках товаров российского происхождения. Для должностных лиц госкомпаний предлагается установить штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Отсутствие штрафов для госкомпаний за невыполнение квот по закупке российской продукции Минпромторг объясняет тем, что “постановлением №2013 установлена минимальная доля закупок товаров российского происхождения, заказчики при формировании положения о закупке самостоятельно регулируют порядок ее достижения, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок”.

Минпромторг сообщал о планах по дополнению КоАП положениями о введении административной ответственности за несоблюдение госзаказчиками и госкомпаниями квот по закупкам российской промышленной продукции еще в начале прошлого года.

“Проект соответствующих поправок в КоАП уже подготовлен и направлен в правительство РФ”, – говорил заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков в марте. Впрочем, он добавлял, что по этим поправкам есть разногласия.

“Отсутствие в настоящее время формализованной ответственности за невыполнение квот не означает, что квоты можно не выполнять, – подчеркивал тогда замминистра. – Минпромторг направил в контрольно-надзорные органы (прокуратуру, Счетную плату и т.д.) обращение с просьбой учитывать при проверках госкомпаний выполнение ими требований по соблюдению ими национального режима закупок. В том числе, в части выполнения квот”.

Правительственные постановления об утверждении квот на закупку госзаказчиками и госкомпаниями товаров российского производства (соответственно, более 100 и более 250 видов товаров по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) или произведенного в странах ЕАЭС вступили в силу с января 2021 года.

Этими документами утверждены перечни товаров, подпадающих под квотирование, и размер квот на 2021-2023 годы.

В перечни вошли различные виды медтехники и медицинского оборудования, промышленной продукции, продукции легкой промышленности, радиоэлектроники, и т.д.

При учете госзакупок и закупок госкомпаниями товаров производства РФ и ЕАЭС учитываются только те товары, которые включены в российский и евразийский реестры промышленной продукции, реестр российской радиоэлектронной продукции.

Поправки к законам “О контрактной системе” (44-ФЗ) и “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (223-ФЗ), предусматривающие введение механизма квотирования закупок госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции, были приняты летом 2020 года.

По данным Минпромторга, в 2020 году доля российской продукции в госзакупках выросла до 57% с 49% в 2019 году – госзаказчики закупили товары российского производства на 1,7 трлн рублей (1,4 трлн рублей в 2019 году). На приобретение импортных товаров было затрачено 1,3 трлн рублей (1,4 трлн рублей в 2019 году).

В сегменте закупок госкомпаний рост доли закупок российской продукции оказался более значительным – 86% против 51% в 2019 году. То есть, в 2020 году госкомпании потратили на закупку товаров российского производства 4,7 трлн рублей (2,5 трлн рублей в 2019 году), а на закупку импортных товаров – 749 млрд рублей (2,4 трлн рублей в 2019 году).

ИНТЕРФАКС

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...