Обзор закупочного законодательства с 13.12.2021 по 19.12.2021

Обзор закупочного законодательства с 13.12.2021 по 19.12.2021

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем краткий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, опубликованные в нашем издании по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Утвержден перечень товаров, при закупке которых организациям ФСИН и инвалидам предоставляются преимущества

Документ: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 № 3500-р

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/utverzhden-perechen-tovarov-pri-zakupke-kotoryh-organizatsiyam-fsin-i-invalidam-predostavlyayutsya-preimushhestva/

2.Скорректированы правила реализации ограничений допуска иностранных товаров в соответствии с Постановлением N 617

Документ: Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2021 г. N 2201

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/skorrektirovany-pravila-realizatsii-ogranichenij-dopuska-inostrannyh-tovarov-v-sootvetstvii-s-postanovleniem-n-617/

3.Уточнены ограничения и запреты на закупки иностранной электроники и медтехники (44-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2021 г. № 2213 внесены существенные изменения в импортозамещающий акт, регулирующий закупки электроники и медтехники (постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878).

Отметим наиболее существенные, Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/utochneny-ogranicheniya-i-zaprety-na-zakupki-inostrannoj-elektroniki-i-medtehniki-44-fz/

4.Ряд подзаконных актов в сфере закупок привели в соответствие актуальной на 1 января 2022 г. редакции закона № 44-ФЗ

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. № 2151 внесены изменения в ряд актов Правительства РФ по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вступающие в силу в основной массе с 1 января 2022 г.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/ryad-podzakonnyh-aktov-v-sfere-zakupok-priveli-v-sootvetstvie-aktualnoj-na-1-yanvarya-2022-g-redaktsii-zakona-44-fz/

5.Новые требования к планированию закупок и условиям исполнения контрактов

Документ: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. № 2151

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/novye-trebovaniya-k-planirovaniyu-zakupok-i-usloviyam-ispolneniya-kontraktov/

6.Внесены изменения в порядок ведения реестра госконтрактов

Документ регулирует взаимодействии заказчиков с Казначейством для формирования реестра госконтрактов.

В частности, приказ вносит изменения в коды и наименования способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые необходимо указывать при формировании информации в целях ведения реестра контрактов.

Приказ вступает в силу с 01.01.2022, за исключением отдельных положений.

Документ: Приказ Минфина России от 22.11.2021 № 191н

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-poryadok-vedeniya-reestra-goskontraktov/

7.На официальном интернет-портале правовой информации сегодня опубликован приказ Минфина России от 15.11.2021 № 175н “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов РФ от 1 апреля 2020 г. № 51н”.

Приказ № 51н от 01.04.2020 гола “О порядке согласования применения закрытых способов определения поставщиков” признан утратившим силу с 01.01.2022 года.

Также внесены изменения:

▪️Приказ №126н от 04.06.2018 года,

▪️Приказ №55н от 10.04.2019 года,

▪️Приказ №127н от 18.12.2013 года,

▪️Приказ №158н от 31.07.2020 года.

Документ: Приказ Министерства финансов РФ от 15.11.2021 № 175н

https://gkgz.ru/prikaz-ministerstva-finansov-rf-ot-15-11-2021-175n/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

1.Минпромторг: новые требования к ограничению допуска иностранной продукции

С 30 декабря 2021 г. вступают в силу изменения в постановление № 617.

Краткий обзор нововведений:

1️⃣появится новый перечень продукции, по которой нужно будет применять правило «третий лишний»;

2️⃣предусмотрены новые случаи, когда ограничение допуска не будет устанавливаться заказчиком: закупки запчастей и расходников и несовместимость продукции;

3️⃣скорректированы требования к порядку подтверждения участником закупки соблюдения ограничения допуска импортной продукции:

▪️ уточнено, что участник закупки декларирует в заявке, т.е. указывает в ней номера реестровых записей по российской/евразийской промпродукции;

▪️ установлено, что участник закупки обязан представить в составе заявки не сертификат СТ-1, а только его регистрационный номер – для случаев, когда товар отсутствует в реестрах.

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/minpromtorg-novye-trebovaniya-k-ogranicheniyu-dopuska-inostrannoj-produktsii/

2.Об изменениях функционала ЕИС в рамках требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

Изменения в части формирования отчетности по договорам, включающей сведения о достижении установленных долей закупок товаров российского происхождения в рамках Закона № 223-ФЗ.

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/ob-izmeneniyah-funktsionala-eis-v-ramkah-trebovanij-federalnogo-zakona-ot-18-07-2011-223-fz/

3.В ЕИС опубликован новый порядок осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ

С 01.01.2022 вступают в силу существенные изменения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ, направленные на оптимизацию и автоматизацию закупочного процесса. Ключевые нововведения.

