Каким образом заказчику обосновать невозможность соблюдения правил нормирования при проведении закупки?

Каким образом заказчику обосновать невозможность соблюдения правил нормирования при проведении закупки?

Заказчик осуществил закупку цветного струйного МФУ (многофункционального устройства) на сумму 13 990,00 руб. у единственного поставщика на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Указанное МФУ включено в Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), утвержденный распоряжением Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 31.05.2018 N 100-р. Предельная цена, предусмотренная нормативным правовым актом на дату проведения закупки МФУ, установлена в размере 6615 руб. Заказчик при планировании и проведении закупки не учитывал установленные требования в связи с отсутствием (по мнению заказчика) в указанном перечне закупаемого товара. Приобретенный заказчиком товар имеет технологию печати “термическая струйная”, а не просто “струйная”, как предусмотрено требованиями. Указанные технологии существенно отличаются друг от друга, в том числе и типом чернил, которые позволяют получать светоустойчивые и водоустойчивые распечатки, что обеспечивает длительное хранение отпечатанного изображения без потери его качества. Приобретенное МФУ также позволяет печатать на бумаге высокой плотности до 275 г/кв. м (плотном картоне, фотобумаге, глянцевой бумаге), что невозможно выполнить на обычном струйном устройстве. Данные потребительские свойства товара МФУ струйное в Перечне не предусмотрены.
❓Каким образом заказчику обосновать невозможность соблюдения правил нормирования при проведении закупки? Каким образом заказчик может приобрести товары, включенные в перечень, обладающие дополнительными потребительскими свойствами, по цене за единицу выше, чем указано в требованиях к данному виду товаров, при отсутствии на рынке ценовых предложений, соответствующих предельной цене товара, установленной нормативным правовым актом?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Возможность обоснования заказчиком несоблюдения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, установленных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ, законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена. При наличии у заказчика объективной необходимости в приобретении товаров, работ, услуг, отличных по своим характеристикам (в том числе по цене) от указанных требований, заказчик вправе обратиться к установившему их органу (учреждению, корпорации) с мотивированным предложением о корректировке (актуализации) установленных значений характеристик такой продукции. При этом закупка такой продукции может быть осуществлена только после внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт, определяющий такие требования.

Обоснование вывода:

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в целях указанного Закона обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями ст. 19 и 22 этого Закона. Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок (ст. 98 Закона N 44-ФЗ) и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок (п. 2 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с ч. 4 указанной статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Из изложенного следует, что соблюдение заказчиком установленных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (далее также – продукция), в том числе предельной цене продукции, является обязанностью заказчика. При этом законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает каких-либо исключений из указанных требований для отдельных категорий заказчиков, включая и бюджетные учреждения. Закон N 44-ФЗ также не предусматривает условий, при которых допускается неприменение таких требований. В частности, в законодательстве отсутствуют нормы, из которых бы следовало, что неприменение соответствующих требований возможно при условии обоснования заказчиком невозможности их соблюдения.

Таким образом, положения Закона N 44-ФЗ о соблюдении заказчиками установленных в соответствии со ст. 19 указанного Закона требований к отдельным видам продукции (в том числе к предельной цене продукции) носят императивный характер. Несоблюдение заказчиком таких требований при выборе продукции, включенной в упомянутый в вопросе Перечень (в том числе при закупке многофункционального устройства), может повлечь административную ответственность должностных лиц заказчика, предусмотренную ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ (ч. 6 ст. 18 Закона N 44-ФЗ). При этом, на наш взгляд, само по себе то, что планируемая к закупке или приобретенная заказчиком продукция обладает дополнительными потребительскими свойствами (характеристиками) по сравнению с предусмотренными в соответствующем правовом акте в сфере нормирования, не означает, что такая продукция может рассматриваться как не относящаяся к отдельным видам товаров, работ, услуг, для которых установлены указанные требования.

По нашему мнению, при наличии объективной необходимости заказчика в приобретении продукции, для которой в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ установлены требования к потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам (в том числе предельные цены), отличной по своим характеристикам (в том числе по цене) от таких требований, заказчик вправе обратиться к установившему их органу (учреждению, корпорации) с мотивированным предложением о корректировке (актуализации) значений потребительских свойств (в том числе характеристик качества) и иных характеристик (в том числе предельной цены) соответствующей продукции, в том числе вследствие изменения рыночных цен на соответствующую продукцию. При этом закупка такой продукции может, на наш взгляд, быть осуществлена только после внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт, устанавливающий требования в сфере нормирования.

Разумеется, мы не можем исключить, что характеристики приобретенного заказчиком МФУ (а именно – используемая в нем технология печати) позволяют рассматривать его как разновидность устройств, требования к которым не предусмотрены упомянутым в вопросе правовым актом в сфере нормирования. Для решения этого вопроса требуется установить, являются ли упомянутые технологии печати самостоятельными или охватываются общим понятием “струйная печать”. В первом случае, действительно можно прийти к выводу о том, что заказчиком приобретен товар, для которого в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ не предусмотрены предельно допустимые требования в сфере нормирования. В последнем случае следует признать, что заказчиком нарушены требования в сфере нормирования. Однако однозначно ответить на этот вопрос мы не можем, поскольку он является не юридическим, а техническим.

В заключение подчеркнем, что вышеизложенное является нашим экспертным мнением. Обнаружить правоприменительную практику, подтверждающую или опровергающую его, нам не удалось.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Пилипенко Эльвира
Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...