О заключении контракта на оказание образовательных услуг

О заключении контракта на оказание образовательных услуг

1.Должен ли государственный контракт, реализуемый в рамках Закона N 44-ФЗ, содержать существенные и необходимые условия для договоров об образовании, установленные Законом N 273-ФЗ, а именно:
а) сведения о лицах, зачисляемых на обучение (в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 54 Закона N 273-ФЗ): фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (в соответствии с абзацем “е” п. 13 постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441);
б) права, обязанности и ответственность обучающегося и образовательной организации (в соответствии абзацем “ж” п. 13 постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441);
в) образовательная программа (в соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона N 273-ФЗ).
2. Исключают ли положения Закона N 44-ФЗ и Закона N 152-ФЗ выполнение
вышеперечисленных норм, особенно связанных с указанием персональных данных лиц, зачисляемых на обучение?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Контракт на оказание образовательных услуг должен содержать обязательные условия, предусмотренные законодательством об образовании.
Однако применение этих требований в каждом конкретном случае определяется квалификацией заключаемого контракта.

Обоснование вывода:

Поскольку законодательство РФ о контрактной системе основывается, в частности, на положениях Гражданского кодекса РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), представляет собой гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 этого Закона), существенные условия контракта, заключаемого в соответствии с этим Законом, определяются исходя из положений ГК РФ и с учетом требований Закона N 44-ФЗ. При этом правила Закона N 44-ФЗ определяют требования к содержанию контракта, порядку его заключения, основаниям изменения и расторжения, ответственности сторон и т.д. (смотрите ст. 24349495 Закона N 44-ФЗ) и являются специальными по отношению к нормам ГК РФ (смотрите, например, постановления АС Дальневосточного округа от 10.06.2021 N Ф03-2380/21, АС Волго-Вятского округа от 28.12.2020 N Ф01-15308/20).

Требования к содержанию условий, которые должен содержать контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, преимущественно приведены в ст. 34 этого Закона и, кроме того, содержатся в иных общих нормах этого Закона, в частности, в п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, которая определяет требования к содержанию извещения об осуществлении конкурентной закупки, на котором должен основываться проект контракта, прилагаемый к данному извещению, и который является основой для контракта, подписываемого по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом (ч. 1 ст. 34п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем указанные нормы носят общий характер и по общему правилу не регулируют все условия договоров (контрактов) отдельных видов или категорий. Закон N 44-ФЗ учитывает особенности только отдельных видов контрактов, например подряда на выполнение работ по проектированию и строительных работ и контрактов на поставку отдельных видов товаров, например лекарственных средств. Поэтому в любом случае должны учитываться нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие существенные условия отдельных видов договоров (например, применительно к договору лизинга (финансовой аренды) на это указывается в письме ФАС России от 14.07.2014 N АД/28082/14) и устанавливающие содержание тех или иных условий таких видов договоров.

В тех же случаях, когда условия договоров определенного вида регламентируется специальными законами или иными нормативными правовыми актами, следует исходить из того, что нормы таких актов являются специальными по отношению к нормам Закона N 44-ФЗ (смотрите письмо ФАС России от 16.11.2017 N ВК/79958/17, п. 39 Обзора ВС РФ от 28.06.2017). В некоторых случаях такие особенности также учитываются Законом N 44-ФЗ. Так, неоднократное признание судами приоритета норм законов, регулирующих деятельность естественных монополий и ресурсоснабжающих организаций (в том числе предполагающих применение типовых договоров, смотрите, например, постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 “Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения”), над нормами Закона N 44-ФЗ привело к внесению в этот Закон поправок, в значительной мере выводящих договоры такого типа из-под его действия.

По нашему мнению, такой подход должен быть распространен и на иные случаи. Иными словами, если условия договоров определенного вида регламентируются специальными, “отраслевыми” нормативными правовыми актами, то условия контракта должны соответствовать именно этим нормам. В частности, действительно, обязательными для включения в договор об образовании являются условия, перечисленные в чч. 23 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон N 273-ФЗ).Необходимость включения в контракт условий, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, подтверждается судебной практикой (смотрите постановление АС Центрального округа от 27.06.2023 N Ф10-2496/23, постановление Первого ААС от 09.03.2017 N 01АП-9328/16, постановление Двадцатого ААС от 30.07.2015 N 20АП-3892/15). При этом в отношении защиты персональных данных должно применяться правило, предусмотренное ч. 5 ст. 4 Закона N 44-ФЗ: “Согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, содержащихся в информации и документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не требуется при обработке персональных данных в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом”.

Однако в условиях, когда особенности какого-либо вида договоров не учитываются Законом N 44-ФЗ, всегда встает вопрос о соотношении его требований и требований иных законов, в том числе применительно к конкретным условиям конкретных разновидностей договоров такого рода. Как указывается в преамбуле Обзора судебной практики…, утвержденного Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 года, “для правильного разрешения судами указанной категории споров большое значение имеет определение соотношения между положениями Закона о контрактной системе и иными федеральными законами, входящими в систему законодательства о контрактной системе в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона, и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации… суды руководствуются нормами Закона о контрактной системе, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм – непосредственно нормами ГК РФ”.