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/v-eis-opublikovan-novyj-poryadok-osushhestvleniya-zakupok-v-sootvetstvii-s-zakonom-44-fz/

4.Электронное актирование в ЕИС в сфере закупок. Обязательность применения с 01.01.2022

Федеральное Казначейство выпустило обучающее видео для заказчиков и участников закупок. Запись от 13.12.2021 г. Маркова Кристина Анатольевна – Заместитель начальника Управления развития контрактной системы ФК.

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/elektronnoe-aktirovanie-v-eis-v-sfere-zakupok-obyazatelnost-primeneniya-s-01-01-2022/

5.Изменение порядка заключения контрактов в рамках Закона № 44-ФЗ

С 01.01.2022 вступает в силу статья 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 360–ФЗ), определяющая новый порядок и сроки заключения контрактов по результатам электронных процедур. В связи с этим, начиная с версии 12.0, в ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК будут реализованы соответствующие доработки.

Смотрим дайджест👇🏻

https://gkgz.ru/izmenenie-poryadka-zaklyucheniya-kontraktov-v-ramkah-zakona-44-fz/

6.Краткий, но Ёмкий обзор: Основных изменений в госзакупках с 1 января 2022 года

Смотрим👇🏻

https://gkgz.ru/obzor-osnovnye-izmeneniya-v-goszakupkah-v-2022-godu/

7.Банк России повысил ключевую ставку сразу на 100 б.п., до 8,5% годовых.

❗️Размер ключевой ставки имеет значение, в частности, при начислении заказчикам и поставщикам пени за просрочку исполнения обязательств по контракту в соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/tsb-povysil-klyuchevuyu-stavku-na-100-b-p-do-8-5-godovyh/

8.ФАС разъяснила, как оценивать опыт участников при госзакупках строительных работ

Ведомство рассказало, как применять Правила оценки заявок в строительных закупках (утверждённые Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085). В частности, разъяснено, можно ли установить требование к минимальной стоимости исполненных контрактов, законно ли принимать к оценке только госконтракты или контракты на капремонт.

Документ: Письмо ФАС России от 08.12.2021 N МШ/105064/21

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/fas-razyasnila-kak-otsenivat-opyt-uchastnikov-pri-goszakupkah-stroitelnyh-rabot/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Заказчик теряет право выплат по банковской гарантии, если его односторонний отказ от исполнения контракта признан незаконным

Если односторонний отказ заказчика от исполнения контракта признан незаконным, то он не может предъявить требование к гаранту о выплате банковской гарантии, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 09 декабря 2021 года № 306-ЭС21-25327 по делу №А12-30889/2020

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/zakazchik-teryaet-pravo-vyplaty-po-bankovskoj-garantii-esli-ego-odnostoronnij-otkaz-ot-ispolneniya-kontrakta-priznan-nezakonnym/

2.Работы по замощению и покрытию (в том числе спортивных площадок) – это неотделимое улучшение земельного участка и не является объектом капитального строительства, а следовательно, не могут быть учтены для целей постановления Правительства РФ №99 при предоставлении опыта по строительству, реконструкции, капремонту объекта капстроительства, следует из определения Верховного Суда.

Документ: Определение ВС РФ от 09 декабря 2021 года №309-ЭС21-16773 по делу №А07-31052/2019

https://gkgz.ru/vs-rf-raboty-po-zamoshheniyu-i-pokrytiyu-ne-yavlyaetsya-obektom-kapitalnogo-stroitelstva

3.Закупки в электронных магазинах на сегодняшний день полностью выведены из-под контроля ФАС – как закупочный офшор

Документ: Решение УФАС Челябинской области о возврате жалобы №941-ж/2021

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/zakupki-v-elektronnyh-magazinah-na-segodnyashnij-den-polnostyu-vyvedeny-iz-pod-kontrolya-fas-kak-zakupochnyj-ofshor/

4.О последовательности действий ФАС при наличии признаков установления и поддержания монопольно высокой цены

Наличие признаков злоупотребления доминирующим положением путем совершения действий по установлению и поддержанию монопольно высокой цены (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) устанавливается антимонопольным органом при проведении анализа состояния конкуренции с последовательным соблюдением всех этапов, предусмотренных приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. №220. Анализ состояния конкуренции на товарном рынке необходимо осуществлять в указанной Порядком последовательности, так как качество реализации последующих этапов напрямую зависит от реализации предыдущих. Нарушение данной последовательности или непроведение какого-либо из предусмотренных Порядком этапов может привести к некорректным выводам о границах товарного рынка или о состоянии конкуренции на нем, следует из решения Апелляционной коллегии ФАС России.

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/o-posledovatelnosti-dejstvij-fas-pri-nalichii-priznakov-ustanovleniya-i-podderzhaniya-monopolno-vysokoj-tseny/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Вправе ли бюджетное учреждение закупить по Закону № 44-ФЗ в 2021 году, если исполнение будет в 2022-м ?

Мы — ФГБУ. Можем ли мы заключить контракт по Закону № 44-ФЗ сейчас со сроком выполнения работ с 1 января по 31 мая 2022 года?

📌Ответ эксперта:

Да, можете. Срок оказания услуг в контракте определяет только заказчик. ФГБУ может заключить контракт в ноябре—декабре 2021 года со сроком выполнения работ с 1 января по 31 мая 2022 года. Средства на оплату услуг должны быть в наличии по данным плана финансово-хозяйственной деятельности. Это средства 2022 года. Их указывают в плане-графике, извещении, реестре контрактов в ячейке «2022».

Подробнее👇🏻

https://gkgz.ru/vprave-li-byudzhetnoe-uchrezhdenie-zakupit-po-zakonu-44fz-v-2021-godu-esli-ispolnenie-budet-v-2022-m/

2.Заказчик осуществил закупку цветного струйного МФУ (многофункционального устройства) на сумму 13 990,00 руб. у единственного поставщика на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Указанное МФУ включено в Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), утвержденный распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 31.05.2018 N 100-р. Предельная цена, предусмотренная нормативным правовым актом на дату проведения закупки МФУ, установлена в размере 6615 руб. Заказчик при планировании и проведении закупки не учитывал установленные требования в связи с отсутствием (по мнению заказчика) в указанном перечне закупаемого товара. Приобретенный заказчиком товар имеет технологию печати “термическая струйная”, а не просто “струйная”, как предусмотрено требованиями. Указанные технологии существенно отличаются друг от друга, в том числе и типом чернил, которые позволяют получать светоустойчивые и водоустойчивые распечатки, что обеспечивает длительное хранение отпечатанного изображения без потери его качества. Приобретенное МФУ также позволяет печатать на бумаге высокой плотности до 275 г/кв. м (плотном картоне, фотобумаге, глянцевой бумаге), что невозможно выполнить на обычном струйном устройстве. Данные потребительские свойства товара МФУ струйное в Перечне не предусмотрены.

❓Каким образом заказчику обосновать невозможность соблюдения правил нормирования при проведении закупки? Каким образом заказчик может приобрести товары, включенные в перечень, обладающие дополнительными потребительскими свойствами, по цене за единицу выше, чем указано в требованиях к данному виду товаров, при отсутствии на рынке ценовых предложений, соответствующих предельной цене товара, установленной нормативным правовым актом?

📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Возможность обоснования заказчиком несоблюдения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, установленных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ, законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена. При наличии у заказчика объективной необходимости в приобретении товаров, работ, услуг, отличных по своим характеристикам (в том числе по цене) от указанных требований, заказчик вправе обратиться к установившему их органу (учреждению, корпорации) с мотивированным предложением о корректировке (актуализации) установленных значений характеристик такой продукции. При этом закупка такой продукции может быть осуществлена только после внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт, определяющий такие требования.

Обоснование вывода👇🏻

https://gkgz.ru/kakim-obrazom-zakazchiku-obosnovat-nevozmozhnost-soblyudeniya-pravil-normirovaniya-pri-provedenii-zakupki/

3.В контракте в качестве предмета указано выполнение работ по установке системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств подачи тревожных сообщений. Однако фактически по этому контракту выполнялись работы по демонтажу ранее установленного у заказчика оборудования и монтажу на новом месте в помещениях заказчика, то есть не установка, а переустановка оборудования.

❓Можно ли изменить предмет контракта, заключенного бюджетным учреждением в соответствии с Законом N 44-ФЗ путем проведения закупки малого объема через электронный магазин, заменив в предмете контракта слово “установка” на “переустановка” и код бюджетной классификации?

📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Изменение сторонами предмета контракта, в том числе при осуществлении закупок малого объема у единственного подрядчика, не допускается.

Однако изменение наименования работ при сохранении неизменным их содержания и прав и обязанностей сторон контракта не является изменением предмета контракта и вообще изменением его условий. Тем более это касается сведений о коде бюджетной классификации, не являющихся условиями контракта.

Окончательный ответ о допустимости внесения таких изменений в контракт может дать только суд с учетом всех фактических обстоятельств.

Обоснование вывода👇🏻

https://gkgz.ru/vopros-ob-izmenenii-predmeta-goskontrakta/

Смотрим предыдущий👉🏻  Обзор закупочного законодательства с 06.12.2021 по 12.12.2021
По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...