При этом следует учитывать, во-первых, что стороны могут заключить договор – как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, или смешанный договор, содержащий элементы разного вида договоров (пп. 23 ст. 421 ГК РФ). Во-вторых, в тех случаях, когда содержание условия договора не определено нормами закона, оно определяется соглашением стороны (п. 4 ст. 421п. 1 ст. 422 ГК РФ). В случае же проведения закупки по Закону N 44-ФЗ конкурентным способом законом определен специальный порядок согласования условий контракта: они определяются, с одной стороны, извещением об осуществлении такой закупки, как уже говорилось выше, и заявкой участника этой закупки, с которым заключается контракт по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с другой стороны (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). При этом приоритет потребностей заказчика при определении требований к предмету контракта признавался судебной практикой еще в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10). В развитие данной позиции в п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017 уже в период действия Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), указывалось, что неуказание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. С другой стороны, участник каждой конкретной закупки может обратиться за разъяснениями положений извещения об осуществлении этой закупки (ч. 4 ст. 42 Закона N 44-ФЗ), а заказчик может по итогам рассмотрения вопроса внести изменения в такое извещение (ч. 4 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).

С учетом ст. 431 ГК РФ вышесказанное означает, во-первых, что квалификация каждого конкретного контракта должна определяться исходя из его совокупного содержания, всех его условий, толкуемых с учетом общего смысла и цели его заключения. В связи с этим должны отметить, что нами в правоприменительной практике найден материал, в котором контракт, возможно, аналогичный предлагаемому к заключению в рассматриваемой ситуации, был квалифицирован как договор, не тождественный описываемому в ст. 54 Закона N 273-ФЗ. Так, в решении УФАС по Челябинской области от 01.04.2021 N 074/06/105-787/2021 говорится, что “контракт, заключенный по итогам проведения аукциона между заказчиком и исполнителем, не является в полной мере договором об образовании, поскольку лицо, зачисляемое на обучение, не является стороной возникших правоотношений. При этом права и обязанности обучающегося возникают на основании распорядительного акта о приеме лица на обучение. Более того, права и обязанности обучаемого, а также его персональные данные содержатся в договоре об оказании образовательных услуг, заключаемом между Областным казенным учреждением “Центр занятости населения города Озёрска” и гражданином… При этом размещенный в составе документации об аукционе проект контракта содержит всю необходимую информацию, предусмотренную законодательством о контрактной системе”. Аналогичный вывод содержится в решении УФАС по Ярославской области от 26.03.2021 N 076/06/64-254/2021, в котором указывается: “Контракт, заключаемый по итогам проведения данной конкурентной закупки, представляет собой не договор об образовании, заключенный между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимся или между организацией, осуществляющей образовательную деятельность (исполнителем, заказчиком и обучающимся (трехсторонний договор)), а государственный контракт, предметом которого является оказание образовательных услуг, заключаемый от имени субъекта РФ… государственным заказчиком, для обеспечения государственных нужд…”.

Во-вторых, в том числе в связи с “во-первых”, при решении спора об условиях контракта всегда может быть поставлен вопрос о согласованности спорных условий, в том числе о добросовестном участии в таком согласовании участника закупки, с которым заключается контракт. Так, в постановлении Двенадцатого ААС от 02.05.2023 N 12АП-3088/23 указывается: “Требования заказчика согласуются с его правом предусматривать условия необходимой ему услуги, поскольку именно такие условия отвечают потребностям по оказанию услуги по дополнительному профессиональному обучению безработных, находящихся на территории Астраханской области… истец изучил извещение о проведении электронного аукциона, документацию об электронном аукционе, принял участие в электронном аукционе, согласился подписать контракт на условиях ответчика при признании его победителем, что подтверждается поданной истцом заявкой на участие в электронном аукционе. За урегулированием спорных условий контракта в суд не обратился… Истец не представил в материалы дела доказательств того, что на стадии заключения контракта он обращался к заказчику с требованиями о разъяснении условий контракта, аукционная документация в порядке, установленном законодательством, истцом не обжаловалась. Контракт подписан со стороны истца 27.06.2022, что свидетельствует о том, что истец с условиями контракта был согласен, эти условия ему были понятны”. Аналогичная позиция отражена в постановлении Четырнадцатого ААС от 26.04.2023 N 14АП-1510/23.
Хотя должны отметить, что, как ни странно, практика, касающаяся рассматриваемого вопроса, на настоящий момент крайне немногочисленна, так что говорить о позициях, касающихся квалификации контрактов, направленных на получение образовательных услуг, а также о необходимости учета требований Закона N 273-ФЗ при формировании их условий представляется затруднительным.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...